Целью работы является формирование у дошкольников умения анализировать слово, дифференцировать звуки неотделимо от степени развития фонематического слуха. Овладение звуковым анализом и синтезом сопряжено с целым рядом трудностей. Эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью, которые в той или иной степени отличаются у детей с ОНР, если корректировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми. Дополнительно к слуховой необходимо добавить и зрительную опору. Речевые звуки – это особая категория, их нельзя увидеть, нельзя потрогать. Поэтому при обучении детей с ОНР к принципу наглядности добавляется принцип символичности, переход от наглядных средств обучения через замещение, кодирование, схематизацию к моделированию символикой. Ребенок, не различив на слух какой-нибудь звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы при коррекции звукопроизношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь. Модели артикуляции звуков легко запоминаются дошкольниками и безошибочно соотносятся со звуком. Они улучшают представление детей о звуковом составе языка, способствуют устойчивой дифференциации звуков и создают базу успешного обучения грамоте.
Тема: Звуки “ш” – “ж”.
Цели:
- Коррекционная. Учить дифференцировать звуки “ш” – “ж” на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях.
- Обучающая . Закрепление навыка послогового чтения, написание большой буквы в именах людей, слогов “ши” – “жи”.
- Воспитательная . Воспитывать умение работать в коллективе в процессе игры “Живые слова”.
- Развивающая . Развитие мышления, памяти, внимания в процессе работы с моделями звуков.
Оборудование:
- Картинки – символы.
- Модель артикуляции звуков.
- Карточки со звуковыми примерами.
- Предметные картинки со звуками “ш” – “ж”.
- Карточки для определения позиции звука в слове.
- Иллюстрации с изображением детей и схемой их имен.
- Модели звуков с тесьмой для того чтобы повесить их на грудь.
- Игрушка “Незнайка”.
- Закладки с изображением собачек.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Объявление темы занятия. Логопед показывает картинку-символ, а дети соответствующую модель артикуляции звука.
– Как шипит змея? (ш)
– Как шипит проколотая шина? (ш)
– Как жужжит жук? (ж)
– Как шумит лес? (ш)
– Как работает мотор у ракеты? (ш)
– Как жужжит пчела? (ж)
– Как вертится юла? (ж)
Сегодня мы будем сравнивать звуки “ш” и “ж”.
– Какое положение занимают органы артикуляции при произнесении звука “ш”?
– Какое положение занимают органы артикуляции при произнесении звука “ж”?
– Дайте характеристику звуков “ш”, “ж”.
– Чем похожи звуки?
– Чем отличаются?
К нам сегодня пришел Незнайка. У него такая проблема: он правильно произносит звук “ш”, “ж”, но в речи их путает.
– Давайте поможем Незнайке научиться различать звуки”ш” – “ж” в речи.
II. Решение звуковых примеров.
Ж – Ш =
Ш + = Ж
Объяснение решения.
III. Чтение слогов. Слов.
Ша – жа
Шу – жу Ши – жи Шэ – жэ Шо – жо Шар – жар Шутка – жутко Саша – сажа Сушу – сужу Луша – лужа Скошу – скажу Шила – жила |
аш – аж уш – уж иш – иж эш – эж ош – ож
|
IV. Физминутка с элементами “Восточной гимнастики”.
“Чистая вода”.
Дети садятся на ковер по-турецки. Логопед произносит слова со звуками “ш” – “ж”. Если в слове звучит “ш”, то дети выполняют упражнение “Кувшинчик” (ладони разведены перед лицом в форме кувшинчика). Если в слове звучит звук “ж”, то дети выполняют упражнение “Ручеек” (Ладони сложить вместе, змеевидное движение рук вперед.)
Давайте наберем чистой воды из журчащего ручья в кувшин. Пусть ваша речь будет такой же чистой, как вода из горного ручья.
V. Определение наличия звуков “ш” – “ж”.
1. Дидактическая игра “Какой звук встречается чаще?”
Логопед читает чистоговорку, а дети показывают модель артикуляции звука, который чаще всего встречается. Один из детей повторяет чистоговорку:
– Шапка да шубка
– Вот наш Мишутка.– Я по камешкам пошел
Шубу шелкову нашел.– Не найду я ушки у нашей лягушки.
– У еже ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.– Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.– Оса жужжала,
Обнажила жало.
А встретила шмеля –
И хвост поджала.
2. Дидактическая игра “Где спрятался звук?”
Логопед показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.
Шары, жар, ежевика, машина, мороженое, морж, шмель, ерш.
3. Дидактическая игра “Шифровальщик”.
На доске выставляются иллюстрации с изображением детей, а под ними схема слова.
На схеме вместо согласных звуков написаны модели артикуляции согласных звуков, вместо гласных ставятся черточки.
VI. Подвижная игра “Живые модели”.
Модели артикуляции звуков ш, ж.
Гласные буквы написаны на карточках. Модели и карточки с буками висят на тесьме, на шее детей. Детям раздаются модели артикуляционных звуков. Логопед называет слово. У кого есть модели артикуляции звуков, находящихся в данном слове, строятся в шеренгу, чтобы получить слово.
VII. Итог занятия.
– Незнайка очень доволен тем, что поиграл вместе с вами в речевые игры. Теперь он понял, чем отличаются звуки “ш” – “ж” и будет правильно произносить их.
На память о себе он вам дарит закладки со своими питомцами-собачками. Дайте такие клички собакам, чтобы в них были звуки “ш” – “ж”.