Главные персонажи "Слова о полку Игореве"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  1. Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, которые позволят учащимся по-новому осмыслить содержание поэмы, научат их читать картины, находить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси и иллюстративным материалом художницы Г.Н. Маковской.
  2. Выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в раскрытии идейного замысла автора.
  3. Познакомить учащихся с понятиями: принцип «триады» в литературе, «триптих», «психологизм» в картинах Г.Н. Маковской, художника-иллюстратора древнерусского произведения «Слово о полку Игореве».

Оборудование:

  • Картины Галины Николаевны Маковской.
  • Термины: «триптих», «психологизм», принцип «триады», – которые вывешиваются на доске. На столах распечатки этих понятий.
  • Карточки-планы, по которым каждая группа будет анализировать картину (иллюстрацию).
  • Проектор.
  • Презентация.
  • Выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов.
  • Ватман, фломастеры.

Ход урока

(Слайд 1)

Учитель. Литература и живопись… Это два вида искусства, которые на протяжении нескольких веков поражают читателя и зрителя своей неповторимостью. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, исследователь «тайн» «Слова о полку Игореве», сказал замечательные слова о древнерусском памятнике культуры всех славянских народов.

(Слайд 2) Работа с эпиграфом.

В «Слове..» замечательный дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга.
Д.С. Лихачёв

Беседа с учащимися.

– Как вы думаете, о каком «замечательном духе» русской литературы говорит учёный?

– Что подразумевает Д.С. Лихачёв под словами «общественный долг», говоря о «писательском призвании» автора «Слова»?

(Безусловно, неизвестный автор «Слова» умён, наблюдателен, обладал высокой литературной культурой. Он патриот своей страны, человек, который, выполняя свой «общественный долг», беспокоится не только о настоящем, но и о будущем своего народа и государства. Автор осуждает княжеские междоусобицы, честолюбие и индивидуализм князей.)

Учитель. Тема нашего урока: «Образы русских князей, их жён в «Слове о полку Игореве» и картинах Г.Н. Маковской».

Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном произведении древнерусской литературы. Но для лучшего осмысления содержания повести познакомимся с работами Галины Николаевны Маковской, которая, как и многие другие художники, с любовью, чувством значимости для славянской культуры создала великолепные по содержанию и своей колоритности картины на сюжет «Слова о полку Игореве».

– Давайте вспомним, какова идея повести «Слово о полку Игореве»?

(Объединить все русские княжества в единое мощное государство, способное противостоять любому внешнему врагу. Мир, труд, любовь – лейтмотивы этого произведения)

Учитель. Посмотрим же, что объединяет неизвестного автора «Слова» и художника картин Г.Н. Маковскую. Что движет ими в их творческом порыве? (Запись в тетради)

(Слайд 3) Тематическая многогранность «Слова» и картин Г.Н. Маковской:

  • Тема Отчизны, любовь к Родине и народу.
  • Назначение художника (писателя) и его творчества.
  • Тема народа и его вождя.
  • Тема войны и мира.
  • Мирный труд и семья.
  • Разрушительные силы зла.

– Согласны ли вы с тем, что записанные вами темы встречаются в «Слове о полку Игореве»?

I. «Самоконструкция».

(Слайд 4) Задание. Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа, которую отводит им автор. (Кластер рисуют дети на ватмане)

Далее каждая группа демонстрирует и защищает свою работу.

(Слайд 5) Рассуждаем!

– Почему имя князя Игоря стоит в ваших схемах ниже всех персонажей?

(Автор, прежде всего, воспевает дружину Игоря. Князь же отправился к «синему Дону» ради славы. Потерпев поражение в этом походе, Игорь волей-неволей привлёк внимание внешнего врага к Русской земле. Вновь возобновились набеги кочевых племён на русские земли, неся горе народу, а русским городам и сёлам разрушение.)

II. «Социоконструкция».

Перспективное задание по группам. Заранее каждой группе даётся задание провести мини-исследование о значении и истории возникновения следующих терминов: принцип «триады» в «Слове о полку Игореве»; «триптих» в искусстве; психологизм в литературе и искусстве. Кроме того, одна из групп готовит информацию о художнике-иллюстраторе «Слова» Маковской Галине Николаевне.

Выступления учащихся. Мини-исследования.

1 группа. Галина Николаевна принадлежит к династии знаменитых русских художников Маковских. Всю жизнь он прожила в Киеве (6.03.1915 г. – 2.09.1992 г.), занималась росписью на фарфоре. С 1934 года была театральным художником. Мужем её стал режиссёр театра Радлова Владимир Иогельсен. Долгие незабываемые годы лишений и унижений провела художница, как и многие оказавшиеся волей судьбы на оккупированной немцами территории, в спецлагерях ГУЛАГа. После освобождения обратилась к книжной графике. В 1986 году создала цикл из 20 картин, которые были посвящёны памятнику древнерусской культуры «Слову о полку Игореве» (гуашь 31х60 см.). «Чтобы с реалистической достоверностью изобразить то, о чём говорится в «Слове..», она изучала письменные исторические и археологические источники, откуда можно было почерпнуть сведения об архитектуре городов Киевской Руси, облике строений, их интерьерах, об одежде людей разных социальных положений, об оружии, доспехах и т.д. Поэтому её картины обладают не только идейно-эмоциональной силой, но и познавательной, информативной ценностью».[1] Цикл картин был создан Г.Н. Маковской в год празднования мировой общественностью 800-летия «Слова..». Это произведение учит нас любить Отчизну, свой народ, ненавидеть всякого рода угнетение, отстаивать мир и добрососедство людей разных национальностей.

Словарная работа.

(Слайд 6) 2 группа. Временное пространство «Слова»

Композиция «Слова» похожа на композицию древнерусского храма. У крестового-купольного храма три главных помещения – нефа. Каждый из них также разделён на три части. В основе композиции «Слова..» лежит принцип «триады» (триединое построение), то есть автор в своём повествовании дает изображение событий до похода Игоря описывает настоящее – сам поход на половцев, размышляет о будущем России. Большую роль в этом играют лирические отступления автора, которые как бы замедляют повествование о походе князя Игоря, но несут огромную смысловую нагрузку, придавая произведению публицистичность. Благодаря соединению временных пластов автор подчеркивает, что поход Игоря, будучи явлением типичным для конкретного временного промежутка, тесно связан с историей Русской земли. Таким образом, «Слово о полку Игореве» представляет собой единое целое как в идейном, так и в композиционном отношении. Возможно, поэтому многие художники пытались передать содержание поэмы, используя композиционный приём триптиха. Например, Константин Алексеевич Васильев создал правую сторону триптиха, где изображена Ярославна, но, к сожалению, это осталось только замыслом художника, его несбывшейся мечтой. Галина Николаевна Маковская осуществила свой замысел, подарив зрителю цикл картин по сюжету «Слово о полку Игореве», где отдельные картины – триптих. (Приложение 1)

(Слайд 7) 3 группа.

Триптих – (от греч. Triptychos – тройной, сложенный втрое). Произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом. (Большая советская энциклопедия) Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря. Структура триптиха традиционна для церковных витражей, начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах.

Современные художники часто, для того чтобы соответствующими изобразительными средствами воспроизвести события, выявить их связи с реальностью, обращаются к композиционному приёму триптиха. В этом случае картина также делится на три части, где посередине художник изображает центральное событие или фигуру (или фигуры) главных персонажей. По обеим сторонам – события, сопровождающее главное, создающее его окружение или раскрывающее причины и следствия основного сюжета. В итоге «масштабность» картины увеличивается, зритель, глядя на триптих, невольно представляет несколько событий в одном художественном пространстве, где одна тема, одна идея слились воедино. Возможно поэтому, картины, о которых сегодня пойдёт речь, так притягательны и содержательны. Их яркий колорит, сочные «живые» краски, используемые в своей работе Галиной Николаевной Маковской, создают сильную эмоциональную атмосферу. Например, картина Г.Н.Маковской «Брат на брата» построена на контрастном сравнении князей и «чёрных людей». Критическое остриё её направлено против произвола князей, которые, преследуя свои эгоистические цели, ничем не отличаются от половцев. Страданием и горем переполнена картина. (Приложение 2)

(Слайд 8) 4 группа.

Психологизм – это попытка автора (писателя, художника) описать внутренний мир героя художественными средствами. Психологизм – это стилевая характеристика литературного произведения (а в нашем случае – художественного полотна), в котором подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажа, то есть его ощущения, мысли, чувства и, возможно, даётся тонкий и убедительный психологический анализ душевных переживаний. Согласно А.Б. Есину, психологизм – «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности с помощью специфических средств художественной литературы» или изобразительного искусства.

Годы пребывания Галины Николаевны Маковской в сталинских лагерях, состояние несвободы и боль от пережитого позволили художницы по-своему взглянуть на содержание древнерусского памятника культуры. В цикле картин, иллюстрирующих сюжет «Слова», она большое внимание уделила психологической характеристике образов произведения: Игоря Святославича, его брата Всеволода, великого киевского князя Святослава Всеволодовича, жены Игоря – Ярославны, жены Всеволода – «красной Глебовны». «Каждый персонаж внешне и внутренне индивидуализирован, подчёркнуты его основные духовные черты. Это достигается посредством изображения одежды, фигуры, жестов и особенно выражений лиц, на которых отображается целая гамма психологических состояний.» Кроме того, в картинах «отлично раскрыта психология батальных сцен, в которых принимает участие большое количество людей. На листах реалистически и чётко прописаны образы не только главных персонажей, не только центр событий, но и периферия картины. Даже малейшая деталь где-нибудь с краю или на заднем плане не является случайной, а содержит в себе конкретизацию сюжета» [1]

III. «Социализация».

Работа в группах.

Состав группы: 1) лидер группы, который будет защищить свою работу на уроке; 2) историк, 3) литературовед, 4) искусствовед, 5) летописец – ученик, который тезисно записывает мысли своих товарищей; 6) боян, восхваляющий персонаж в синквейне.

(Слайд 9) Задание.

  • Рассказать о персонаже выбранной вами картины, опираясь на знание сюжета «Слово о полку Игореве», истории Киевской Руси, особенности стиля художника Галины Николаевны Маковской.
  • Написать синквейн о своём персонаже.

Примерный план, по которому готовится выступление.

  1. Какое место занимает персонаж в «Слове»?
  2. Как через колорит и детали картины раскрывается образ?
  3. Какие важные черты характера персонажа передаёт художница, опираясь на содержание поэмы «Слово о полку Игореве»?
  4. Какими изобразительными средствами выражает художница идею картины?
  5. Какие чувства вызывает картина у вас?

IV. «Афиширование».

Защита работ учащихся. (Приложение 3)

(Слайд 10) 1 группа. Великий князь Святослав.

(Слайд 11) 2 группа. Князь буй-тур Всеволод.

(Слайд 12) 3 группа. Князь Игорь

(Слайд 13) 4 группа. Ярославна.

V. «Разрыв».

Учитель. Настало время «бояну» группы рассказать о своём персонаже. Зачитываются синквейны. (Приложение 4)

Итог урока. Выводы и наблюдения.

(Слайд 14) Финальные строки «Слова»

(Слайд 15)

– Итак, почему, несмотря на поражение Игоря, автор заканчивает своё повествование воспеванием?

Рефлексия.

  1. Что вам на уроке понравилось?
  2. Какую работу на уроке выполняли с удовольствием?
  3. В чём испытывали затруднение? Как вам кажется, почему?
  4. Чем, на ваш взгляд, полезен этот урок?

Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  • Написать синквейн о дружине Игоря.

Используемая литература:

  1. Евдокия Емельяновна Ломонос. Приложение к комплекту «Слово о полку Игореве». Киев. Издательство «Мистецтво», 1988.
  2. Конспекты уроков для учителей литературы. 9-10 классы. Обзорные уроки для подготовки к экзаменам XIX век. Сост: Н.Н. Старыгина, И.П. Карпов. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
  3. Библиотека мировой литературы для детей. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Москва, издательство «Детская литература», 1979.
  4. Энциклопедия для детей. Русская литература, том 9, часть1. От былин и летописей до классики XIX века. Москва, издательство «Аванта», 2001.