Цели:
- Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, которые позволят учащимся по-новому осмыслить содержание поэмы, научат их читать картины, находить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси и иллюстративным материалом художницы Г.Н. Маковской.
- Выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в раскрытии идейного замысла автора.
- Познакомить учащихся с понятиями: принцип «триады» в литературе, «триптих», «психологизм» в картинах Г.Н. Маковской, художника-иллюстратора древнерусского произведения «Слово о полку Игореве».
Оборудование:
- Картины Галины Николаевны Маковской.
- Термины: «триптих», «психологизм», принцип «триады», – которые вывешиваются на доске. На столах распечатки этих понятий.
- Карточки-планы, по которым каждая группа будет анализировать картину (иллюстрацию).
- Проектор.
- Презентация.
- Выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов.
- Ватман, фломастеры.
Ход урока
(Слайд 1)
Учитель. Литература и живопись… Это два вида искусства, которые на протяжении нескольких веков поражают читателя и зрителя своей неповторимостью. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, исследователь «тайн» «Слова о полку Игореве», сказал замечательные слова о древнерусском памятнике культуры всех славянских народов.
(Слайд 2) Работа с эпиграфом.
В «Слове..» замечательный дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга.
Д.С. Лихачёв
Беседа с учащимися.
– Как вы думаете, о каком «замечательном духе» русской литературы говорит учёный?
– Что подразумевает Д.С. Лихачёв под словами «общественный долг», говоря о «писательском призвании» автора «Слова»?
(Безусловно, неизвестный автор «Слова» умён, наблюдателен, обладал высокой литературной культурой. Он патриот своей страны, человек, который, выполняя свой «общественный долг», беспокоится не только о настоящем, но и о будущем своего народа и государства. Автор осуждает княжеские междоусобицы, честолюбие и индивидуализм князей.)
Учитель. Тема нашего урока: «Образы русских князей, их жён в «Слове о полку Игореве» и картинах Г.Н. Маковской».
Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном произведении древнерусской литературы. Но для лучшего осмысления содержания повести познакомимся с работами Галины Николаевны Маковской, которая, как и многие другие художники, с любовью, чувством значимости для славянской культуры создала великолепные по содержанию и своей колоритности картины на сюжет «Слова о полку Игореве».
– Давайте вспомним, какова идея повести «Слово о полку Игореве»?
(Объединить все русские княжества в единое мощное государство, способное противостоять любому внешнему врагу. Мир, труд, любовь – лейтмотивы этого произведения)
Учитель. Посмотрим же, что объединяет неизвестного автора «Слова» и художника картин Г.Н. Маковскую. Что движет ими в их творческом порыве? (Запись в тетради)
(Слайд 3) Тематическая многогранность «Слова» и картин Г.Н. Маковской:
- Тема Отчизны, любовь к Родине и народу.
- Назначение художника (писателя) и его творчества.
- Тема народа и его вождя.
- Тема войны и мира.
- Мирный труд и семья.
- Разрушительные силы зла.
– Согласны ли вы с тем, что записанные вами темы встречаются в «Слове о полку Игореве»?
I. «Самоконструкция».
(Слайд 4) Задание. Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа, которую отводит им автор. (Кластер рисуют дети на ватмане)
Далее каждая группа демонстрирует и защищает свою работу.
(Слайд 5) Рассуждаем!
– Почему имя князя Игоря стоит в ваших схемах ниже всех персонажей?
(Автор, прежде всего, воспевает дружину Игоря. Князь же отправился к «синему Дону» ради славы. Потерпев поражение в этом походе, Игорь волей-неволей привлёк внимание внешнего врага к Русской земле. Вновь возобновились набеги кочевых племён на русские земли, неся горе народу, а русским городам и сёлам разрушение.)
II. «Социоконструкция».
Перспективное задание по группам. Заранее каждой группе даётся задание провести мини-исследование о значении и истории возникновения следующих терминов: принцип «триады» в «Слове о полку Игореве»; «триптих» в искусстве; психологизм в литературе и искусстве. Кроме того, одна из групп готовит информацию о художнике-иллюстраторе «Слова» Маковской Галине Николаевне.
Выступления учащихся. Мини-исследования.
1 группа. Галина Николаевна принадлежит к династии знаменитых русских художников Маковских. Всю жизнь он прожила в Киеве (6.03.1915 г. – 2.09.1992 г.), занималась росписью на фарфоре. С 1934 года была театральным художником. Мужем её стал режиссёр театра Радлова Владимир Иогельсен. Долгие незабываемые годы лишений и унижений провела художница, как и многие оказавшиеся волей судьбы на оккупированной немцами территории, в спецлагерях ГУЛАГа. После освобождения обратилась к книжной графике. В 1986 году создала цикл из 20 картин, которые были посвящёны памятнику древнерусской культуры «Слову о полку Игореве» (гуашь 31х60 см.). «Чтобы с реалистической достоверностью изобразить то, о чём говорится в «Слове..», она изучала письменные исторические и археологические источники, откуда можно было почерпнуть сведения об архитектуре городов Киевской Руси, облике строений, их интерьерах, об одежде людей разных социальных положений, об оружии, доспехах и т.д. Поэтому её картины обладают не только идейно-эмоциональной силой, но и познавательной, информативной ценностью».[1] Цикл картин был создан Г.Н. Маковской в год празднования мировой общественностью 800-летия «Слова..». Это произведение учит нас любить Отчизну, свой народ, ненавидеть всякого рода угнетение, отстаивать мир и добрососедство людей разных национальностей.
Словарная работа.
(Слайд 6) 2 группа. Временное пространство «Слова»
Композиция «Слова» похожа на композицию древнерусского храма. У крестового-купольного храма три главных помещения – нефа. Каждый из них также разделён на три части. В основе композиции «Слова..» лежит принцип «триады» (триединое построение), то есть автор в своём повествовании дает изображение событий до похода Игоря описывает настоящее – сам поход на половцев, размышляет о будущем России. Большую роль в этом играют лирические отступления автора, которые как бы замедляют повествование о походе князя Игоря, но несут огромную смысловую нагрузку, придавая произведению публицистичность. Благодаря соединению временных пластов автор подчеркивает, что поход Игоря, будучи явлением типичным для конкретного временного промежутка, тесно связан с историей Русской земли. Таким образом, «Слово о полку Игореве» представляет собой единое целое как в идейном, так и в композиционном отношении. Возможно, поэтому многие художники пытались передать содержание поэмы, используя композиционный приём триптиха. Например, Константин Алексеевич Васильев создал правую сторону триптиха, где изображена Ярославна, но, к сожалению, это осталось только замыслом художника, его несбывшейся мечтой. Галина Николаевна Маковская осуществила свой замысел, подарив зрителю цикл картин по сюжету «Слово о полку Игореве», где отдельные картины – триптих. (Приложение 1)
(Слайд 7) 3 группа.
Триптих – (от греч. Triptychos – тройной, сложенный втрое). Произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом. (Большая советская энциклопедия) Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря. Структура триптиха традиционна для церковных витражей, начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах.
Современные художники часто, для того чтобы соответствующими изобразительными средствами воспроизвести события, выявить их связи с реальностью, обращаются к композиционному приёму триптиха. В этом случае картина также делится на три части, где посередине художник изображает центральное событие или фигуру (или фигуры) главных персонажей. По обеим сторонам – события, сопровождающее главное, создающее его окружение или раскрывающее причины и следствия основного сюжета. В итоге «масштабность» картины увеличивается, зритель, глядя на триптих, невольно представляет несколько событий в одном художественном пространстве, где одна тема, одна идея слились воедино. Возможно поэтому, картины, о которых сегодня пойдёт речь, так притягательны и содержательны. Их яркий колорит, сочные «живые» краски, используемые в своей работе Галиной Николаевной Маковской, создают сильную эмоциональную атмосферу. Например, картина Г.Н.Маковской «Брат на брата» построена на контрастном сравнении князей и «чёрных людей». Критическое остриё её направлено против произвола князей, которые, преследуя свои эгоистические цели, ничем не отличаются от половцев. Страданием и горем переполнена картина. (Приложение 2)
(Слайд 8) 4 группа.
Психологизм – это попытка автора (писателя, художника) описать внутренний мир героя художественными средствами. Психологизм – это стилевая характеристика литературного произведения (а в нашем случае – художественного полотна), в котором подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажа, то есть его ощущения, мысли, чувства и, возможно, даётся тонкий и убедительный психологический анализ душевных переживаний. Согласно А.Б. Есину, психологизм – «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности с помощью специфических средств художественной литературы» или изобразительного искусства.
Годы пребывания Галины Николаевны Маковской в сталинских лагерях, состояние несвободы и боль от пережитого позволили художницы по-своему взглянуть на содержание древнерусского памятника культуры. В цикле картин, иллюстрирующих сюжет «Слова», она большое внимание уделила психологической характеристике образов произведения: Игоря Святославича, его брата Всеволода, великого киевского князя Святослава Всеволодовича, жены Игоря – Ярославны, жены Всеволода – «красной Глебовны». «Каждый персонаж внешне и внутренне индивидуализирован, подчёркнуты его основные духовные черты. Это достигается посредством изображения одежды, фигуры, жестов и особенно выражений лиц, на которых отображается целая гамма психологических состояний.» Кроме того, в картинах «отлично раскрыта психология батальных сцен, в которых принимает участие большое количество людей. На листах реалистически и чётко прописаны образы не только главных персонажей, не только центр событий, но и периферия картины. Даже малейшая деталь где-нибудь с краю или на заднем плане не является случайной, а содержит в себе конкретизацию сюжета» [1]
III. «Социализация».
Работа в группах.
Состав группы: 1) лидер группы, который будет защищить свою работу на уроке; 2) историк, 3) литературовед, 4) искусствовед, 5) летописец – ученик, который тезисно записывает мысли своих товарищей; 6) боян, восхваляющий персонаж в синквейне.
(Слайд 9) Задание.
- Рассказать о персонаже выбранной вами картины, опираясь на знание сюжета «Слово о полку Игореве», истории Киевской Руси, особенности стиля художника Галины Николаевны Маковской.
- Написать синквейн о своём персонаже.
Примерный план, по которому готовится выступление.
- Какое место занимает персонаж в «Слове»?
- Как через колорит и детали картины раскрывается образ?
- Какие важные черты характера персонажа передаёт художница, опираясь на содержание поэмы «Слово о полку Игореве»?
- Какими изобразительными средствами выражает художница идею картины?
- Какие чувства вызывает картина у вас?
IV. «Афиширование».
Защита работ учащихся. (Приложение 3)
(Слайд 10) 1 группа. Великий князь Святослав.
(Слайд 11) 2 группа. Князь буй-тур Всеволод.
(Слайд 12) 3 группа. Князь Игорь
(Слайд 13) 4 группа. Ярославна.
V. «Разрыв».
Учитель. Настало время «бояну» группы рассказать о своём персонаже. Зачитываются синквейны. (Приложение 4)
Итог урока. Выводы и наблюдения.
(Слайд 14) Финальные строки «Слова»
(Слайд 15)
– Итак, почему, несмотря на поражение Игоря, автор заканчивает своё повествование воспеванием?
Рефлексия.
- Что вам на уроке понравилось?
- Какую работу на уроке выполняли с удовольствием?
- В чём испытывали затруднение? Как вам кажется, почему?
- Чем, на ваш взгляд, полезен этот урок?
Домашнее задание.
- Написать сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве».
- Написать синквейн о дружине Игоря.
Используемая литература:
- Евдокия Емельяновна Ломонос. Приложение к комплекту «Слово о полку Игореве». Киев. Издательство «Мистецтво», 1988.
- Конспекты уроков для учителей литературы. 9-10 классы. Обзорные уроки для подготовки к экзаменам XIX век. Сост: Н.Н. Старыгина, И.П. Карпов. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
- Библиотека мировой литературы для детей. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Москва, издательство «Детская литература», 1979.
- Энциклопедия для детей. Русская литература, том 9, часть1. От былин и летописей до классики XIX века. Москва, издательство «Аванта», 2001.