Задачи урока:
- Показать, что ценил А.П. Чехов в людях и чего не принимал, в чём видел путь к совершенствованию человечества, т.е. к “высшей правде”;
- Развитие литературоведческих умений учащихся;
- Совершенствование представлений учащихся об эстетических ценностях.
Слайдовое сопровождение урока:
- Портрет А.П. Чехова,
- Иллюстрации из фотоальбома “А.П. Чехов”,
- Эпиграфы – слова А. П. Чехова:
1) Скверно вы живёте, господа!
2) Человечество идёт к высшей правде.
Ход урока
1. Слово учителя.
Закончились уроки знакомства с А.П. Чеховым и его героями. Перед нами галерея робких и наглых, чутких и равнодушных, а порой и чёрствых, бессердечных героев. Они то смешны, то грустны, то вызывают чувство брезгливости… Откуда они? Они из жизни. Антон Павлович вёл записные книжки, где записывал свои наблюдения, мысли. Вот, например, две записи: “Сияющая, жизнерадостная натура, живущая как бы для протеста нытикам; полон, здоров, ест много; его все любят, но только потому, что боятся нытиков; он – ничто, хам, только ест и смеётся громко, и только когда умирает, все видят, что ничего им не сделано, что он был принимаем за кого-то другого”.
И вторая запись: “Я нанял под дачу усадьбу; владелица, очень полная пожилая дама, жила во флигеле, я в большом доме; она потеряла мужа, всех детей, была одинокая, очень толстая, имение продавалось за долги, обстановка у неё старая; всё читала письма, которые ей писали когда-то муж и сын. И всё-таки оптимистка. Когда у меня заболел кто-то, она, улыбаясь, всё говорила: “Милый, бог поможет!”
Вот чеховский оптимизм – он неотделим от правды, от ощущения, что жизнь не одни только радости, но страдания и потери. Героиня второй записи не просто оптимистка, а “всё-таки оптимистка”. Всё-таки, то есть вопреки неудачам, вопреки самым горестным утратам.
И сейчас мы отправимся в “картинную галерею”, а именно: перед нами предстанут портреты героев Чехова, портреты, знакомые вам. Но вслушайтесь, всмотритесь в них ещё раз и попробуйте определить, с чем не мог мириться писатель в жизни и что ценил в людях.
2. “Картинная галерея”, или сообщения учащихся о героях Чехова.
(Возможно слайдовое сопровождение, мини-презентации).
За три-четыре минуты ученик даёт яркую картинку, в которой запечатлена суть того или иного героя.
С чем не мог мириться писатель в жизни?
- Чиновник Червяков (рассказ “Смерть чиновника”);
- Помещик Чимша-Гималайский (повесть “Крыжовник”);
- Учитель Беликов (повесть “Человек в футляре”);
- Сторож Никита (рассказ “Палата №6”);
- Наташа (пьеса “Три сестры”).
Что ценит Антон Павлович в людях?
- Доктор Дымов (рассказ “Попрыгунья”);
- Сёстры Прозоровы (пьеса “Три сестры”).
3. Нравственные ценности, которые утверждает человек и писатель А.П. Чехов.
Учащиеся наизусть цитируют Чехова:
- Видеть и слушать, как лгут…и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишки, которому грош цена – нет, больше жить так невозможно!
- Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
- В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
- Через 200-300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если её нет пока, то он должен предчувствовать её, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец.
- Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро! Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
- Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг.
- Праздная жизнь не может быть честною…
- Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…
- Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!..
4. Заключительное слово учителя.
Вот и закончилось наше путешествие по чеховской “картинной галерее”. Мы ещё раз убедились, что А.П. Чехов, несмотря ни на что, - великий оптимист; его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами таких гуманистов, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Он нигде и ни разу не сказал: “Это хорошо, а это плохо”, - но он во всех своих произведениях показал правду жизни, а уж решать, что есть что, мы должны сами. Устами своих героев он изрёк десятки заветных желаний; вот они-то и позволяют нам сказать: “Чехов ценил в людях то, то, и то…” Я надеюсь, что вы поняли и извлекли для себя эти ценности. Дома вы ещё раз осмыслите уроки Чехова и напишите мини-сочинение “Уроки А.П. Чехова в 21-ом веке”. И помните: “Человечество идёт к высшей правде!”
Примечание.
Пример представленного учащимися портрета Наташи из пьесы “Три сестры”
- Наталья – героиня пьесы А.П. Чехова “Три сестры”, жена Андрея Сергеевича Прозорова- противоположна по своему внутреннему содержанию интеллигентным, образованным сёстрам Прозоровым. Она, как леди Макбет Мценского уезда, ведёт свою борьбу за власть в доме; вытесняет деликатных и беззащитных сестёр, убивает их мелочами жизни; она угнетает, отравляет самый воздух вокруг себя. Вот Наташа выгоняет из дома старую, 85-летнюю няньку Анфису, мотивируя свой поступок словами: “Но ведь теперь она не может работать! У меня нянька есть, кормилица есть, у нас горничная, кухарка…для чего же нам ещё эта старуха? Для чего?” Она /Наташа/ ставит всех на свои места (на те места, которые она определила для всех), она цинично указывает Ольге: “Нам нужно уговориться, Оля. Ты в гимназии, я – дома…И если я говорю что насчёт прислуги, то знаю, что говорю; я знаю, что го-во-рю…И чтоб завтра же не было здесь этой старой воровки, старой хрычовки…(стучит ногами) этой ведьмы! Не сметь меня раздражать!.. Не сметь!”
Наташа постепенно, но довольно-таки быстро забирает весь дом в свои руки, она торжествует, а умные и порядочные сёстры остаются одинокими, несчастными. Жаль, искренне жаль, что невежество и цинизм потеснили красивых и добрых людей.