Цель: дать характеристики героям, определить роль каждого из них в романе.
Оборудование: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”,одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целой эпохи. Каждая глава – это отдельная история, в которой, безусловно, есть свои главные герои. Объединяет их всех один персонаж – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на то, что Лермонтов сталкивает его со многими людьми, он очень одинок. Большинство читателей и критиков считают Печорина отрицательным персонажем. Он приносит лишь только боль, разочарования, а иногда и смерть.
Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях главного героя и людей, с которыми ему суждено было встретиться (просмотр 1 слайда).
Говоря о романе, нельзя не заметить, что автор уделил большое внимание женским образам. Сам же Печорин предупреждает нас сразу, что к серьёзным отношениям он не готов.
(Слайд №2)
В произведении нашему герою предстоит встретиться с несколькими женщинами.
– Способен ли он полюбить, отдаться всецело этому чувству?
Печорин разочарован в любви, он находится в постоянном поиске, но, к сожалению, не находит то, что искал.
(Слайд №3)
Оказавшись в Пятигорске, он попадает в “водяное общество”. Что его ожидает там? Всё те же люди, завистливые интриганы, лишенные благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к ним. Чтобы позлить давнего знакомого Грушницкого, Печорин начинает ухаживать за Мери.
– При каких обстоятельствах происходит знакомство?
(Слайд №4)
- Обратимся к описанию Мери.
- Что привлекло в ней Печорина?
- Как проявляется сомнение Мери в отношении чувств Печорина?
- Как происходит объяснение с Мери? Какие чувства испытывает при этом Печорин?
- Как заканчиваются их отношения?
По отношению к Мери Печорин, безусловно, поступил подло.
– Как вы считаете, для чего Печорин так больно ранит Мери?
– Как он сам относится к своему поступку?
Следующая героиня романа– Бэла. Это гордая черкешенка, которая не избежала встречи с Печориным.
(Слайд №5)
- Чем привлекла Бэла Печорина?
- Как ведёт себя в доме Печорина?
- Почему она начала принимать ухаживания героя?
- Кем считала себя Бэла в доме Печорина?
- Была ли счастлива Бэла?
- Когда почувствовала, что Печорин разлюбил её?
- Была ли смерть Бэлы выходом для Печорина?
- Какие чувства испытывает перед смертью?
Бэла привлекает Печорина своей дикостью, необузданностью. Увидев её, он уже не может совладать с собой. Добиться её расположения становится главной задачей для Печорина.
– Любил ли Печорин Бэлу?
Одним из главных женских образов является Вера. Это единственная героиня, к которой Печорин испытывает неподдельные чувства.
(Cлайд №6)
- Вспомним описание Веры.
- Были ли они знакомы с Печориным раньше?
- Как Вера отреагировала на встречу?
- Какие чувства испытывал Печорин к ней?
- Что чувствует Вера, когда покидает Печорина?
Печорин глубоко переживает, когда узнаёт об отъезде Веры. Когда он скачет за ней, мы видим истинного Печорина, не скрывающего своих чувств и переживаний под маской безразличия.
Три героини, представленные нам, очень разные. Их объединяет одно– они любили Печорина.
– Любил ли он кого-нибудь из них?
В романе широко представлены и мужские образы. Возьмём лишь нескольких героев. Печорин тяжело сходился с людьми, считая мужскую дружбу чем-то ненужным и необязательным.
(Cлайд №7)
– Как вы считаете, справедливо ли мнение Печорина и почему он так считает?
(Cлайд №8)
- Кто такой Максим Максимыч ?
- Описание героя.
- При каких обстоятельствах они познакомились?
- Что отличает Максима Максимыча от других героев?
- Когда происходит следующая встреча и как её ожидает Максим Максимыч?
– Как можно объяснить поведение Печорина при встрече?
– Что напомнил ему Максим Максимыч?
Жестокость Печорина по отношению к старику– это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется обреченность героя на одиночество.
Одним из интереснейших героев романа является Грушницкий. Он полная противоположность Печорина. Вспомните встречу героев.
– Какие чувства испытывает Печорин?
(Cлайд №9)
- Описание Грушницкого.
- Что раздражает Печорина ?
- Что является смыслом жизни для Грушницкого?
- Как характеризует героя сцена дуэли с Печориным?
Доктор Вернер – единственный человек, с которым Печорин находит общий язык. Они не друзья– приятели. Вместе они проводят много времени.
(Cлайд №10)
- Описание Вернера
- Черты характера.
– Что сближает героев?
– Почему расходятся их пути?
Печорин, как и Вернер, находится в конфликте с дворянским обществом. Но Вернер пассивен. Его протест ограничивается едкими насмешками исподтишка. Бездейственность Вернера оттеняет активность Печорина.
Мы рассмотрели характеры и поступки второстепенных героев. А что же Печорин?
(Cлайд №11)
- Как описывает героя Максим Максимыч?
- Что мы знаем о характере Печорина?
- Что поражает в его внешности?
- Как он относится к жизни?
Печорин очень одинок. Устав от высшего света, он отправляется на Кавказ, чтобы испытать новые ощущения, найти смысл жизни.
Печорин – нравственный калека, но он не родился таким. Его взрастило общество. Природа дала ему глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твёрдую волю. Он способен к благородным поступкам и гуманным порывам.
*Каково мнение Печорина о своей жизни?
В романе “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтов сознательно вводит такое количество второстепенных героев. В столкновении с ними раскрывается образ главного героя– Печорина. Все персонажи индивидуальны. В них нет ничего общего, но именно они позволяют нам понять сущность Печорина, дать его верную характеристику.
– Кто же виноват, что прекрасные порывы души Печорина были обречены?
Виновато общество, социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
(Cлайд №12)
М.Ю.Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, рассказал “историю души человеческой”,сопоставил несколько типов человеческих характеров.
(Cлайд №13)
Нельзя дать однозначный ответ на вопрос: положительный или отрицательный герой Печорин. Но, безусловно, что это личность, заслуживающая наше внимание.