Применение ИКТ в процессе логопедического сопровождения учащихся коррекционной школы

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий одно из необходимых условий обучения и социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Все чаще поступают в школу учащиеся, которые не могут сосредоточить своё внимание на выполнении задания, не способны долго сидеть за столом во время занятия, выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, не могут рассматривать картинки, не владеют вербальной речью.

Как показывает практический опыт, применение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья различных нестандартных приемов и методов способствует положительному эмоциональному состоянию учащихся, предупреждает утомление, активизирует познавательную деятельность, позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации поставленных задач и повышения мотивации детей к занятиям на коррекционно-развивающих занятиях необходимо использовать компьютерные программы. В процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями при применении компьютерных технологий занятия становятся более привлекательным и захватывающим, за счёт богатства мультимедийных возможностей. Информационно-коммуникационные технологии могут применяться на любом этапе занятия. Чтобы не перегружать нервную систему учащихся рекомендуется использовать компьютерные технологии, как дополнительное средство работы и в течение непродолжительного времени.

При использовании ИКТ на логопедических занятиях решаются следующие задачи:

  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Развитие двигательного и артикуляционного праксиса.
  • Развитие и коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
  • Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  • Формирование звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза.
  • Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
  • Профилактика дисграфии и дислексии.

Можно выделить основные направления деятельности учителя-логопеда при использовании в работе информационно-коммуникационных технологий:

  1. Диагностика речевых и не речевых функций.
  2. Проведение индивидуальных, групповых и фронтальных занятий.
  3. Взаимодействие с родителями.

При проведении диагностики речевого развития обучающихся применяются различные программы, например, методика Акименко В.М. Разделы программы снабжены интересным красочным материалом, что даёт возможность, не утомляя ребенка, провести обследование всех сторон его речи. В программе обследования, вносятся баллы за ответы детей, что позволяет провести количественную обработку данных, это ускоряет процесс подсчетов результатов.

При проведении коррекционно-развивающих занятий используется различное интерактивное оборудование:

  • Интерактивные доски, компьютеры, планшеты с различными программами, познавательно-речевыми играми («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Согласные и гласные похожие, но разные», «Логопедические паззлы», «Звуковой калейдоскоп», «Обучение грамоте» и т.д.), мультимедийными презентациями («Сказка о весёлом язычке», «Играем с Буратино», «Волшебные цепочки», «Занимательная грамота» и др.).
  • Интерактивный стол Inter Touch Light, с игровыми приложениями: обучение счету, чтению и письму; логические игры и загадки; задачи на внимание и развитие памяти; пазлы и раскраски; изучение природы и животных.
  • Звуковая система «OptiMusik6», с различными играми на звукоподражание: звуки домашних, диких, экзотических животных, звуки космоса, неречевые звуки, также игры на развитие точных движений кисти.
  • Интерактивная тумба, интерактивный пол, с множеством интересных и динамичных игр для детей, попадая в зону проекции, ребенок своими действиями заставляет картинку «оживать».
  • Логопедический интерактивный комплекс «Теремок», с множеством логопедических игр на развитие речи.
  • Коммуникативные игры «Слушать интересно 1», «Слушать интересно 2» учат детей соотносить звук с предметом. А это значит, звуки будут нести информацию до детей и помогут им ориентироваться в пространстве.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, не владеющего вербальной речью, нарушен контакт с окружающим миром. В связи с этим обучение ребенка речи с использованием компьютерных технологий, а именно альтернативных (дополнительных) средств коммуникации существенно расширяют возможности для общения. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

К альтернативным дополнительным средствам коммуникации относятся простые вспомогательные технические средства коммуникации с речевым выводом - Планшет «GoTALK» 9+. Это устройство предоставляет возможность записи, сохранения и воспроизведения 20 голосовых сообщений, 2 из них - постоянные, это слова «Да»-«Нет». Коммуникатор управляется с помощью экранной панели, состоящей из клавиш. Карточка-заставка с изображением полей вставляется под защитную решетку сбоку. Данный коммуникатор можно использовать как диктофон, с помощью которого можно заранее воспроизвести на него звуки, слоги, слова, фразы и предложения. Для удобства использования имеется ручка для переноски.

Мобильные приложения «Говори молча», «Общение», «Мой коммуникатор», «AR TUTOR», «Пойми меня» являются искусственным заменителем речи для неговорящих детей. С помощью озвученных и выразительных пиктограмм не только дети, но и взрослые, по разным причинам лишённые естественной речи, смогут стать понятыми в выражении своих потребностей и желаний. Данные приложения можно установить и использовать на любом Android. В программах используются качественная озвучка, есть возможность добавить новые слова, карточки, а также отправить напечатанное предложение на мобильный телефон другого человека.

Неотъемлемой частью работы учителя-логопеда в коррекционном образовательном учреждении является постоянное взаимодействие с родителями. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить консультации, семинары-практикумы и родительские конференции в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, оформлять информационные стенды для родителей. Предоставлять родителям задания с помощью электронной почты, различных месенджеров, показывать видеоматериалы и презентации, по развитию речи; фото и видеозаписи логопедических занятий с детьми.

Таким образом, при систематическом использовании в работе учителя-логопеда коррекционной школы информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения в разы увеличивает эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы.