Цели урока:
Оборудование:
Тип урока: урок-беседа.
Ход урока
О, смех великое дело! Ничего более
не боится человек так, как смеха...
Боясь смеха, человек удержится от
того, от чего бы не удержала его
никакая сила.
Н.В.Гоголь
1. Организационный момент. Целеполагание. Каждой эпохе соответствуют свои атрибуты: свои кумиры, нравственные ценности, идеология, свои герои, герои времени. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, каков же он, герой времени 20-х годов 20 века. В этом нам помогут герои рассказов М.Зощенко.
2. Актуализация знаний. Автор-сатирик. А что такое сатира?
Ученик. Сатира содержит резкое, решительное осуждение и осмеяние отрицательных явлений - социально значимых и общественно вредных.
Учитель. Сатира Зощенко выросла не на голом месте. Каковы учителя писателя?
Ученик. Н.В.Гоголь, А.П.Чехов.
Учитель. Как вы думаете, что объединяет таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, с Зощенко?
Ученик. Тема маленького человека, а также то, что эти писатели показывали в своих произведениях "героев времени".
Учитель. Вспомните "героев времени" 19 века и произведения, в которых они показаны.
Ученик. 20-е годы 19 века - "Евгений Онегин" (Евгений Онегин). 30-е годы 19 века - "Герой нашего времени" (Печорин). 60-е годы 19 века "Преступление и наказание" (Раскольников).
3. Введение нового материала.
Учитель. Творчество Зощенко базируется на солидной классической основе, и в его авторском фокусе соединяются, накладываются друг на друга два ключевых образа русской классики "маленький человек" и "лишний человек". Тема маленького человека интересовала Зощенко с самого начала творческой деятельности. Одним из первых рассказов, написанных Зощенко в 19 лет, явился рассказ "Двугривенный".
Прослушивание рассказа (читает наизусть подготовленный ученик).
- Какова основная мысль этого рассказа?
- Отличается ли он от других, написанных в 20-х годах сатирических рассказов?
- Почему в 20-е годы у писателя меняется стиль?
Сообщение ученика. После революции идеологическая пропаганда 1920-х годов строилась на безоговорочном отрицании старого и столь же безоговорочном утверждении нового, на противопоставлении дооктябрьского и послеоктябрьского в общественной жизни, культуре, сознании. Все средства и силы литературы были брошены на возвышение нового строя, нового общества, новой литературы. Принцип "кто был ничем, тот станет всем" был понят буквально. Многие писатели предпочитали говорить об идеальном "новом человеке" не как о проекции в будущее, но как о свершившемся факте. М.Зощенко и показывает такого "нового героя" в своих произведениях.
Учитель. В каких рассказах мы видим такого героя времени?
Ученик. "Богатая жизнь", "Жертва революции", "Нервные люди", "Пациентка" и другие.
Учитель. Как оценивают себя эти герои?
Ученик. Они претендуют на роль хозяев жизни, главных действующих лиц.
4. Анализ рассказов "Монтёр", "Пациентка", "Рабочий костюм", "Тормоз Вестингауза".
Учитель. Почему в 20-е годы происходило возвышение рабочих людей и принижение интеллигенции?
Ученик. Из-за коммунистической идеологии и пропаганды.
Учитель. Можно ли назвать этих "новых людей" культурными, образованными?
Ученик. Нет, конечно. Они даже кичатся своим происхождением. ("Потому у него... происхождение очень отличное. И родной дед его был коровьим пастухом, и мамаша его была наипростая баба"; "Не могут меня замести в силу происхождения. Пущай я чего хочешь сделаю - во всём мне льгота будет.")
Учитель. Какие же черты героя времени рассказов Зощенко вы можете назвать?
Ученик. С одной стороны, низкий уровень культуры, сознания, морали, с другой - "вдолбленное" в сознание средствами коммунистической агитации и пропаганды чувство классового превосходства над "буржуями", "аристократками", интеллигенцией, убеждённость в своей чистопородности, которая автоматически делает тебя выше, - это основные черты портрета "героя времени" рассказов Зощенко 20-х годов.
5. Создание проблемной ситуации.
Учитель. В каком рассказе, по-вашему, проявляется чувство классового превосходства?
Ученик. В рассказе "Аристократка", 1923 г.
Учитель. Ребята, сейчас мы с вами на несколько минут перенесёмся в мир героев Зощенко. Подумайте, удалось ли нашим актёрам передать чувства героев рассказа.
6. Инсценирование рассказа "Аристократка".
7. Беседа по рассказу.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Как стремится вести себя рассказчик?
- Оказалась ли героиня аристократкой? Что означает это слово?
- Говоря о женщине-аристократке, какие признаки указывает герой?
- Почему герой ведёт спутницу в буфет, ведь денег у него нет?
- Какие чувства охватывают рассказчика по мере того, как женщина ест пирожные?
- На чём основана комическая ситуация в рассказе?
- Что высмеивает в "Аристократке" автор?
- Почему люди не умеют быть собою?
Учитель. Люди, составившие после революции пёструю городскую массу, никак не могут освоить новые ритуалы поведения. Старое, привычное забыто и отринуто, а по-новому люди жить ещё не научились. Путаются в новых словах и обстоятельствах, как в тёмном лесу. Они не знают, как говорить, как двигаться, как вести себя в театре, в доме, на улице. Вот люди и путаются на пороге "новой жизни", сами из-за этого страдают и других смешат. Какие же черты можно добавить к портрету героя времени?
Ученик. Неумение жить, старые взгляды при изменившейся жизни.
8. Анализ рассказов "Волокита","Слабая тара", "Баня","Случай на заводе".
Учитель. Естественно, Зощенко показывает нам своих героев вместе с эпохой и сатирически обличает многие отрицательные явления жизни. В каких рассказах можно это наблюдать?
Ученик. "Волокита" - бюрократы, "Слабая тара" - взяточники, "Баня" - плохая работа городского коммунального хозяйства, "Случай на заводе" - плохое медицинское обслуживание.
Учитель. Как добивается Зощенко комического эффекта в своих рассказах? Какие приёмы использует писатель?
Ученик. Основную роль играет язык героев.
Учитель. Что является основой языка героев рассказов Зощенко?
Ученик. Житейское просторечие, использование "модных" терминов и слов "интеллигентского" обихода. Всё это создаёт комический эффект.
Учитель. Приведите примеры из рассказов.
Ученик. "Да что ж это происходит в рабоче-крестьянском строительстве? Без манишечки... человеку пожрать не позволяют"; "Дай, - думает, - сяду на трамвай, как уставший пролетарий"; "И кустаря-пролетария Василия Растопыркина сымают, как сукина сына, с трамвайной площадки, мордой задевают об полустойку и выживают. Со стремянкой уж и в вагоне проехаться нельзя! До чего докатились!"; "Ложи, - говорю, - взад!"; "Докушайте, - говорю, - гражданка. Заплачено"; "Которые без денег - не ездют с дамами"; "Деверь наибольше всех колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли в голову бросился."
Учитель. Язык характеризует целую эпоху, показывает особенности того времени, и, конечно же, является средством характеристики героев. Зощенко говорил:" Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица." Но его часто обвиняли в "сочувствии" герою и чуть ли не в слиянии с ним.
9. Просмотр фрагмента из фильма "Свадебное происшествие".
Учитель. На чём основана комическая ситуация? Отвечают ли герои вашим представлениям? Что явилось неожиданным?
Ученик. Сцена основана на принципе - каждый думает и говорит о своём. Поэтому она комична.
Учитель. В каком произведении мы встречались с подобной ситуацией?
Ученик. В комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" - сцена разговора Хлестакова с городничим.
10. Итоги.
Учитель. Итак, смех Зощенко - особой гоголевской породы.
- Какое чувство возникает после прочтения большинства рассказов автора? Да, чувство горечи и стыда за человека, не живущего, а выживающего, жизнь кладущего за какие-нибудь шесть гривен, пирожное или разбитый в гостях стакан. Сегодня мы попытались понять, каков герой времени 20-х годов 20 века. Что же это за человек?
Ученик. Человек малокультурный, необразованный, живущий старыми мерками, но претендующий на особое положение передового класса, ненавидящий "буржуев", интеллигенцию; это герой своего времени, отражающий эпоху, события в стране.
11. Оценки, домашнее задание. 1 группа - сочинение по теме: "Герой времени в рассказах М.М.Зощенко". 2 группа - написать сатирический рассказ.