Применение нетрадиционных методик массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: массаж, звукопроизношение, дизартрия


Трудно переоценить значение речи в развитии ребенка с раннего возраста, ее роли в жизни и различной деятельности человека. Нарушения речи негативно влияют на психическое развитие ребенка, его социализацию, а в дальнейшем на обучение и выбор профессии.

Речевая патология не существует в изолированном виде. С возникновением расстройств речи параллельно возникают сопутствующие нарушения в психологическом развитии ребенка - различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процесса (внимания, памяти, мышления и пр.), что в целом негативно сказывается на формировании личности.

В связи со сказанным проблема поиска путей совершенствования средств и методов преодоления различных видов речевых нарушений является одной из актуальных проблем теории и практики отечественной логопедии.

Одним из главный видов нарушений, трудно поддающимся коррекции, является дизартрия, даже в стертой форме, поскольку механизм речевого нарушения при дизартическом синдроме связан с первичными двигательными расстройствами в речевом аппарате. Это требует поиска специфических мер коррекционного воздействия, обеспечивающих нормализация речевых и моторных функций.

В логопедии в настоящее время массаж и другие нетрадиционные средства воздействия играют значительную роль, особенно при патетичности и другой недостаточности в артикуляционной и мимической мускулатуре (При дизартрии, в послеоперационный период у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которые наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и в других случаях).

В логопедической практике для использования элементов массажа данного вида воздействия уделяется недостаточно внимания. В основном превалируют педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, в ряде случаев не могут в полной мере решить всех проблем по нормализации речи. Не учитывается усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти и др.), как следует понимать и речевых функций, обеспечивает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

Кроме того, массаж, как один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека, может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Целью контрольного этапа - проанализировать и обобщить развитие звукопроизношения и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

После проведения формирующего этапа было проведено повторное тестирование с применением методик, на которые применялись констатирующем этапе.

Нами было проведено обследование состояния звукопроизношения свистящих звуков после применения нетрадиционных методик массажа результаты обследования наглядно показаны на рис. 5.

Рис. 5. Состояния звукопроизношения группы свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы.

Анализ оценки состояния звукопроизношения: в контрольной группе были получены следующие данные в конце экспериментальной работы: у 50% детей имели средний уровень (нарушено звукопроизношение 3 звуков) шипящий сигматизм звуков [с']-[з']-[ц] , 50% детей низкий уровень (нарушено звукопроизношение более 3 звуков), из них у 25% - межзубный сигматизм звуков [с]-[с']-[3]-[з'], 25% - боковой сигматизм звуков [с]-[с]-[3]- [3']

Обследование экспериментальной группы следующие дало результаты: у 25% детей имели высокий уровень (все звуки произносятся правильно), 75% детей средний уровень (нарушено звукопроизношение 2 звуков) шипящий сигматизм звуков [с]-[ц].

Нами было проведено обследование состояния звукопроизношения шипящих звуков после применения нетрадиционных методик массажа результаты обследования наглядно показаны на рис.6.

Рис. 6. Состояния звукопроизношения группы шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.

При оценке состояния звукопроизношения были получены следующие данные: в контрольной группе в конце экспериментальной работы: у 50% детей имели средний уровень -боковой сигматизм звуков [ш]-[ж]; 50% детей низкий уровень (нарушено звукопроизношение более 3 звуков) губно- зубной сигматизм звуков [ш]-[ж]-[ч]-[щ].

Обследование экспериментальной группы следующие результаты: у 25% детей имели высокий уровень (все звуки произносятся правильно), 75% детей - средний уровень (нарушено звукопроизношение 2 звуков) губно-зубной сигматизм звуков [ч]-[щ].

Было проведено обследование артикуляционной состояния и мимической моторики детей после применения нетрадиционных методик массажа, результаты обследования наглядно показаны на рис.7.

Рис. 7. Состояния артикуляционной и мимической моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на контрольном этапе работы.

Анализ состояния артикуляционной и мимической моторики: в контрольной группе были получены следующие данные после экспериментальной работы: у 50% детей имели средние показатели кинестетического орального (артикуляционного) праксиса, 50% детей низки уровень. B экспериментальной группе: у 25% детей имели высокий показатель кинестетического орального праксиса, 50% средний уровень,25% - низкий уровень.

Результаты демонстрируют положительную динамику в коррекции звукопроизношения с применением нетрадиционных техник массажа у детей экспериментальной группы. Следует применение отметить, что нетрадиционных методик массажа в коррекционной работе с детьми при паретичности артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры является эффективным без каких-либо побочных эффектов.

Таким образом, в процессе работы был апробирован следующий порядок использования нетрадиционных методик массажа: методика точечного массажа (акупрессура) использовалась на подготовительном этапе звука; методики массажа рефлексогенных зон кистей и аурикулярный массаж ушных раковин ежедневно проводились логопедом на постановки индивидуальных логопедических занятиях; методика планетарного массажа стоп была рекомендована родителям для использования в домашних условиях.

Литература

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 112с.
  2. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ: Астрель, 2009-280с. 9.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения яззыка. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
  3. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980. - 144 c.
  4. Дубровский В.И. Точечный массаж. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 96с.