Цели урока:
О б у ч а ю щ а я - учить внимательному, вдумчивому, осознанному чтению, что ведет к проникновению в глубинный смысл текста и помогает раскрыть народность творчества поэта, определить роль цветописи в поэзии Есенина; выявить сквозные образы в есенинской лирике.
Р а з в и в а ю щ а я - развивать творческое воображение, мышление учащихся.
В о с п и т а т е л ь н а я - пробудить в детях желание задуматься о роли красоты в жизни человека.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT, сборники стихов.
Ход урока
1. Звучит романс "Не жалею, не зову, не плачу" в исполнении трио "Реликт"
2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Учитель показывает слайд №2 (тема урока).
3. Слово учителя (слайд №3) Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о своеобразии лирики замечательного русского поэта С.Есенина."Я сердцем никогда не лгу", - сказал о себе сам поэт. Эти слова Есенина станут эпиграфом нашего урока. Так как действительно, произведения его на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, "ходит по мукам" сама русская душа. (слайд №4)
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради Бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтобы звенеть в человечьем саду.
В есенинской метафоре человечий сад выражена суть авторской концепции мира и человека: преклонение перед жизнью, восхищение красотой окружающего мира, близость к родной земле, умение видеть поэтическое в будничном. Эти особенности художественного мира корнями уходят в народную мудрость, в традиции устного народного творчества. Обычный крестьянский паренёк вглядывался в картины обновляющегося весною мира, с трепетом ожидал восхода солнца и долго засматривался на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые девственные леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. "Край любимый" ("рязанские поля, где
мужики косили, где сеяли свой хлеб", "низкий дом с голубыми ставнями") стал истоком и основной темой творчества С.Есенина. О чём бы ни писал поэт, все его стихи, по сути, об одном - о дорогой его сердцу Руси. И конечно же, о себе, о том, что больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви. (слайд №5)
4. Чтение наизусть стихотворения:
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клён перед костром зари.
5. В поэзии Есенина поражает почти начисто утраченный современным человеком дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частью всего живого: "Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит"; "О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину". (слайд №6) Есенин мыслит, чувствует образами природы, которая в стихах поэта живёт и дышит. Как вы думаете, ребята, что является основной чертой поэтического мира Есенина? (Одушевлённость природы)
Использование какого художественного средства позволяет поэту оживить природу? (Метафоры-олицетворения)
6. Какие метафоры-олицетворения вы нашли в стихотворениях С.Есенина?
("поёт зима - аукает", "луна стелила тени","отелившееся небо//Лижет красного телка", "стережёт голубую Русь//Старый клён на одной ноге", "улыбнулись сонные берёзки", "слухают ракиты посвист ветряной", "тёмным елям снится гомон косарей", "пригорюнились девушки-ели", "черёмуха машет рукавом", "тучи бродят за овином", "не от холода рябинушка дрожит" и тд.) (слайд №7)
Ещё какие художественные средства помогают поэту оживить природу? Докажите примерами. (Образ живой природы создаётся, например, обращениями: "Сыпь ты, черёмуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу", "Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь" и тд.)
7. Вы обратили внимание, что сравнения, олицетворения, метафоры, используемые Есениным, часто заимствуются из хорошо знакомого ему мира крестьянской жизни? Приведите примеры. ("в тихий час, когда заря на крыше,//Как котёнок, моет лапкой рот", "ковригой хлебною над сводом//Надломлена твоя луна", "месяц рогом облако бодает", "рыжий месяц жеребёнком //Запрягался в наши сани", "над речкою режет//Воду синюю солнца соха" и др.)
Следует отметить, что, создавая эти образы, Есенин испытывает влияние одного из жанров устного народного творчества. Какого? (Загадки)
8. На фольклорные источники своей поэзии не раз указывал и сам Есенин. Это прежде всего мелодичность. Ритмический рисунок стиха часто сходен с народными песнями и частушками:
Эх, берёза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую, как сон,
Лишь для той, в кого влюблён,
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.
"Вижу сон. Дорога чёрная:"
9. Что сближает есенинские стихотворения с народной песней? (Обилие повторов и кольцевые обрамления)
Чтение стихотворения:
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Плачет леший у сосны-
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод
Кому горе, кому грех,
А нам радость, а нам смех,
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.
10. И наконец, фольклорные традиции в есенинском творчестве - это постоянные эпитеты и сквозные образы, переходящие из стихотворения в стихотворение. Какие ?
(Клён, черёмуха, яблоня, сад, осень). Но самым излюбленным образом Есенина была..?
(Русская красавица - белоствольная берёзка). Берёза - самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Приведите примеры есенинских стихотворений, в которых присутствует этот образ. (слайды № 8, 9, 10)
11. Каждый есенинский образ заключает в себе определение какой-то поэтической мысли. Для того, чтобы глубже понять поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Так, строка "всё пройдёт, как с белых яблонь дым" из знаменитого "Не жалею, не зову, не плачу:" скажет гораздо больше, если знать, что яблоня у Есенина - это и реальное дерево, и образ души поэта:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу -яблоню ветром стряхать..
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
12. Дайте трактовку одного из говорящих есенинских образов. (Класс поделен на 3 группы. Каждая группа готовила трактовку одного есенинского образа).
13. Отличительной чертой поэзии Есенина является и присутствие во многих стихах звуковых образов, которые озвучивают есенинские сюжеты. Какой звуковой образ чаще всего встречается в его стихах? (слайд № 11) (Звуковой образ ЗВОН: "В роще по берёзкам// белый перезвон", "А у низеньких околиц// Звонко чахнут тополя", "Мне навстречу, как серёжки,//Прозвенит девичий смех", "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных"). Здесь поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление - "стозвонный". При помощи каких художественных средств поэт добивается перезвонов в своих стихах? (Аллитерации: "Звонкой позолотой взвенивает лес"). Также аллитерация придаёт стихам Есенина напевность, мелодичность. Ярким примером тому являются следующие строки: "Поёт зима - аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка". (слайды № 12,13)
Какие ещё звуковые образы присутствуют в стихотворениях Есенина? ("шелест тростника", "шёпот сосняка", "говор кроткий", "тягучий вздох", и свист, и гудение, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.)
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: "И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес". В данном примере следует отметить ещё одну особенность есенинской лирики. Какую? (Цветопись). (слайд №14)
14. Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? (В стихах Есенина разнообразные оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают "металлическое" звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый, и серебряный, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета).
Активное использование цвета, словесная живопись - характернейшая особенность есенинского творчества. (слайд №15)
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Поэт не просто делает зарисовку с натуры, цвет в его стихах всегда выражает определённое настроение, чувство, создаёт образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами. Так, эпитеты синий и голубой постоянно сопровождают образ родины и передают чувство сыновней любви. Найдите подтверждение в его стихах. ("голубую оставил Русь", "тропа голубого поля", "несказанное, синее, нежное" и тд.).
15. Есенин обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, тёмные тона вечера. Всё так живо, образно, реально, что когда мы видим картины природы, то невольно вспоминаем строчки из есенинских стихов. Какие строки навевают вам данные пейзажи? (слайды № 16,17, 18, 19)
Оттенки цветов, их сочетание "зола зелёная из розовой печи", "алый мак в небесной черни", метафорический контекст, в котором употреблены цветовые эпитеты "красная вода" восхода, "зелёное вымя" дерева придают изображению неповторимую индивидуальность и экспрессивность.
16. Таким образом, какие же особенности лирики С.Есенина мы отметили? (слайд №20)
1. Одушевлённость природы
2. Приближенность к фольклору
3. Присутствие звуковых образов
4. Цветопись.
17. Образы музыки, живописи, слова, соединившись воедино, способствовали созданию незабываемых, чарующих строк. Звучит романс "Отговорила роща золотая" в исполнении трио "Реликт". (слайд №21)
Домашнее задание:
1. (индивидуально) Написать стихотворение или четверостишье.
2. Проанализировать стихотворение "Весенний вечер".