Гоголь и театр. 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя;
  • выявить истоки любви Н.В.Гоголя к театру;
  • проследить, в чём заключается новаторство писателя в драматургии.
  • воспитывать интерес учащихся к творчеству Н.В.Гоголя, любовь к театру.

Оборудование:

  • выставка книг Н.В.Гоголя;
  • презентация к уроку;
  • литературоведческий словарь (на доске):
    • драма,
    • комедия,
    • реплика,
    • ремарка,
    • действие,
    • явление.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля н.с.) 1809г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, крае легенд, поверий, исторических преданий.
Мы с вами уже знакомы с ранним творчеством Н.В.Гоголя. Вспомните произведения писателя. (Учащиеся называют).
В 8-м классе нам предстоит узнать о Гоголе-драматурге, подробнее познакомиться с драматическими произведениями. (Работа с опорными понятиями: драма, комедия и т.д.)

Слайд 1

Гоголь на всю жизнь сохранил почти физическое осязание особого запаха кулис и память о нервической суете перед первым выходом на сцену. Он прочувствовал и оценил значение партнёрства на сцене, вкусил радость от общения со зрителями и испытал сладостно-томящее состояние от их аплодисментов, равно как глухую боль и разочарование, когда публика что-то не принимала. Ещё не берясь за перо, он знал цену краткой и точной реплике и характерному монологу, где каждое слово сочно и выверено – тогда в нём можно всякий раз находить всё новые и новые сценические оттенки и решения. Он оценил язык сцены – прямой, безо всяких посредников разговор с публикой. Он знал: здесь ничего не объяснишь, если не донесёшь до зрителя себя, свою любовь к роли, своё понимание характера. Гоголь рано понял: в театре нет мелочей. Всякое пренебрежение мелочью, деталью способно привести к провалу. Именно это знание театра, законов драматургии привело многие его произведения не только к читателю, но и к зрителю.
Театр – это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру, – утверждал писатель.

Слайд 2

2. Истоки любви Н.В. Гоголя к театру

Откуда же у этого юноши из провинции такая безграничная любовь к театру?

Слайды 3,4

Сообщение ученика.

Отец В.А.Гоголь-Яновский писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями. Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные.

Слайд 5

Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет.
Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригибал нос к подбородку. Пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

3. Н.В.Гоголь-драматург

Слайд 6 (по тексту). Творческая история комедии «Ревизор»

Слайд 7. Слово учителя о создании «Ревизора»

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Первая черновая редакция была написана очень быстро: письмо Гоголя к Погодину от 6 декабря 1835 года говорит о том, что к этому времени были завершены две редакции пьесы. Черновые наброски всегда делались Гоголем быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения.
Всего над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. За год до смерти, в 1851 году он внёс последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836,1841 и 1842 года.
Наверное, ни одна вещь Гоголя не вызывала такого количества авторских дополнений, разъяснений, комментариев: «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842), «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору» (опубликован в 1841), «Предуведомление для тех, кто пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» (около 1846, опубликовано в 1856), «Развязка Ревизора», причем финал представлен двумя редакциями (1846, опубликован в 1856). Главная просьба всех разъяснений: не принимать произведение за водевиль и карикатуру.
Хотя исходным импульсом комедии послужило желание «собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», её художественный смысл гораздо шире и глубже.
Работая над текстом, Гоголь мечтал вернуть комедии утраченное ею общественное значение, о чем говорится в статье «Петербургская сцена в 1835/36 году».
Сюжет, который Гоголь использовал для своей комедии, не был столь оригинален. История про мелкого чиновника, которого городничий и другие чиновники маленького уездного городка приняли за ревизора, легла в основу комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», написанной в 1827 году. Та же история описывалась в повести Александра Вельтмана «Провинциальные актёры», позже название было изменено на «Неистовый Роланд». Вельтман даже упрекнул Гоголя в плагиате. Однако это был несправедливый упрёк. При внешнем сходстве фабулы сюжеты произведений были разными. Принципиальная новизна комедии Гоголя состоит в том, что лицо, которое было принято чиновниками за важную персону, и не собиралось никого обманывать.

Слайд 8. Сценическая история пьесы

Тема «Ревизора» взята Гоголем из самой действительности. Ситуация в России была такой, что полным хозяином губернии был губернатор, а уездного города – городничий. Всюду царили произвол и беспорядки. Единственным, что сдерживало местные власти, был страх перед ревизором из Петербурга. Гоголь взял как будто бы старую, давно бытовавшую в литературе тему (должностные злоупотребления) и создал произведение, оказавшееся обвинительным актом против всей российской государственности Николая I. Вот почему всё происходящее на сцене зрители восприняли необыкновенно остро. (Текст слайда).

Слайды 9, 10, 11

Так перед Гоголем встала задача художественного изображения государственного устройства и главной фигуры в нём – чиновника.
Первым (неоконченным) его драматическим произведением стала комедия о чиновничьих кругах – «Владимир третьей степени».
В середине 30-х годов Гоголь работает почти одновременно над двумя комедиями из современной жизни «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»). В середине 1835 года он начал готовить ее к постановке, но увлекся новым замыслом. Это был «Ревизор». Пьеса эта, как пишет Ю.Манн, «во всей истории русского и мирового театра… вознеслась как одна из самых высоких, недосягаемых вершин».

Слайды 12, 13. Особенности драматургии

(Учащиеся конспектируют схемы в тетрадь).

Слайд 14. Драматургия Н.В.Гоголя сегодня

Невозможно переоценить то влияние, которое Н.В. Гоголь оказал на русскую и на мировую литературу.

  • Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей.
  • Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя (Городничий, Хлестаков, Чичиков, Плюшкин…).
  • К гоголевскому творчеству обращались и обращаются отечественные и зарубежные театры, кинематограф.
  • Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени.
  • Он открыл миру «всю Русь», не только смешные, печальные, драматические стороны, но и героические.

4. Итоги урока

5. Домашнее задание:

  • Прочитать 1-е действие комедии;
  • Отметить в пьесе особенности драматургии, о которых говорили на уроке.