Цели урока:
- выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”;
- развить умения анализировать художественные произведение;
- обозначить мотивы действия главного героя рассказа;
Форма урока: урок ситуативного анализа;
Оборудование: документальные фотографии голодных 30-х г.г. XX столетия, толковые словари, тексты рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.
Ход урока
I. Интрига.
Чтение притчи “Совесть”.
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. “Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем - и исчезнут навсегда все неправды и насилия”.
- Почему Совесть взмолилась и попросила Господа растворить ее в маленьком ребенке?
II. Словарная работа.
- Какой рассказ вы прочитали на прошлом уроке? Название часто является ключом к раскрытию содержания. Название имеет не столько прямое значение, сколько переносное. Автор, уже взрослый человек, непросто вспоминает свои детские годы, но и анализирует свои впечатления тех лет. Именно совесть не дает ему возможность забыть те далекие годы.
- Что такое совесть?
Самостоятельная работа с толковыми словарями.
III. Определение ключевой темы рассказа.
- Выберите из предложенных формулировок тем ту, что представляется вам наиболее точной.
А) Голодный год 1933.
Б) Бесчеловечное отношение к ссыльным.
В) Голос человеческой совести.
Г) Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства.
(Все эти темы в той или иной степени отражены в рассказе).
IV. Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.
1) Выборочное чтение (стр.105).
- Почему рассказ начинается таким страшным описанием голодных ссыльных, которые “недоехали до места”, “выпали из числа людей”?
(Ужасное описание передает страшное впечатление на тех, кто не потерял совести).
Работа с толковыми словарями (значение слов “кулак”, “раскулаченные”, “лишенцы”).
2) Ситуация выбора. Выступления ученика-“психолога”.
- В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразным мерилом нравственности человека. Психологи утверждают, что в каждом человеке живет три “Я”: 1- каким тебя видят люди, 2- каким ты сам себя представляешь, 3- какой ты есть на самом деле. Нам нужно понять причины собственных поступков.
3) Анализ эпизода с разлитым молоком. Комментированное чтение (стр. 107).
- Почему Володю больше, чем смерть потряс эпизод с разлитым молоком?
(Воспитанная женщина черпает “обгрызенной деревянной ложкой” молоко из грязного конского следа и ест. Она не “ссыльная”, “не раскулаченная”. Эта безысходность, горе, покорность судьбе потрясли детское сердце).
4) Анализ эпизода “желание накормить одноклассников”. Чтение по ролям (стр.107-108).
- Испортило ли Володю то, что он был “сытым”?
- Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом “наотрез отказался брать в школу завтраки”?
- Почему одноклассники без благодарности отнеслись к Володиной попытке накормить их?
(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”. Володя понял отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки).
- Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат его ел спокойно?
(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутренне “Я”, голос совести. Брат до этого еще не дорос).
- Как Володя пытался помочь голодным? Почему Володя с криком, “чужим , диким голосом” прогнал от дома голодных людей?
(Не только от испуга, но и от сознания своего абсолютного бессилия).
- Что же делать? Как “накормить” свою голодную, неудовлетворенную совесть?
(Нашелся тот, “самый-самый голодный”, несчастная облезлая собака, которая навсегда утратила доверие к человеку.).
- Володя спас собаку от голодной смерти. А от чего она его спасла?
(Она спасла его нравственно: дала возможность заботиться о ком-то, успокоить мечения совести. Кормя собаку, он “кормил” свою совесть).
5) Определение смысловой нагрузки персонажа начальника станции.
- Какую роль в рассказе играет начальник станции? Почему он, идя вдоль скверика, “глядел себе под ноги и молчал”? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? Как можно объяснить его самоубийство?
(В рассказе не только Володю мучает “Я”, его совесть. Это второе “Я” живет во многих людях. Начальник не может от стыда за все происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности, скрытое, осознанное недовольство тем, что происходит в стране).
- Что он сказал ребятам, наблюдавшим за людьми в сквере (стр.107)?
Работа с толковыми словарями (слово “жестокость”).
(Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе “несчастной собачонки”. Но вряд ли собачонка помогла бы: перед нами не ребенок, а взрослый).
6) Анализ личностного конфликта отца Володи (стр. 113).
- Почему в конце рассказа отец Володи становится похож на начальника станции?
(Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. Отец сомневается в правоте революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы1, чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать.
1
Работа с толковыми словарями (слово “счастье”).- Почему у страны не хватает? Кто ха это должен отвечать?
(Постепенно поведение отца становится подобным поведению начальника станции. Что ждет его впереди? Может быть привязанность к сыну спасет его от страшного финала ).
7) Документальная справка (стр. 117). Выступление ученика-“историка”.
- Как сочетается звучащая вначале рассказа песня “Не спи, вставай, кудрявая” с документальной справкой?
- Почему рядом размещена открытка “Парад физкультурников” и фотография “погибающие от голода дети”?
(У страны тоже два “Я”. Одно внешнее “Я” бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее, драматическое, но реальное - истинное “Я” нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий отца и той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно заграницу).
V. Рефлексия.
- К чему призывает автор?
(Отвечать за свои поступки, действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, особенно к человеку; говорить об ответственности перед людьми и самим собой, перед своей совестью).
Составление синквейна со словами “счастье” и “совесть” .
Счастье | Совесть |
Долгое Настоящее Жить, любить, помогать счастье просто так не дается Жизнь |
Мучительная, Острая Знать, делать, получать Совесть - шлагбаум поступков Ум |
Д\з: написать мини-сочинение на тему: “Мой взгляд на проблему голода 30-х гг 20 столетия”.