Цель: сформировать у учащихся способность к самовыражению в устной и письменной речи, познакомить с творческими работами призеров муниципального этапа всероссийского конкурса «Без срока давности», дать представление о преемственности двух поколений: защитников родины Великой Отечественной войны и СВО.
Задачи:
- показать мужество и героизм защитников нашей Родины;
- расширить знания о героях Великой Отечественной войны и СВО;
- формировать активную гражданскую позицию школьников на примерах героических поступков защитников Родины в различные исторические периоды;
- развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;
- развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество.
Планируемые результаты: учащиеся смогут:
- пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны и специальной военной операции;
- узнать о роли защитников нашей страны как в XX веке, так и в XXI веке.
Форма проведения: устная газета.
Целевая аудитория: средняя возрастная группа.
Место мероприятия в работе классного руководителя данное мероприятие занимает место в гражданско-патриотическом блоке воспитательной работы классного руководителя. Развивает чувство памяти, любви к Родине, патриотизму. (Слайд 2)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
Тип мероприятия: комбинированный.
Ход мероприятия
Актуализация знаний
1. Слово учителя:
Ребята, прочитаем пословицы и определим тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?
- «Тот герой, кто за Родину горой»
- «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит»
- «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет» (Слайд 3)
(Школьники определяют тему: разговор будет идти о героях)
Учитель: Владимир Владимирович Путин говорил: «У страны должны быть герои, и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которых сегодняшние поколения могли бы воспитываться и воспитывать своих детей. Это очень важно!» (Слайд 4)
На протяжении всей истории России наши воины проявляли доблесть и храбрость на полях сражений. Наше Отечество богато героями. Служение Родине, земле, семье у нас в крови. В нашей истории столько героев Отечества, которыми мы гордимся, сколько нет ни у одного государства в мире. Это рядовые и офицеры времен прошедших и дней нынешних. Мы помним и чтим героев Великой Отечественной войны, для нас каждый участник войны сороковых годов герой. Мы преклоняемся перед мужеством и стойкостью героев сегодняшних дней - участников специальной военной операции. В этой преемственности традиций мужества и патриотизма – наша гордость и наша сила. Сегодня мы постараемся осветить славный боевой путь наших родных и близких.
Наш урок пройдет в форме устной газеты, которая называется «Герои прошлых и нынешних времен». (Слайд 5)
2. Подбор эпиграфа к устной газете
Учитель: Ответьте на вопрос: что такое эпиграф?
(Дети дают свое определение)
Учитель: Словарь литературоведческих терминов дает определение «Эпиграф в словаре литературоведческих терминов — это короткий текст (как правило, поэтическая или прозаическая цитата, афоризм, пословица или поговорка), предпосланный произведению или его части. Он призван прояснить авторский замысел, указать на основную идею художественного текста. (Слайд 6) Предлагаю выбрать эпиграф из стихотворения «Угасает осень», написанное Людмилой Осановой - выпускником Цивильской СОШ №1, участником Великой Отечественной войны (1942-1945), которая всю войну прошла в 101-ом отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения, связи.
3. Выбор эпиграфа из стихотворения выпускника (Слайд 7)
Угасает осень
Угасает осень, угасает,
Старый сад осыпался, поблек.
Робко лег на землю и растаял
Чистый, бескорыстный первый снег.Суетятся птицы у кормушки,
Мокрый, ржавый лист прилип к окну.
Пригласи меня, мой друг, послушать,
В лесопарк послушать тишину.Поведи меня к мемориалу,
К строгим плитам, к вечному огню.
Положи там гроздь рябины алой,
Над гранитом голову склоню.Там лежат в торжественном покое
Юные ровесники мои.
Скоро вьюга белая завоет,
Засвистят над ними снегири.Статуя от инея седая,
Стынет в лужах темная вода…
Угасает осень, угасает,-
Память
не угаснет
никогда.
Участники выбирают эпиграф к газете «Память не угаснет никогда…» (Слайд 8)
Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Итак, наша газета называется «Герои прошлых и нынешних времен», эпиграфом была выбрана строчка из стихотворения Людмилы Осановой «Память не угаснет никогда…» Открываем первую страницу устной газеты, которая называется «Историческая хроника».
I страница: «Историческая хроника в цифрах»
Ученик 1: Страна, в которой мы родились и живем, называется Отечеством. И все войны направленные на защиту своей Родины, Отчизны от внешнего захватчика, называются Отечественными. Слово великий означает громадный, большой, огромный. Великая Отечественная война 1941-1945 года захватила огромную территорию нашей Родины. Длилась эта война 4 года. 22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах. На фронт пошли не только мужчины призывного возраста. Многие спешили к военкоматам, чтобы добровольцем записаться на фронт. Шли и пожилые люди, и совсем юные парнишки, девушки. Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили 12 млн. человек, в том числе погибло 6,9 человек, пропало без вести, пленено 4,6 млн. В общей сложности Советский Союз потерял около 27 млн. граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29,6 млн. человек. Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34,5 млн. советских военнослужащих. В армию и на флот было призвано 490 тысяч женщин.
Наша страна заплатила за Победу самую высокую цену. Звучат разные цифры людских потерь. И вряд ли возможно точно подсчитать, сколько жизней отдали наши предки за свободу. На сегодняшний день уже говорят о 40 миллионах погибших. Каждая семья потеряла отца, сына, брата… Бесспорно – вклад каждого солдата, честно сражавшегося на фронтах с фашизмом, бесценен. И каждый из них ежедневно совершал подвиг, вступая в бой. (Слайд 9)
Ученик 2: Традиции доблести, бесстрашия и героизма русских ратников, которым приходилось вставать на защиту Отечества в разные времена, продолжили современные герои. 24 февраля 2022 года президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции. Киевский режим при поддержке западной «империи лжи» создает России огромную опасность. Нашей стране не оставили выбора. Военная операция призвана защитить Россию от действий националистической хунты. Военнослужащие защищают не только Донбасс, Луганск и Запорожье, но и отдают свои жизни за нашу безопасность, за чистое небо над нашей головой.
Наши воины с честью выполняют поставленные перед ними задачи. На декабрь 2024 года с начала специальной военной операции звание Героя России получили 320 человек. Еще более 400 тысяч человек получили ведомственные награды. Не разглашаются сведения о наградах офицеров и солдат, информация о которых носит ограниченный характер. Они герои - такие же, как их прадеды в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 10)
Учитель: Доблесть, бесстрашие и героизм всегда отличали наших ратников, которым приходилось вставать на защиту Отечества в разные времена – и в далёком прошлом, на фронтах Великой Отечественной, и в конфликтах новой эпохи.
Первичная проверка понимания
2 страница: «Герои прошлых времен»
Учитель: На странице «Герои прошлых времен» прозвучит сочинение призера муниципального этапа Всероссийского конкурса «Без срока давности» Игоря Д., где расскажет о своем прадедушке. (Слайд 11)
«Мы много знаем о войне: смотрим фильмы, читаем книги, ходим на парады, присоединяемся к шествию «Бессмертного полка». Но когда о войне рассказывают близкие тебе люди, всё видится по-другому - яснее, пронзительнее.
Много смелых героев той войны нам известно из учебников истории, но и у каждой семьи есть свои, мало кому известные герои. Передо мной портрет моего прапрадеда Осипова Ивана Петровича, погибшего в боях в Великой Отечественной войне. Осипов Иван Петрович родился 23 января 1902 года в деревне Дуловское Кушалинского сельского совета Калининского района Калининской (ныне Тверской) области.
«К началу войны семья жила в селе Лесное Тверской области», - рассказывает моя прабабушка, Надежда Ивановна. В 1942 году Иван Петрович ушёл на фронт добровольцем, хоть и была у него бронь. Служил в 239 стрелковой дивизии 813 полка 59-й Армии. Воевал на Ленинградском фронте. Участвовал в прорыве блокады.
Последнее письмо от него домой было написано 12 декабря 1943 года, а потом он героически погиб от пули врага в январе 1944 года. Иван Петрович был парторгом 1 стрелкового батальона 813 стрелкового полка 239 краснознаменной дивизии. Героически отдал свою жизнь за Родину: ворвавшись во вражеские траншеи, в рукопашном бою победил четверых немецких солдат. Затем, закрепив за собой участок, вновь поднялся в полный рост и с лозунгом «За Родину…» повел за собой подразделение в бой, но был сражен пулей немецкого снайпера.
Как жила семья в годы войны? Конечно, чтобы прокормиться, трудились все: в колхозе, на полях и в лесу, на заготовке дров, на собственном огороде. Легкой работы никто не искал, да и не было её – всё для фронта, всё для победы.
9 мая 1945 года пришла Победа и в дом Осиповых. Радость великая. И горе огромное - сына и отца потеряли. О старшем сыне вестей больше не было. А вот об отце, Иване Петровиче, информацию нашли, когда открылись военные архивы. В архивных материалах 59-й Армии имеются документы о его подвиге и награждении орденом Отечественной войны II степени.
По запросу в 2017 году было выдано удостоверение о награде. Похоронен Иван Петрович в братской могиле в д. Вашково Новгродской области. До 2010 года никто из родных не знал точного места захоронения. В похоронке по ошибке было написано село Лошково Ленинградской области. И только в 2010 году выяснилось, что это не Ленинградская, а Новгородская область. И не Лошково, а Вашково.
Прошло уже почти восемь десятков лет с того дня Победы. Отголосками жестокой войны, свидетельством славного подвига народа и грандиозного сопротивления фашизму легли в семейные альбомы всех внуков и правнуков две фотографии – портрет Осипова Ивана Петровича и фотография братской могилы с его именем да с красными гвоздиками на надгробной плите.
В 2012 году мой дедушка Баранов Александр Юрьевич, внук Ивана Петровича, вместе с моей бабушкой посетили место захоронения нашего героя.
Биография моего прадеда – лишь маленькая страничка большой истории моей страны, для которой, к сожалению, снова настали тяжелые времена. Мужчинам нашей Родины снова приходится противостоять фашизму. И в моей семье есть герои. Мой дядя, Данилов Алексей Гаврилович, стал участником специальной военной операции. Мы радуемся любой его весточке с передовой и с нетерпением ждем наших героев домой с Победой.
Я горжусь подвигами героев моей семьи! И очень хочу, чтобы на земле не было никаких войн, и чтобы всегда был мир!
3 страница: «Письма читателей»
Учитель: Страница нашей устной газета «Письма читателя» познакомит с письмом призера муниципального этапа Всероссийского конкурса «Без срока давности» Александры Т., которая написала прабабушке – участнице Великой Отечественной войны. (Слайд 12)
Здравствуй, моя дорогая бабуля! Мой герой!
Пишет тебе твоя правнучка Александра. К сожалению, я родилась, когда тебя уже не было рядом с нашими родными. Тебя любили муж, трое детей, пятеро внуков, у тебя уже семеро правнуков. Они гордятся твоим героическим прошлым. Поэтому меня назвали Александрой в честь тебя. Я знаю тебя по рассказам папы, по скупым сведениям, что нашла в Интернете, по старым фотографиям.
Твою фронтовую фотографию я бережно храню. Ты глядишь сквозь время на меня своими голубыми глазами, волнистые светлые волосы обрамляют молодое лицо. И я ярко представляю, как хрупкая двадцатилетняя девчонка Александра Кривова в 1942 году оказалась на поле битвы Великой Отечественной войны.
Я много читала о том, как связисты во время войны обеспечивали связь на фронте. Вижу, как твои маленькие девичьи руки несут громадную катушку с проводом. А вокруг слышен свист пуль, вдали - грохот орудий. Но ты обязана выполнить задание - обеспечить связь. Трудно представить, сколько раз тебе пришлось при повреждении кабеля осколком снаряда или мины прямо под вражеским обстрелом идти восстанавливать линию связи. Ты прошла с катушкой в составе своей армии по белорусским лесам и болотам, когда жарким зноем пот разъедал глаза, когда пальцы коченели от мороза, когда лежала, сжав зубы от бессилия, на мокрой весенней земле, когда от внезапного взрыва пряталась в осеннюю листву. Ты выдержала, ты выстояла! Я горжусь тобой! А затем был долгий путь по Восточной Пруссии. И вновь орудийные залпы, свист пуль, потеря фронтовых друзей и приказ командира: «Связь любой ценой!»… После взятия Кенигсберга весной 1945 года не сбылась твоя мечта вернуться в родной город Алатырь. Для тебя война продолжилась на Дальнем Востоке, где ты выполняла свою работу: раз за разом исправляла поврежденную линию. На войне бесперебойная связь была условием, от которого зависел исход всей боевой операции. Ты, как и любой военный связист, каждый день совершала подвиг, налаживая связь в любых условиях и в любое время года.
Твой подвиг оценен. Ты больше всего дорожила медалью «За отвагу». Разве твой ежедневный труд по обеспечению непрерывной связи не отвага? А Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны II степени не являются доказательством твоего мужества? Многочисленные медали стали подтверждением твоей преданности воинскому долгу. Через всю жизнь ты пронесла любовь к родине, к родным, близким. В мирное время ты работала в колхозе, растила детей, воспитывала внуков и правнуков. Твоя жизнь была полна событиями, ты прожила трудную, но счастливую жизнь.
Какой год подряд в День Победы ты рядом со мной идешь по улицам города в Бессмертном полку. Ты улыбаешься цивилянам своей молодой и задорной улыбкой. А рядом вместе с правнуками идут другие герои Великой Отечественной войны. И всюду лица, лица… Молодые в военной гимнастерке, старики с орденами и медалями. А вот табличка, где только фамилия и имя, потому что герой погиб, а в семье не осталось фотографии защитника Отечества. Вас много, бабуля! Спасибо тебе, всем солдатам и офицерам Великой Отечественной войны за то, что вы подарили нам мир. И пока мы храним память о вас, о вашем ратном подвиге, я уверена, сила и правда будут на нашей стороне!
Твоя правнучка Александра
4 станица «Герои нынешних времен»
Учитель: Продолжая традиции прадедов, наши защитники Отечества вступили в борьбу с неонацистами на Украине. К сожалению, не всем доведется вернуться к родному порогу. На странице «Герои нынешних времен» Николай А. расскажет о своем старшем брате. (Слайд 13)
20 октября 2023 года в ходе проведения специальной военной операции героически погиб ивановский десантник, командир отделения, мой старший брат Александров Евгений Сергеевич. Ему было 25 лет. Он мечтал служить родине, поэтому отдал свою жизнь, защищая страну.
Учился в Цивильской СОШ №2. В 2018 году, после окончания Цивильского аграрно-технологического техникума поступил на службу в 98-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию г. Иваново. Так осуществилась его мечта стать военным, проходить службу в военно-воздушных войсках.
С августа 2021 года по сентябрь 2022 года принимал участие в выполнении специальных задач в составе миротворческой группы в Сирийской Арабской Республике. Сразу же после Сирии был командирован на специальную военную операцию. В марте 2023 года получил осколочные ранения в бою. После реабилитации, несмотря на возможность остаться в военной части, вернулся на СВО. Он говорил: «Кто, если не мы. Там все мои ребята, я должен вернуться».
Когда мой брат приезжал в отпуск домой, он собирал друзей и родных за большим столом, пел, читал стих, рассказывал смешные истории. Он не хотел огорчать семью рассказами о тяжелых буднях солдата.
14 июля 2023 года недалеко от населенного пункт Ягодное под его руководством отделение пошло в наступление. Он самоотверженно прикрывал своих товарищей огнем из стрелкового оружия и гранатомета.
20 октября 2023 года в районе Берховского водохранилища отряд должен был захватить опорные пункты ВСУ, но во время выполнения боевого задания попал в засаду. Оценив обстановку, как командир отделения Евгений с ребятами дал бой превосходящим силам противника. Крупнокалиберный пулемет остановил продвижение отряда Евгения вперед. Тогда мой брат поднялся на пулемет, чтобы задавить его огнем в упор. Но был тяжело ранен. Своими действиями он сохранил жизни части личного состава отделения, которое смогла отойти и занять выгодную позицию. Евгений в ходе боя получил множественные ранения несовместимые с жизнью, погиб на месте.
За проявленное мужество и героизм мой брат имеет благодарности, ведомственные медали («Участнику военной операции в Сирии», «За ратную доблесть», «За воинскую доблесть» II степени, медаль Суворова. Дважды (при жизни и посмертно) награжден орденом Мужества.
Для меня мой старший брат навсегда останется примером мужества, стойкости и героизма!
Первичное закрепление
5 станица «Поэтические строки»
Учитель: Еще одна страница устной газеты «Поэтические строки» включает в себя выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне и бойцах СВО.
(Школьники читают подготовленные заранее стихотворения на военную тематику) (Слайд 14)
Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
(А.Молчанов)
Его зарыли в шар земной
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
(Н.Томилина)
Донбасс в огне
Кто мог подумать лишь вчера,
Что будут братья сеять смерть?
И это вовсе не игра,
И мы готовы умереть.То минный шквал накрыл, то «Град» –
Сжигают дьявольским огнём.
Здесь, на земле разверзся ад,
И мы умрём, но не уйдём!И как бы ни был враг жесток,
Никто сломить не в силах нас.
Мы русские и с нами Бог!
И будет русским наш Донбасс!
(Оксана Москаленко)
Своих не бросаем
Ты слышишь, Россия, своих не бросаем!
Мы верой и правдой Отчизну спасаем.
Бывало в истории нашей не раз,
Когда долг и совесть давали приказ.Мы с Армией нашей в едином строю,
И в мирные будни, и в грозном бою.
Отечеству служим не ради наград,
Ведь мы на пути не боимся преград.Мы землю родную священно храним,
И подвиг бессмертный мы вновь повторим,
Своих не бросаем – твердим как набат!
И каждый, кто с нами, навеки нам брат.Опять нас Россия сегодня зовет,
Все вместе к победе идем мы вперед.
За веру, за правду, за Родину-мать,
Как прежде готовы сыны жизнь отдать.Пусть крепнет наш дух, и пылают сердца,
За правое дело пойдем до конца!
Мы веру в Россию со всею страной
В историю впишем победной строкой. (Сергей Шанчев)
https://romanticcollection.ru/community/stihi/55601#2
Рефлексия
Учитель: Мы перевернули последнюю станицу устной газеты «Герои прошлых и нынешних времен». К какому выводу вы пришли?
Участники мероприятия дают свои ответы на вопрос:
- современные защитники Отечества продолжают традиции прадедов, защищая Россию от врагов;
- героизм русского солдата проявлялся как в Великую Отечественную войну, так и во время проведения спецоперации;
- важно знать и помнить историю свой страны, не забывать тех, кто защищал страну и стоит на страже родины сегодня.
Учитель: Давно закончилась война, но до сих пор она отзывается эхом в душах поколений детей участников Великой Отечественной, их внуков и правнуков… И пока мы помним, можно смело сказать, что не бывает защитников бывших! Пусть не всех мы знаем поимённо, но все они Герои! Сегодня защитники Отечества продолжили дело своих дедов и прадедов: вновь встали на борьбу с фашизмом. И появились новые герои – наследники Великой Победы. Мы не имеем права забывать героев прошлых и нынешних времен! (Слайд 15)
(Звучит песня на музыку и слова Ярослава Дронова «Встанем» в исполнении автора (Шаман)