Логопедия
-
Программа дополнительного образования для дошкольникв "Смекалочка" 2025
Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной. Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.
-
Программа дополнительного образования по развитию графомоторных навыков «Волшебная клеточка» 2024
Цель программы: развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
-
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ ЗПР. Вариант 7.2 2024
Данная программа составлена в соответствии с задачами коррекционно-педагогической работы, предусматривающей развитие взаимосвязанных форм и функций речи, применима прежде всего к учащимся, имеющим выраженные формы речевой патологии и обучающимся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи: обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Вариант 7.2. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
-
Программа коррекции нарушений письменной и устной речи у учащихся младших классов 2011
Программа разработана для учащихся 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи III уровня, для работы в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы. Представлены основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию системных лексических представлений у младших школьников на основе тематического принципа организации речевого материала.
-
Программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся в классах V вида 2012
Преодоление речевых нарушений способствуют гармоническому развитию личности. В классах V вида осуществляется логопедическое сопровождение учащихся на основе специально разработанной программы, целью которой является предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи. Программа представляет собой систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения.
-
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для старших школьников с задержкой психического развития 2023
Создание данного коррекционного курса является актуальным, так как обучающиеся с ЗПР при переходе на уровень основного общего образования продолжают испытывать трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития. Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
-
Программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями 2019
В статье представлена программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся 1-го класса с РАС и интеллектуальными нарушениями. Раскрыто содержание специальной логопедической работы, где особое внимание уделяется социальному и эмоциональному взаимодействию, сенсорному и коммуникативному развитию. Показано, что неотъемлемым условием эффективности логопедического сопровождения является создание мотивирующей среды, учитывающей специфические интересы и особенности переработки сенсорной информации обучающихся.
-
Программа коррекционной работы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). 1–4-е классы 2023
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
-
Программа коррекционной работы учителя-логопеда 2013
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (раздел "Коррекционная программа"). Представлены направления коррекционной работы учителя-логопеда, характеристики учащихся с речевыми отклонениями, основные направления коррекционно-развивающего обучения этих категорий детей, перспективный план работы с детьми с ФФН и ОНР, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.
-
Программа курса "Профилактика нарушений письменной речи обучающихся первого класса с ФФНР" 2018
Рабочая программа по профилактике нарушений письменной речи у обучающихся первого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи направлена на коррекцию имеющихся нарушений устной речи и создание условий для полноценного освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе.
-
Программа курса "Путешествие в страну Чистоговорию" 2012
Сегодня все большее количество детей приходит в школу, имея недостаточный уровень развития устной речи, что неизменно тормозит формирование грамматически правильной письменной речи. Решению этой проблемы и посвящена программа дополнительного образования.
-
Программа курса коррекционных занятий по развитию психомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр 2020
Программа курса коррекционных занятий имеет цель – развитие дефицитарных компонентов психомоторных способностей детей через гармонизацию взаимодействия их психической и моторной сферы посредством подвижных игр и двигательных упражнений.
-
Программа логопедических занятий для школьников с общим недоразвитием речи 2012
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе логопеда и других специалистов. Логопедическая помощь осуществляется в тесном контакте с воспитателями, психологом и родителями ребенка. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи.
-
Программа логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий для дошкольников с общим недоразвитием речи 2013
Программа составлена с учетом опыта автора и примерами конкретных занятий.
-
Программа логопедической работы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 2018
В статье представлена программа логопедической работы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Обозначена проблема малой разрешенности практико-ориентированных задач логопедической коррекции, в частности реализации процесса коррекционно-развивающих занятий по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» в рамках АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).
-
Программа обучения чтению и элементам письма 2012
В системе обучения предусматриваются упражнения, расширяющие и уточняющие словарь, устраняющие недостатки грамматического строя речи, развивающие связную речь. Цель программы: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза звукового состава речи, лексико-грамматических средств языка, графо-моторных навыков. Программа рассчитана на детей 5–6 лет два раза в неделю по 30 минут. Обучение делится на 3 периода. Диагностика развития проводится 3 раза в год.
-
Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта 2013
Цель программы: устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, своевременное и полноценное личностное развитие, интеграция содержания образования и взаимодействия субъектов образовательного процесса.
-
Программа по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста дидактическими играми и упражнениями 2012
Программа является авторской программой состоящей из двух частей: теоретической и практической. Рассмотрены: теоретические аспекты формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста; диагностический инструментарий по отслеживанию звукопроизношения у воспитанников младшего дошкольного возраста, а также перспективное планирование по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений с практическим материалом.
-
Программа по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников "Автор" 2011
Программа представляет собой систему работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников. В основе грамотной письменной речи лежит способность ребенка правильно произносить и различать звуки речи - фонемы, устанавливать их последовательность, количество звуков, соотносить звуки и буквы, ориентироваться на листе бумаги, логически мыслить, правильно держать карандаш.
-
Программа по развитию связной речи в коррекционной школе VIII-го вида 2013
Цель урока: формировать умение использовать в речи распространенные предложения; обобщить знания о словах-предметах, действиях, признаках; повторить и закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных, работы со схемами предложений.
-
Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классов, имеющими диагноз ОНР (из опыта работы) 2016
В программе подгрупповой логопедической работы с первоклассниками отражена система занятий, которая начинается с обогащения и расширения словарного запаса, лексико-грамматических конструкций, формирования основных компонентов нашей речи слов и предложений. Программа рассчитана на целый учебный год по четвертям. Занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете логопеда небольшими подгруппами в соответствии с графиком и в рамках внеурочной деятельности.
-
Программа применения электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи 2012
Наиболее оптимально и эффективно обучение детей с речевыми нарушениями с различными компьютерными программами. Введение в коррекционную работу ПК обеспечивает дифференцированный подход к речевым нарушениям у детей: выработать правильный речевой выдох, дифференцировать голосовые модуляции и перейти к адекватному звукопроизношению.
-
Программа развития детей 3–4 лет (формирование мелкой моторики, развития зрительного внимания и сенсорного восприятия). Тема: "Лесные сказки" 2017
Успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т.е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие составляет фундамент когнитивного развития, а также необходимо для успешного обучения ребенка. Ребенок с помощью дидактических игр, упражнений, элементов сказкотерапии, арт-методов учится познавать свой внутренний мир в системе взаимоотношений; развивает уверенность в себе.
-
Программа речевого и языкового развития детей 5–6-летнего возраста, имеющих ФФН и ОНР 2012
Звуковой анализ слов. Развитие речи. Планирование логопедических занятий с дошкольниками, имеющими ФФН из группы адаптации к условиям школьной жизни (темы занятий по развитию фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза, количество часов). Планирование логопедических занятий с дошкольниками, имеющими ОНР, из группы адаптации к условиям школьной жизни (темы занятий по развитию словарного запаса и грамматического строя речи, количество часов).
-
Программа сопровождения родителей "Мы вместе" 2011
Данный материал можно использовать во внеклассной работе с родителями в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевого дефекта. Цель программы: организация педагогического просвещения родителей в коррекционной работе с детьми.
-
Программа учителя-логопеда в Школе Будущих Первоклассников (ШБП) "Путешествие в Златоустию" 2020
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание занятий. Разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Положительным моментом является и то, что занятия направлены на включение в работу всех анализаторских систем. Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
-
Программа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения "Весёлый язычок" 2024
Занятия по данной программе в основном являются начальным этапом коррекционного процесса направленного на устранения речевых трудностей. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Занятия поводятся в форме игры и вызывают естественный интерес ребенка. Специалист, реализующий программу, использует индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его темп овладения двигательными навыками, не допускается критика и резкие замечания. Стимуляцией к правильному выполнению упражнения является похвала достижений ребенка. В содержании программы коррекции учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
-
Программы по логоритмике «Музыкальная полянка» и «Танец со звуками». 1–4-е классы 2019
Настоящая программа по логоритмике разработана для детей со сложными дефектами. Настоящая программа составлена на 32 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия занимает 20–40 мин. При проведении учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Логоритмические занятия проводятся логопедом и учителем музыки и пения. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Учитель музыки и пения сочетает музыку, речь и движения, логопед продолжает работу, проводимую на логопедических занятиях. Такая комплексная форма способствует коррекции речевых нарушений у детей и развитию личности в целом.
-
Прогулка в осенний лес 2011
Цель занятия: развитие познавательного интереса к обитателям леса.
-
Проект "Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики" 2019
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.