Применение игровых технологий на этапе формирования буквенного гнозиса и праксиса у дошкольников с ОНР как одно из условий преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: игровые технологии


Старший дошкольный возраст - это тот период, в котором происходит становление функциональных базисных навыков чтения и письма (этап подготовки к школьному обучению). Это сложный период, в течение которого детям дошкольникам, а особенно, дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи требуется всесторонняя помощь, так как они нуждаются в особых условиях воспитания и обучения.

«Процесс письма - всё равно, будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или даже списывание с текста,- является очень сложным психологическим актом» [2, стр.326]. Так как обучение в старшем дошкольном возрасте первоначальным навыкам письма и чтения затрагивает изучение печатных букв и письмо под диктовку слогов, слов и коротких предложений только с помощью печатных букв, то хотелось в этой статье уделить внимание использованию игровых технологий для запоминания буквы как графического символа на занятиях по обучению грамоте.

Обучение детей по адаптированной образовательной программе для групп компенсирующей направленности предполагает предварительную и продолжительную работу по развитию фонематических процессов, коррекции звукопроизношения и овладению навыками звукового, слогового анализа и синтеза, а с момента изучения первых звуков и их буквенных обозначений начинается новый букварный период.

«В букварный период происходит последовательное изучение звуков и букв, и здесь особенно важно сразу же правильно построить всю систему сопоставления звуков и букв, чтобы в сознании детей чётко закреплялось представление о принципиальной разнице этих двух знаковых систем». [1, с. 160-161]

Исходя из практического опыта, учитель-логопед выстраивает свою работу на последовательном переходе изучения от звука к букве, от наблюдения над звучанием к наблюдению над написанием (печатанием) буквы. Соотнесение фонемы со зрительным образом буквы, дифференциация от всех других, особенно, от сходных графически для дошкольников с ОНР является очень сложной задачей, так как для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Решение этой задачи требует наибольшего напряжения, как со стороны самого учителя-логопеда, так и со стороны детей. Для облегчения этого процесса должны быть созданы все условия, которые включают:

  • творческий потенциал педагога,
  • насыщенная развивающая предметно-пространственная среда,
  • системность и последовательность подачи развивающего материала,
  • право выбора развивающих игр в пределах изучаемой темы,
  • соответствие развивающих игр возрастным нормам,
  • стимулирование мотивации и учёт интересов детей,
  • опора на «зону ближайшего развития».

Наиболее удобными и эффективными игровыми технологиями, применяемыми в личной практике с детьми на этапе запоминания буквы как графического образа, являются:

Игровая технология М.Монтесори

Обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребёнка букву, а тот должен её опознать), тактильное опознание «наждачных» букв, штриховка.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина

Конструирование изучаемой буквы с помощью игры «Сложи узор», «Уникуб», кубиков, конструкторов. (Рисунок 1)

Игровая технология «Палочки Кюизенера»

Применяю для конструирования буквы с помощью счётных цветных палочек разной длины, «Палочки Кюизенера» развивают мелкую моторику, пространственное и зрительное восприятие, конструктивный гнозис и праксис. (Рисунок 2)

Технология развивающих игр В.Воскобовича

помогает формированию базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях, развитию мышления, воображения и памяти, нахождению и конструированию букв с помощью игр «Игровой квадрат» и « Геоконт». Рисунок 3.

Игровая технология «Математический планшет» Б.Б.Финкельштейна

Конструирование буквы с помощью этой игры даёт возможность исследовательской деятельности, развитию воображения, сенсомоторной памяти. ( Рисунок 4)

Игровая технология «Пальчиковая азбука». Упражнения с пальчиковыми буквами тренируют движения пальцев рук, а это, в свою очередь, способствует активизации моторных речевых зон головного мозга. С помощью пальцев рук дети изображают букву и произносят те звуки, которые обозначаются этой буквой. При этом важно, чтобы элементы пальчиковой азбуки были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у печатной буквы. (Рисунок 5)

Метод кинезиологических упражнений способствует развитию и улучшению пространственных представлений, развитию общей двигательной активности, активизирует познавательные процессы. Например, дети поворачиваются в ту сторону, в которую направлена буква, это помогает на уровне собственного тела запомнить в какую сторону « смотрит» буква.

Информационно-коммуникационные технологии повышают мотивацию детей, активизируют умственную деятельность, поддерживают интерес.
Компьютерные игры для запоминания графического образа буквы и звуков «Азбука», «Как мышонок буквы ловил» и другие.

Так же использую в работе выкладывание изучаемой буквы с помощью палочек, верёвок, жгутов, мозаики , пуговиц с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве; игры «Выбери правильные буквы», «Рассели буквы по домикам», «Угадай, какая буква спряталась», «Почини букву»- реконструкция букв; мягкие алфавиты; магнитные азбуки, нахождение букв в геометрических фигурах. (Рисунок 6)

Смена игровых технологий поддерживает «живой» интерес в детях, мотивирует «делать» и запоминать графический образ буквы, способствует установлению и прочному укреплению звукобуквенных отношений. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии, а упрочнение графического образа буквы с применением различных технологий даёт возможность детям ещё раз усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим, читаем и пишем. Данные игровые технологии, применяемые для формирования буквенного гнозиса и праксиса, полезно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых, также их можно рекомендовать воспитателям и родителям для совместной деятельности с детьми.

В связи с требованиями ФГОС к реализации адаптированной программы применение разнообразных игровых технологий способствует улучшению качества дошкольного образования, так как именно здесь учитывается и подкрепляется интерес детей, самостоятельность выбора развивающих и обучающих игр, что в конечном итоге является отправной точкой при формировании всех видов деятельности дошкольника, его мотивационным ядром для перехода к учебной деятельности, что и составляет непосредственную преемственность дошкольного и начального школьного образования.

С учётом вышесказанного, я вижу крайне важную и необходимую потребность в применении всех вышеуказанных игровых технологий для полноценного формирования буквенного гнозиса и праксиса у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В заключениe хотелось отметить, что применение игровых технологий в работе учителя-логопеда на ступени дошкольного образования, а затем, как элемент, в начальной школе, способствует сохранению преемственности между детским садом и школой, более плавному, мягкому переходу на ступень школьного обучения и формированию графического образа уже прописных букв и навыка правильной письменной речи в целом.

Эта статья актуальна для учителей-логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, а также родителей.

Список литературы

1. Иванова С.Ф., Горбушина Л.А. «Изучение элементов фонетики и графики». В кн.: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой. – М.: Педагогика, 1977. С. – 160-161.

2. Лурия А.Р. «Очерки психофизиологии письма». - М В кн.: Хрестоматия по логопедии. Под ред. Л.С.Волковой Москва «Владос», 1997г.