Гласная буква Ю,ю

Разделы: Литература, Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, гласные звуки


Цели урока:

Предметные:

  • Познакомить учащихся с йотированной гласной буквой Ю,ю обозначающей два звука в начале слова и после другой гласной
  • Сформировать понимание обозначения буквой ю показателя мягкости согласного в слиянии
  • Подвести учащихся к открытию функции буквы ю в обозначении двух звуков в словах после мягкого знака

Метапредметные:

  • Соотносить схему и предложение, слово и ее модель

Личностные: прививать интерес к чтению

I. Оргмомент. Тема урока – выдвижение гипотез

- Ребята, на каждом уроке мы открываем для себя что то новое. Как вы думаете, что нового ждет нас сегодня?

  • Познакомимся с новой буквой, так как на ленте букв еще остались «белые пятна»
  • Дадим характеристику новой букве.
  • Выясним может ли она быть строчной и заглавной.
  • Будем читать слова и предложения с новой буквой.

- Ребята, вы отметили, что на ленте букв еще есть «белые пятна». А как вы понимаете значение этого выражения?

Белое пятно – что-то неизвестное, неисследованное; неизученная часть какой-либо темы (Русский фразеологический словарь)

- Начнем же работу с ленты букв.

II. Закрепление знаний и способов действия. Блиц-опрос

1. На какие три группы можем разделить изученные буквы?

  • Гласные буквы
  • Согласные буквы
  • Мягкий знак

2. Почему мягкий знак вы выделили в отдельную группу букв?

  • Мягкий знак – буква не обозначающая звуков

3. Какова роль мягкого знака?

  • Служит для смягчения впереди стоящего согласного

4. Почему на ленте букв согласные буквы занимают две строчки?

  • Согласные буквы обозначающие звонкие согласные звуки занимают верхнюю строчку.
  • Согласные буквы обозначающие глухие согласные звуки занимают нижнюю строчку.

5. На какие четыре группы по звонкости – глухости можно разделить согласные буквы?

  • На сонорные согласные
  • Парные звонкие согласные
  • Парные глухие согласные
  • Непарные глухие согласные

6. На какие другие три группы можем разделить согласные буквы?

  • На согласные буквы обозначающие два звука: согласный мягкий и согласный твердый
  • Согласные буквы обозначающие только согласный мягкий звук: Й, Ч, Щ
  • Согласные буквы обозначающие только согласный твердый звук: Ж Ш

7. Используя ленту букв назовем гласные буквы

  • А О У Ы Я Ё И Е

8. Что объединяет гласные буквы первого ряда?

  • Гласные буквы первого ряда обозначают гласный звук и показывают на твердость согласного звука в слиянии

9. Что объединяет гласные буквы второго ряда ?

  • Они обозначают мягкость согласного в слиянии

10. На какие две группы можно разделить гласные буквы второго ряда?

  • Буква И имеет один гласный звук [и]
  • На гласные буквы Я, Ё, Е которые не имеют собственного звука и заимствуют звуки других букв. Обозначают два звука [й’а], [й’о], [й’э] в начале слова и после другой гласной буквы. Мы называем их йотированными гласными буквами.

III. Постановка учебной задачи (на доске три столбика слов)

аист

заяц

ёж

орлан

хомяк

дятел

ястреб

косуля

змея

1. – Прочитайте слова первого столбика. Что их объединяет? (названия птиц)

- Найдите лишнее слово? Обоснуйте свой ответ.

  • Ястреб – 6 букв,7 звуков

2. Прочитайте слова второго столбика. Что объединяет их? (название зверей)

- Найдите лишнее слово? Обоснуйте свой ответ.

  • Заяц – 4 буквы, 5 звуков

3. Прочитайте слова третьего столбика. Что их объединяет? (названия животных)

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

  • Дятел – единственное слово где слогов, букв и звуков одинаковое количество.

Вывод: йотированная гласная обозначает целый слог — слияния, два звука в начале слова и после гласной. А в слиянии с согласным обозначают один гласный звук и смягчает впереди стоящий согласный звук

- Ребята, мы нашли лишнее слово каждого столбика и они называли животных. А сами животные могут быть лишними?

  • Нет. Надо беречь и охранять все живое.

Физкульминутка

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. На сегодняшнем уроке мне просто необходима помощница. И ею будет Юля.

- Юля - Ребята, у меня в коробке одна из моих любимых игрушек. Мое имя немного схоже на ее названием.

Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет ляжет на бочок.

- Юля - Кто из вас догадался, какую игрушку я принесла сегодня в класс.

  • Юла

- Выполните слого-звуковой анализ слова юла и составьте схему в книжке-малышке. (Юля приглашает одноклассника к доске для групповой работы)

- Сколько слогов в слове?

  • Два слога: ю – ла.

- Произнесите первый слог. Сколько слышите звуков? Какие?

  • Два звука [й’] [у] – образуют слияние с мягким согласным.

- Где мы слышим эти звуки?

  • В начале слова

- Второй слог?

  • Второй слог ла – слияние с твердым согласным.
  • Ударение падает на первый слог.

- Два звука, образовавшие слияние [й’у] принято обозначать не двумя буквами, а одной (показ буквы Ю,ю)

Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотрите, что случилось, Получилась буква Ю!

- В книжке – малышке напечатаем заглавную и строчную буквы Ю, ю

- Напечатаем название любимой игрушки рядом со схемой слова.

- Напечатаем слово Юля и составим схему этого слова.

- Какие звуки обозначает буква ю?

  • Буква ю обозначает два звука [й’у] когда стоит в начале слова

- Какие буквы так же обозначают два звука в начале слова?

  • Я, ё, е.

2. - Прочитаем по слогам нараспев столбики слов на странице 47 азбуки.

- Какую особенность вы услышали при произношении слов?

  • После гласной буквы в словах, новая буква ю пропелась [й’у], то есть обозначала два звука
  • Буква ю после гласных тоже обозначает два звука, как и буквы я ё е.

- Можем ли мы объединить буквы я,ё,е с буквой Ю? Обоснуйте свой ответ.

- Определите место буквы ю на ленте букв.

  • Это гласная буква второго ряда.
  • Обозначает мягкость согласного в слиянии.

3. Чтение слогов с буквой ю

ну

ру

лу

ду

му

су

ту

зу

ню

рю

лю

дю

мю

сю

тю

зю

Физкульминутка

4. Рассмотрите картинку на странице 48, кто на ней изображен? Какая профессия у этого зверька? Прочитайте предложения к этой картинке. Составьте небольшой рассказ.

- Что случится если портной поспешит разрезать ткань? Какие пословицы будут к месту в таком случае?

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.

5. Найдите в предложении новую букву и подчеркните ее.

Юбки шью и брюки шью,
Одеваю всю семью.

- Дайте звуковую характеристику букве ю цветными карандашами.

- Что интересного вы заметили?

В словах буква ю стоит после мягкого знака и обозначает два звука.

- Молодцы! Такой случай мы не встречали ранее на уроке.

6. Работа над предложением

- Прочитаем предложения, напечатаем их и составим к ним схемы предложения в книжке-малышке по вариантам.

Первый вариант – первое предложение, второй вариант - второе предложение.

Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет ляжет на бочок.

- Ребята, как по другому называют юлу?

- Второе название этой игрушки «волчок». Слова юла и волчок - близкие по значению.

7. Работа с текстом


В.Лузаков

- Познакомьтесь со стихотворением В.Лузакова, первично прочитайте его для себя шепотом.

- Прочитаем стихотворение цепочкой по одному предложению.

- Найдем слова с новой буквой, выполним звуковой разбор проставив точки цветными карандашами

V. Закрепление пройденного материла

- На странице 48 азбуки нас заждалась загадка - шутка замечательного детского поэта Бориса Заходера. Прочтем ее.

- Как вы думаете, о каком звере на букву Ю написал Заходер?

- Отгадку вы найдете на стр 67.

- А наш урок подошел к концу.

VI. Рефлексия предметной деятельности

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какими особенностями обладает буква Ю,ю?
  • Какую новую функцию йотированных гласных букв вы открыли на сегодняшнем уроке?