К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической), позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. Благодаря лингвистическим играм мы учимся "вслушиваться", "вглядываться" в мир детей.
Эти игры содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
Используя в логопедической работе с детьми с ОНР лингвистические игры, которые способствуют развитию лексико-грамматического строя речи, формированию фонематического слуха и интонационной выразительности, также игры, направленные на обогащение социального опыта ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с сами собой, мы решаем основные коррекционные задачи:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- развитие навыков связной речи.
Лингвистические игры, применяемые в логопедической работе, мы разделили на III блока:
I блок - игры на развитие лексико - грамматического строя речи;
Разные слова - эти игры, во всем своём многообразии и вариативности, позволяют ребенку увидеть "похожесть" друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствуют развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
1. "Подбор прилагательных"
2. "Что бывает?"
3. "Узнавание"
4. "Цепочка слов"
5. "Кто что делает"
6. "Кто больше?"
Объединение - эта группа игр способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.
1. "Что общего?"
2. "Добавление"
3. "Рисунки по кругу"
4. "Чудесные превращения"
5. "Диафильм"
Все наоборот - эти игры и упражнения являются универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности детей.
1. "Антонимы"
2. "Антонимы - синонимы"
3. "Хорошо - плохо"
4. "Чересчур"
II блок - игры на развитие фонематического слуха и интонационной выразительности;
Магнитофон - в процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими и динамическими характеристиками звучащей речи учатся владеть своим голосовым аппаратом как основным инструментом речевой коммуникации.
1. "Воспроизведение"
2. "Регулирование"
3. "Наоборот"
Эхо - игры развивают у детей внимание к речи собеседника, языковую чувствительность, фонематический слух.
1. "Воспроизведение"
2. "Волшебные человечки"
3. "Поющие звуки"
III блок -игры направленные на обогащение социального опыта;
Познай себя - цель этого цикла игр - обогатить социальный опыт ребенка, его межличностное взаимопонимание с другими людьми и сами с собой. Ребенку необходимо найти достойное место в жизни и осознать свою личностную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.
1. "Представь"
2. "Мир без тебя"
3. "Ласковое имя"
4. "Я люблю себя за то:"
5. "Рассуждалки"
6. "Угадай настроение"
Так, в I блоке применяется игра "Цепочка слов". Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой - либо объект сходными качественными признаками, т.е. дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова - вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - "кошка".
- Кошка бывает, какая? (пушистая, ласковая, разноцветная:)
- Что бывает разноцветным? (радуга, платье:)
- Каким ещё может быть платье? (шёлковым, новым, прямым:) и т.д.
Во II блоке предлагается игра "Волшебные человечки". Содержание игры состоит в следующем: дети разговаривают на языке "волшебных человечков", чётко проговаривая слоговые цепочки ( например : ГЕК, БЫС, ЗНОМ, ЧТУЙ и т.д.)
В III блоке используется игра "Мир без тебя", которая позволяет каждому ребёнку осознать собственную значимость в мире, среди своих сверстников. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок - ему и будут предназначаться слова - комплименты: "Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты:(у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр, хорошо танцуешь и т.п.)".
В качестве показателя эффективности применения лингвистических игр в логопедической работе, мы считаем отсутствие низкого уровня речевого развития у детей при проведении заключительной диагностики и наличие высокого уровня у 80% детей. Отмечается положительная динамика, как в коррекции речевых нарушений, так и в психическом развитии. Данное заключение говорит о том, что применение лингвистических игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР заслуживает особого внимания и может применяться для решения основных коррекционных задач.
Список литературы
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль: "Академия развития", "Академия К", 1998.
- Весёлая З. Игра принимает всех. Минск, 1985.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985.
- Елизова Е.А. Начальная школа. Воспитание. Новая реальность - новые подходы.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Субботский Е. Ребёнок открывает мир. М., 1991.