Годовая контрольная работа по Родной русской литературе. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Перенесите ответы в бланк ответов, запишите буквы в строчку, без запятых

Задание № 1. Какие жанры литературы относятся к фольклорным?

А) пословица
Б) поговорка
В) стихотворение
Г) пьеса
Д) сказка
Е) былина
Ж) романс
З) загадка

Задание № 2. Какое из данных произведений написал И.А.Бунин:

А) «Бедный принц»
Б) «Скворцы»
В) «Снежный бык»
Г) «Сыновья Пешеходова»
Д) «Похождения жука-носорога»
Е) «Серебряный герб»

Перенесите ответы в бланк ответов, записав напротив цифры букву

Задание № 3. Подберите героя к произведению:

1) Даня Иевлев
2) Хрущев и Коля
3) Павлуня
4) Петр Терентьев и Степа
5) Сыновья Семен и Василий
6) Тимоша, Бугай, Зюзя, Зуев
7) Петя-маленький

А) «Скворцы»
Б) «Снежный бык»
В) «Похождения жука-носорога»
Г) «Бедный принц»
Д) «Серебряный герб»
Е) «Дремучий медведь»
Ж) «Сыновья Пешеходова»

Задание № 4. Соотнесите название произведения и его жанр:

1) автобиографическая повесть
2) святочный рассказ
3) стихотворение
4) рассказ
5) басня
6) сказка
7) солдатская сказка

А) «Дремучий медведь»
Б) «Береза»
В) «Бедный принц»
Г) «Дерево»
Д) «Снежный бык»
Е) «Похождения жука-носорога»
Ж) «Серебряный герб»

Задание № 5. Соотнесите автора и произведение:

1) Б.Л.Пастернак
2) И.А.Ильин
3) А.И.Куприн
4) И.А.Бунин
5) К.И.Чуковский
6) К.Г.Паустовский

А) «Бедный принц»
Б) «Снежный бык»
В) «Серебряный герб»
Г) «Похождения жука-носорога»
Д) «Рождественская звезда»
Е) «Рождественское письмо»

Перенесите ответы в бланк ответов, вписав четким, разборчивым почерком имя и/или фамилию героя

Задание № 6. Узнайте героя по его характеристике:

«...его милое лицо мучительно бледно, и это происходит от недостатка воздуха: чуть ветер немного посильнее или мороз больше шести градусов, его не выпускают гулять. А если и поведут на улицу, то полчаса перед этим укутывают: гамаши, меховые ботики, теплый оренбургский платок на грудь, шапка с наушниками, башлычок, пальто на гагачьем пуху, беличьи перчатки, муфта…»

Задание №7. Кто написал эти строки герою рассказа "Рождественское письмо"?

«Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. Любить - это не полсчастья, а целое счастье. Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи ее светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви.»

Задание №8. Чьи это слова?

«Голубчик, - ..... сказало молодое, -
Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы...»

Задание №9. Какая фамилия у отца и как зовут его сына?

«... осторожно кладет ребенка на подушку, крестит его и на цыпочках выходит. В прихожей он надевает оленью шапку, оленью куртку, застегивается, поднимая черную узкую бороду. Потом отворяет тяжелую дверь в сени, идет по скрипучей тропинке за угол дома... Он подходит к снегуру и медлит минуту. Потом решительно, с удовольствием ударяет в него ногою. Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова… Еще один удар, - и остается только куча снега.»

Перенесите ответы в бланк ответов, вписав четким, разборчивым почерком название произведения

Задание №10. Узнайте произведение по отрывку:

«Думал медведь, думал, нюхал воду, скреб в затылке и, наконец, решился прыгнул в воду, ахнул и поплыл. Петя в то время лежал под кустом, а телята - глупые они еще были - подняли головы, наставили уши и смотрят: что это за старый пень плывет по реке? А у медведя одна морда торчит над водой. И такая корявая эта морда, что с непривычки не то что телок, а даже человек может принять ее за трухлявый пень. Первой после телят заметила медведя ворона.»

Задание № 11. Узнайте произведение по отрывку:

««Дурные дети» как раз выходили из калитки соседнего дома, когда Даня выскочил на улицу. Над мальчиками плыла звезда, вся светившаяся красными, розовыми и желтыми лучами, а самый маленький из колядников нес на руках освещенный изнутри сделанный из картона и разноцветной папиросной бумаги домик - «вертеп господень». Этот малыш был не кто иной, как сын иевлевского кучера. Даня не знал имени, но помнил, что этот мальчуган нередко вслед за отцом с большой серьезностью снимал шапку, когда Дане случалось проходить мимо каретного сарая или конюшни.

Звезда поравнялась с Даней. Он нерешительно посопел и сказал баском:

- Господа, примите и меня-а-а…

Дети остановились. Помолчали немного. Кто- то сказал сиплым голосом:

- А на кой ты нам ляд?!»

Задание №12. Узнайте произведение по отрывку:

«...вот оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора, против окна своей комнаты! Днем Коля боязливо радуется на него, - это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками, - ночью, чувствуя сквозь сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. Да снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стекла...»

Задание №13. Узнайте произведение по отрывку:

«Скворечник покачивался в синем небе, а небо за ним было бесконечным, чистым и, наверное, теплым, потому что уж очень весело барабанила с крыши золотая от солнца вода. В это время у Павлуни закружилась голова, и он от слабости положил голову на подушку. На улице, наверное, начиналась взаправдашняя весна.»

Задание №14. Узнайте произведение по отрывку:

«Какой-то человек в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки, но жук с налета ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронил винтовку и побежал.

Жук полетел следом за Петром, вцепился ему в плечи и слез в сумку только тогда, когда Петр упал на землю и крикнул кому-то: «Вот незадача! В ногу меня задело!» В это время люди в грязных зеленых мундирах уже бежали, оглядываясь, и за ними по пятам катилось громовое «ура».»

Напишите четким, разборчивым почерком фамилию автора в бланк ответов

Задание №15. Кто автор этих строк? Запишите фамилию.

1.

«И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали...»

2.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.»

Задание №16. Напишите в отдельный бланк небольшое сочинение-рассуждение (50-70 слов) на одну из предложенных тем. Соблюдайте структуру сочинения-рассуждения. Приведите примеры-аргументы.

  • Родные просторы (по мотивам произведений раздела учебника "Россия - родина моя")
  • Традиции, обряды, связанные с празднованием Рождества на Руси?
  • Новый год - семейный праздник!
  • Парадоксы русского характера (по мотивам произведений раздела учебника "Русский характер - русская душа")
  • Какую "маленькую тайну" открыла герою рассказа И.А.Ильина "Рождественское письмо" его мама?
  • Только в детстве мы под надежной защитой своих родителей (по мотивам рассказа И.А.Бунина "Снежный бык")

Бланк ответов

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание № 16)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную
с анализом содержания текста

Баллы

1

Соответствие теме

Учащийся верно понимает смысл темы. Ошибок в раскрытии темы нет.

2

Учащийся дал в целом верное объяснение смысла темы, но допустил 1 ошибку в ее раскрытии.

1

Учащийся дал неверное объяснение смысла темы сочинения, или допустил 2 (или более) ошибки при раскрытии темы сочинения, или тема сочинения не раскрыта.

0

2

Наличие примеров-аргументов

Учащийся привёл 2 примера-аргумента из художественной литературы, которые соответствуют теме сочинения.

2

Учащийся привёл 1 пример-аргумент из художественной литературы, который соответствует теме сочинения.

1

Учащийся не привёл ни одного примера-аргумента из художественной литературы, раскрывающего тему сочинения, илипривёл примеры-аргументы из жизни или из художественных произведений, прочитанных в 1-5 классах.

0

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более 1 логической ошибки,и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 1-4

7

Максимальное количество баллов за годовую контрольную работу по литературе (задания 1-16): 43 балла

  • Оценка «5» ставится, если учащийся набрал 39-43 балла
  • Оценка «4» ставится, если учащийся набрал 32-38 баллов
  • Оценка «3» ставится, если учащийся набрал 21-31 балл
  • Оценка «2» ставится, если учащийся набрал 0-20 баллов