"Голубков огонь не берет". Опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" в 11-м классе

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: гуманистическая роль литературы, две женские судьбы, маленькие люди, Т.Толстая


Рассказ Татьяны Толстой “Соня” - удачная находка для уроков, завершающих курс литературы в 11 классе. Это произведение современной литературы, которое поднимает важные нравственные проблемы, позволяет утвердительно ответить на вопрос о существовании сегодня настоящей литературы, думающей о человеке, “болеющей” за него. Рассказ “Соня” - это литература, которая вспомнила о своей гуманистической роли, обнаружила теснейшую связь с русской классической литературой и вернула ученика к ее лучшим традициям. При этом творчество Толстой позволяет говорить об одном из самых ярких методов в современной литературе – о постмодернизме. И старшеклассники, думается, с интересом найдут в рассказе признаки этого модного художественного направления. Рассказ легко найти в Интернете, он занимает 4 страницы – это как раз тот объем, который могут осилить одиннадцатиклассники в конце учебного года.

К изучению рассказа можно подойти дифференцированно: с учащимися, не желающими ограничиваться обязательным программным минимумом, провести многоаспектный анализ рассказа, при дефиците учебного времени и особого интереса учащихся, остановиться на проблематике, основных образах и особенностях авторской поэтики.

И еще, читая в 11 классе литературу о революции, войне, сталинских репрессиях, мы невольно излишне социологизируем подходы к художественному произведению. Рассказ Толстой возвращает нас к собственно литературе – к художественному образу, к метафоре, к символу, к игре слов и смыслов, к красоте поэтики. Литература может говорить о самом важном, но оставаться при этом немного игрой.

Задание ученикам

Прочитайте рассказ Т.Толстой “Соня” и сделайте несколько открытий:

1. Подумайте над названием рассказа. Имейте в виду, автор уже затеял с вами литературную игру.

2. Найдите ключевую метафору – это поможет понять рассказ.

3. Кто рассказывает эту историю? Сколько голосов вы слышите?

4. Своеобразие поэтики Толстой - в мастерстве художественной детали. Найдите детали, определяющие время действия (блокаду, прежде всего); детали портрета, определяющие образы двух героинь.

5. Заметьте время действия в рассказе.

6. Подготовьте рассказ о судьбах Сони и Ады.

Материал для учителя

Татьяна Никитична Толстая (р.1951) – прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно признана одним их самых ярких авторов нового поколения. Внучка Алексея Толстого и Михаила Лозинского. Первый сборник рассказов “На золотом крыльце сидели…” появился в 1987 году, затем появились еще 3 сборника, рассказ “Соня” входит в книгу “Река Оккервиль”. В 2000 и 2002 году вышли книги “День” и “Ночь”, за роман “Кысь” в 2001 году писательница получила премию “Триумф”.

Комментарий для урока

Итак, рассказ прочитан. В центре его две женские судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы. Судьбу Сони легко пересказать:

  • ровесница века (“в 41году ей должно было исполниться 40”),
  • в 1930-е годы работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и ее приятелями, которые долгие годы будут “перебрасывать” ее из семьи в семью, где нужна помощь,
  • в 33 году возникает ее эпистолярный роман с выдуманным Адой Николаем,
  • в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав Николаю-Аде баночку томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбежки.

А вот судьба Ады:

  • видимо, чуть моложе Сони,
  • в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,
  • в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
  • баночка томатного сока спасает ей жизнь,
  • в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто.

Временное пространство в рассказе организовано так точно и так плотно, что на четырех страницах Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин.

Кто из русских писателей мог вместить судьбу героя в несколько страниц? (Чехов, конечно, в таких рассказах, как “Ионыч”, “Крыжовник, “О любви”.)

Почему же тогда этот рассказ не об Аде? Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку сока блокадным декабрем – она не заслужила. И не заслужила не потому, что когда-то в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от нее: написала Соне, что “все ложь, что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты”. И обвинять-то ее в этом тяжело – “было не до любви” в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви…

Потому и рассказ о Соне.

Так Гончаров пишет роман об Обломове, а не о Штольце.

Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – “дура”.

В чем же проявляется ее “идиотизм”? Медленно перестраивается, может зазеваться, наивна до непредсказуемости, сентиментальные стихи не вовремя, безобразно одевается. А внутренние качества? “Любила детей”, “романтическое существо”, “должна же у нее быть совесть”, “любящее сердце”. И это “идиотизм”? Нет, скорее, расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих: мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищенность дает возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически “использовать” ее как няньку, например.

Соня всего лишь кажется “дурой”, потому что она неадекватна в своем социальном поведении, не приспособлена к жизни, непрактична.

Некоторые исследователи творчества Толстой замечают, что ее герои либо дети, либо “взрослые с детскими чертами, так и не перешедшие в иное возрастное состояние”*.

П.Вайль и А.Генис пишут: “В ее рассказах помещаются только маленькие люди – не Башмачкины, а Стойкие Оловянные солдатики”**. А действительно, внимание к невыдающемуся, обыкновенному, даже не от мира сего герою не есть ли внимание к “маленькому человеку” русской классической литературы?


* Русская проза конца XX века, под ред. Колядич Т.М. – М.: “Академия”, 2005, с.359

** Вайль П. и Генис А. Городок в табакерке: Проза Толстой. – “Звезда”, 1990, №8

Вспомните поэму Пушкина “Медный всадник”, повесть Гоголя “Шинель”, повесть Достоевского “Бедные люди”. Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Толстой и “маленьким человеком” русской литературы?

Интересно, что сама Толстая заявляла, что “маленький человек – это человек нормальный”.

Кстати, а кто Соню называет “дурой”? Неужели автор? Прочитайте внимательно эти моменты – знакомство с Соней, возникновение переписки с Николаем (“Соня, дура, клюнула сразу”), последнее письмо Ады. Создается впечатление, что это рассказывает кто-то из знакомых Ады (“Жаль, что вы ее не застали в молодости. Интересная женщина”), вполне разделяющий уморительность “адского” плана. Это рассказчик, который сам находится “внутри событий”. Очевидно, Толстая настолько доверяет читателю, что уверена: он прекрасно разберется сам в том, что есть хорошо, а что плохо. Разве иногда только бросит подсказку, например, о брате Ады: “…негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга”. Толстая провоцирует вопросы читателя: что случится дальше? что же автор хочет этим сказать? и при этом, кажется, уверена, что читатель знает правильный ответ, что читатель с ней, Толстой, заодно.

Будем искать автора, как всегда, в названии. “Соня”…Для русской литературы имя явно неслучайное. Никаких литературных тезок не можете припомнить? “Любила детей”, “клялась пойти за ним, если надо, на край света”, “любящее сердце”… Ну конечно, Соня Мармеладова. Говорил же Достоевский: “…вечная Сонечка…”. Что еще заставляет вспомнить именно Сонечку Мармеладову? Бескорыстие Сони, умение любить, готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа. Вспомним, что Достоевскому важно было, что “София” означает “премудрость”. Не может не знать этого и Толстая, четырежды повторяющая, что Соня - “дура”. Премудрость – дурость? Может, именно этот оксюморон и должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни?

Ада обязана Соне жизнью. Но и Соня обязана Аде своим счастьем. Так все удивительно переплелось в этой жизни.

Как вам кажется, что самым чудесным было в жизни Сони? Ее эпистолярный роман с Николаем? Чем была бы ее жизнь без него – повседневность, обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое. И Толстая дарит Соне мечту, сказку. Вернее, Ада (“И вот надо же – жизнь устраивает такие штуки! – счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне”). В этой сказке все было, как и положено: королевич, королевна, живая вода. И уже непонятно, что в ее жизни вообще было настоящим, а что выдуманным. Однако, как справедливо заметил А.Генис, “Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени”.***


*** Генис А. Иван Петрович умер.- М.: Новое литературное обозрение, 1999

Вспомните, как решается конфликт мечты и действительности в “Петербургских повестях” Гоголя, прежде всего, в повести “Невский проспект”.

Мотив времени - один из основных мотивов рассказа, как, собственно, почти всех рассказов Толстой (“Жил человек – и нет его”, “время все съело”).

Перечитайте внимательно начало рассказа. Чьи это слова? Как вы их поняли? Это, конечно, автор, Толстая. Как вам кажется, в каких она отношениях со временем? “Черная пасть телефонной трубки”, “раскроется светлой фотографией солнечная комната”, “просвечивают марлей спины сидящих” - о чем говорят эти метафоры? А в финале рассказа кто просит Аду Адольфовну отдать Сонины письма? Думается, тоже автор. Именно в начале рассказа и в финале повторяется фраза: “Жил человек – и нет его”. Как же Толстая отвечает на вопрос, что остается после человека? Имя-мудрость, имя-память остается, жизнь другого человека остается, и еще должен был остаться белый эмалевый голубок, брошка Сони (“голубков огонь не берет”). Оказывается, все имело смысл. Финал рассказа звучит жизнеутверждающе.

Текст Толстой удивительно плотный: он изобилует литературными реминисценциями, метафорами, художественными деталями, часто переходящими в символические образы.

Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда вы нашли? Может, современному молодому поколению вот так и надо рассказывать о блокаде, о войне (“сварила кожаные туфли”, “пила горячий бульон из обоев”)?

Что позволяет увидеть в эмалевом голубке Сони символический образ? Эта брошка была ее единственным украшением, этот голубок был отправлен в письме на день рождения Николаю, даже Адой этот поступок был оценен – она не посмела прекратить надоевшую ей переписку. И, наконец, даже если письма Сонины сожжены, голубок сгореть не мог. Вот авторское безапелляционное объяснение: “Ведь голубков огонь не берет”. Вообще-то, “голубь” означает “благую весть”, благую весть, позволим себе добавить, о любви, которая и есть мудрость жизни.

Кстати, платье Ады Адольфовны тоже украшает брошка – большая камея, “на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал”. Вот такие две разные брошки…

В символический образ превращается и еще одна деталь – баночка томатного сока, спасшая Николая-Аду. Самые главные мысли Толстая формулирует кратко, емко, афористично: “Сока там было ровно на одну жизнь”.

Задания после изучения рассказа

1. Напишите рецензию на рассказ “Соня”.

2. К каким темам русской классической литературы возвращает нас рассказ Толстой?

3. Как автор относится к своим героям и в чем это проявляется?

4. Попытайтесь определить место Татьяны Толстой в современной литературе. Ее творчество – это явление реалистической прозы, женской прозы, массовой литературы или постмодернизма?

Комментарий для учителя

(Смысл задания №4 не в том, чтобы его выполнить, а в том, чтобы на фоне этого задания дать ученикам какие-то ориентиры в современной литературе, тем более что для них заканчивается период, когда их чтением руководили или пытались руководить. Если читательская культура к окончанию школы у учащихся сформирована, значит, учитель литературы решил свою основную задачу.)

Очевидна связь прозы Толстой с русской классической традицией, но видится и связь с модернистской традицией 1910-1920 годов. Критика зачисляет Толстую то в реалисты, то в постмодернисты.

Постмодернизм как явление мировой литературы и культуры последней трети XX века возник в результате неудовлетворенности возможностями традиционного реалистического искусства, его чрезмерной ориентированности на социальную действительность. “Реалисту интересна реальность и человек в ней… Постмодернисту интересна не реальность, а ее отражение в сознании…”**** Культура постмодернизма не признает границ между высоким и низким, реальным и вымышленным, авторским и неавторским. В ней отсутствует почтение к авторитетам, святыням, здесь сняты все табу. Важнейшие художественные приемы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. Важнейший знак – интертекстуальность, т.е. цитатность. Мир воспринимается как текст. Постмодернист уверен, что одна из его задач – интерпретация наследия классиков, и он вступает в игру с читателем, которому предлагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции. Русским постмодернизмом сегодня наиболее полно разрабатываются два направления: исторические фантазии и “новый автобиографизм”. В основе первого – вымысел, в основе второго – личный опыт автора. (Так объясняет особенности постмодернизма учебное пособие “Современная русская литература” под редакцией Б.А.Ланина.) Наиболее яркий автор первого направления – Виктор Пелевин. Татьяна Толстая – представитель второго направления.


**** Гордович К.Д. Русская литература конца XX века. – СПб.: Изд. “Петербургский институт печати”, 2003

Список литературы

1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература, книга 3. Москва: УРСС, 2001

2. Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы под ред. проф. Б.А.Ланина. Москва: “Вентана-Граф”, 2006