Литература
-
"Герой – тот, кто творит жизнь вопреки смерти…" (по рассказу М.Горького "Мать изменника") 2012
При изучении творчества М.Горького, перед прочтением рассказа «Старуха Изергиль» уместно поговорить с учащимися об истинном и ложном героизме.
-
"Главное слово на свете – "любовь"" (А.Платонов "Неизвестный цветок"). 6-й класс 2014
Урок-размышление по литературе на примере рассказа А. Платонова расширяет представление о литературной сказке; раскрывает детям понятие «деятельное сострадание», представление о любви как милосердии, уважении, доброте, дружбе.Цель: активизировать познавательную деятельность средствами ТСО; развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения, навык диалогового общения; воспитывать в детях любовь к Отечеству.
-
"Главное слово на свете — любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2009
Соприкосновение с текстом удивительной по доброте сказки позволяет активизировать у ребят все их душевные качества со знаком плюс: доброту, милосердие, сопереживание.
-
"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова 2010
Данный урок систематизирует знания учащихся о героях, проблемах, идеях А.П. Чехова; учащиеся с помощью учителя заполняют ещё одну страницу тетради-дневника "Уроки литературы – уроки духовности, нравственности". Форма урока ("галерея литературных героев") позволяет учащимся не только представить мини-исследования по произведениям Чехова, но и выразить своё отношение к проблеме, к герою.
-
"Говорят, она улыбается". Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать свое отношение к прочитанному.
-
"Гоголь и живопись". Знакомство учащихся 6-х классов со статьей Н.В. Гоголя "Последний день Помпеи" и анализ картины К.Брюллова 2009
На уроке ученики узнают об отношении Н.В. Гоголя к живописи, увидят, как он в своей статье анализирует полотно К.Брюллова "Последний день Помпеи", сравнят его словесный анализ с наглядным изображением трагического события. Дети увидят и почувствуют, как мастерски умеет Гоголь живописать словом то, что дано на картине.
-
"Гой ты, Русь моя родная" (художественные особенности лирики С.Есенина)
2012
Цель урока: научить внимательному, вдумчивому, осознанному чтению, что ведет к проникновению в глубинный смысл текста и помогает раскрыть народность творчества поэта, определить роль цветописи в поэзии С.Есенина.
-
"Голубков огонь не берет". Опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" в 11-м классе 2008
В статье дан многоаспектный анализ рассказа Татьяны Толстой "Соня" (сб. "Река Оккервиль"). Основное внимание уделяется поэтике Толстой. Чтение этого рассказа на завершающем этапе изучения литературы в 11-м классе оправдало себя. Рассказ ставит важные нравственные вопросы, возвращает ученика к лучшим традициям русской классики. Рассказ позволяет говорить о постмодернизме как о современном художественном направлении. В статье указаны вопросы и задания для учеников.
-
«Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт…» С.А.Есенин 2015
В уроке отображены основные этапы жизни и творчества С.Есенина, содержится краеведческий материал, связанный с дружбой поэта с маленькой уроженкой г. Маркса Розой Чагиной.
-
Герои прошлых и нынешних времен. Урок развития речи 2025
Цель урока: сформировать у учащихся способность к самовыражению в устной и письменной речи, познакомить с творческими работами призеров муниципального этапа всероссийского конкурса «Без срока давности», дать представление о преемственности двух поколений: защитников родины Великой Отечественной войны и СВО.
-
Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль" 2010
На уроке рассматривается проблема героя в ранних рассказах Горького. Отмечаются особенности композиции рассказа как средства раскрытия идейного содержания. Проводится параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отмечается сходство и различие.
-
Герои Шекспира на экране и в жизни 2005
Урок ориентирован на учащихся 11-го класса и рассчитан на 80 минут учебного времени. Его можно по желанию сократить до 40 минут, убрав просмотр сюжетов из киноверсий, минитеатр и обсуждение песни (пункты 8, 9 и 10 статьи). Урок составлен по материалам книги для чтения к учебнику для школ с углубленным изучением английского языка В.В.Сафоновой, И.П.Твердохлебовой, Е.Н.Солововой.
-
Герои якутского народного героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный" 2010
Данная работа рекомендована учителям-словесникам в качестве методической разработки урока. Урок олонхо несет в себе огромный воспитательный заряд. От удивительного мира олонхо учащиеся вместе с героями олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности и истинности.
-
Героический упрямец русской литературы. А.И. Солженицын: судьба, творчество. 11-й класс 2014
Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; дать краткий обзор его произведений, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
-
Герой в произведениях Зощенко. Речевые маски персонажей. Авторская речь и проблема сказа 2015
Среди русских прозаиков М.М. Зощенко представляет собой новый тип художника. И прежде всего новизна Зощенко относится к необычному стилю его повествования. Стиль зощенковского повествования вызван в первую очередь его писательской задачей. Языковой уровень есть внешнее выражение авторского замысла, авторской идеи и образа рассказчика. Цель работы: доказать, что язык в отрыве от литературных образов и замысла не обнаруживает подлинную жизнь слова в художественном произведении.
-
Герой времени в произведениях М.М. Зощенко 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством М. Зощенко. Какой он – герой времени 20-х годов XX века? В этом помогут разобраться герои рассказов М. Зощенко.
-
Герой ранней лирики Маяковского 2010
Статья может быть полезной как учителю, так и учащимся 11-го класса на уроке литературы, так как содержит размышления о раннем творчестве поэта В.В. Маяковского. Кроме того, ее можно рекомендовать в качестве справочного и дополнительного материала при подготовке к контрольному сочинению по творчеству В.В. Маяковского.
-
Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2011
Цели урока: понять причины деградации Дмитрия Старцева; кто в этом виноват, сам Старцев или среда; учить исследовать средства художественной выразительности; осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу; определить собственное отношение к героям, событиям.
-
Гимн женщине 2011
Языком живописи воспета женщина, её красота, её сила и нежность, терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несёт свой крест. В дивных творениях показаны различные женские образы, символ материнства, нравственность и человечность всеобщей красоты мироздания. Слава женщине!
-
Главная тема произведения В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Методика преподавания литературы в коррекционных классах 2019
Главная тема произведения «Васюткино озеро» - преемственность поколений. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом-рыбаком, доброта матери. Он выжил, благодаря знаниям, которые получил от них. Помогло также самообладание, сила духа и смелость. Дети часто не прислушиваются к мнению родителей, спорят с ними, поэтому данная тема рассказа актуальна и в наши дни.
-
Главное — научить быть людьми 2009
В работе идет размышление о роли семьи, литературы, музыки и искусств в жизни человека, о том, что школа может противопоставить падению нравов.
-
Главные персонажи "Слова о полку Игореве" 2011
Урок построен по технологии «Мастерская». В ходе поисково-творческой деятельности на уроке учащиеся, работая в группах и индивидуально, по-новому проходят путь осмысления содержания поэмы, так как видят перед собой картины малоизвестного в школе иллюстратора «Слова о полку Игореве» Г.Н. Маковской. Картины несут дополнительную информацию о временах междоусобиц, позволяют воспитывать у учащихся интеллект чувств. Даётся понятие о «триптихе», «психологизме» в живописи.
-
Главный и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Обобщающий урок по литературе в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", сопровождаемый презентацией, позволяет дать полную характеристику главному герою, раскрыть особенности его характера в сравнении с второстепенными персонажами.
-
Гласная буква Ю,ю 2025
Цели урока: познакомить учащихся с йотированной гласной буквой Ю,ю, обозначающей два звука в начале слова и после другой гласной; сформировать понимание обозначения буквой ю показателя мягкости согласного в слиянии; подвести учащихся к открытию функции буквы ю в обозначении двух звуков в словах после мягкого знака.
-
Говорит и показывает Олимп 2012
Разработка театрализованного представления по теме «Легенды и мифы Древней Греции», в которой «оживают» боги Олимпа, привлечёт внимание школьников. Стихотворный текст воспринимается легче, чем прозаический. Зарифмованные имена собственные, трудные подчас для запоминания, станут доступнее. Представленная работа будет способствовать развитию языковых компетенций учащихся, креативного мышления, творческих (актёрских) способностей школьников.
-
Гоголь и живопись 2010
Урок литературы в 6-м классе поможет по-новому взглянуть на творчество этого замечательного писателя, увидеть и почувствовать, как мастерски владеет Гоголь словом. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет в дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать более полным восприятие произведений Гоголя.
-
Гоголь и театр. 8-й класс
2012
Представленный урок ‒ первый в изучении пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» в 8-м классе. Предложенный материал в сопровождении эффектной презентации знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявляет истоки его любви к театру, в чем заключается новаторство Н.В. Гоголя в драматургии, пробуждает интерес к драматическим произведениям Н.В. Гоголя.
-
Годовая контрольная работа по предмету «Родная русская литература». 6-й класс 2023
Дан пример годовой контрольной работы по предмету «Родная русская литература» в 6-м классе. Контрольная работа подготовлена на бланке в виде теста. Приведены бланки ответов и ключи к ответам.
-
Годовая контрольная работа по Родной русской литературе. 5-й класс 2023
Представлена годовая контрольная работа по Родной русской литературе в 5-м классе.
-
Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки" 2013
Цели урока: выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»; развить умения анализировать художественные произведение; обозначить мотивы действия главного героя рассказа.