Литература
-
"Встреча с сиренью". Урок-размышление, подготовка к сочинению по личным наблюдениям. 8-й класс 2013
Мистический, загадочный образ сирени на уроках русского языка ‒ лишь объект изображения при описании картины. Особенность урока в том, что сирень становится действующим лицом, героем сочинения-размышления (эссе, новеллы). Форма работы: анализ, выявление ассоциаций.
-
"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2010
Это второй урок по изучению «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в ходе которого семиклассники проинсценировали фрагмент сказки, создали киносценарий и встретились с «писателем», задав ему интересовавшие их вопросы. Путем проведения блиц-игры проверено знание содержания. В ходе аналитической беседы выяснено своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки. На этом уроке важна работа с литературоведческими терминами: "эзопов язык", "сатира", "гротеск", "гипербола".
-
"Вся моя биография – в моих сочинениях". Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Модульный урок 2009
Урок, созданный по модульной технологии, ориентирован на активное усвоение знаний на основе самостоятельной работы учащихся с учебным материалом. По данной технологии можно организовать первые уроки по биографии и творчеству писателя. Ведь словесные методы не всегда помогают достижению результата: мозг человека работает в 4—5 раз быстрее, чем самая быстрая речь; поэтому слушающий время от времени отключается (начинает думать о чём-то своём). На слух улавливается 40-50% информации.
-
"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена" (И.Бунин). Урок литературы в 9-м классе с применением технологии индивидуализированного обучения 2010
Самостоятельное осмысление художественного текста на приемлемом ученику уровне трудности оживляет обсуждение на уроке. Вопросы изображения психологического состояния героя, философии отношения писателя к любви, к жизни не пугают подростков, а вызывают интерес, так как, реализуя задания посильной им карточки, они готовы на уроке поделиться своим мнением.
-
"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи") 2011
Урок-размышление по теме с целью проникновения в художественный мир мастера слова и постижения тайн его мастерства на примере рассказа Бунина "Темные аллеи".
-
"Всякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И.А. Бунина) 2009
Предложенная разработка урока для 11-го класса содержит подробный анализ рассказа в форме эвристической беседы и практическую часть для учащихся, которую рационально проводить в группах. Анализ рассказа позволит повторить литературоведческие понятия: виды портрета, функция пейзажа в литературном произведении, мотив. Кратко сформулирована концепция любви писателя.
-
"Выразительные средства языка. Эпитет". 6-й класс 2013
Урок литературы знакомит учащихся с выразительными средствами языка. Умение находить эпитеты в тексте помогает увидеть в произведении образ и понять его; делает речь ребенка выразительной.
-
"Выхожу один я на дорогу…" К 170-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова 2011
Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели литературы для учащихся 7–9-х классов. Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта XIX в. М.Ю. Лермонтова. Ученики совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческие способности.
-
"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" 2008
В программе курса по литературе на изучение творчества Державина отводится всего 1 час. Для того, чтобы учащиеся имели представление о жизни поэта XVIII века, его творческих достижениях, был разработан урок по теме "Гаврила Романович Державин - поэт и государственный деятель". Цель данного урока - познакомить с биографией Державина, его творчеством. А также расширить представления учащихся о Державине как государственном деятель, показать его значимость в литературе.
-
"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков) 2008
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта".
-
«Всякая любовь – великое счастье…» (И.А.Бунин) История любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Конспект урока анализа литературного произведения в 9-м классе 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви; организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока; совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения; развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме; воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.
-
«Вьется по ветру "Веселый Роджер", люди Флинта песенку поют». 5-й класс 2015
Цель урока: мотивировать учащихся к прочтению романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»; развитие речи, аналитического и логического мышления, стремления к творческому самовыражению; прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.
-
Встреча с удивительными людьми. 5-й класс 2011
Урок развития речи в 5-м классе проведен в форме урока-сюрприза. Он знакомит пятиклассников с творчеством талантливых людей и формирует у детей потребность развивать свои творческие способности. К уроку прилагается презентация.
-
Встречи с удивительными людьми (урок-сюрприз) 2008
Урок "Встречи с удивительными людьми" может быть проведен в 4–7-х классах как обычный урок, урок внеклассного чтения или заседание клуба. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует раскрытию собственного таланта ребенка.
-
Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына) 2010
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа.
-
Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я.П. Полонского ("По горам две хмурых тучи…", "Посмотри - какая мгла…") 2013
Лейтмотив урока – путешествие по картинной галерее, где предметом наблюдений становится русская природа. Преподаватель подробно анализирует словесные картины, созданные Яковом Петровичем Полонским. Учащиеся знакомятся с творчеством Я.П. Полонского и учатся воспринимать зрительные образы при чтении стихотворений.
-
Выразительность речи как одно из средств развития коммуникативной культуры 2025
Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а также собственное отношение ребят к событиям, о которых рассказывается. В задачу учителя входит такая организация выразительного чтения, чтобы учащиеся учились на примере собственного чтения и чтения товарищей. А чтение учителя должно быть адресовано к внутренним чувствам ребенка, раскрывая глубинный смысл произведения. Поэтому учитель должен владеть техникой чтения и учить этому своих учеников.
-
Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством К. Паустовского. Учащиеся выразительно читают вслух текст, излагают содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
-
Вырвавшиеся из ада. Размышление по рассказу Б.Екимова "Продажа" 2008
Материалом для урока-размышления может стать художественное произведение малой формы, например, рассказ, анализ которого лучше построить по композиционному варианту - "вслед за автором". В структуре такого урока находит своё выражение композиция текста-рассуждения. Здесь и обозначается поднятая проблема, и проводится работа с фактическим материалом, встроенным в сюжет произведения, и делаются определенные обобщения и выводы. Поэтому анализируемое произведение должно быть с ярко выраженной авторской позицией, где ясно очерчен образ автора, строящего повествование по принципу размышления.
-
Выступление на педагогических чтениях. Межпредметная интеграция при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (литература, психология, живопись) 2008
Творчество Ф.М. Достоевского, несомненно, - богатый материал для психологического исследования. Сам автор определяет роман "Преступление и наказание" как "психологической отчет одного преступления", тем самым указывает путь читательского анализа.
-
Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся 2012
Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое. Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.
-
Г.Сенкевич. "Янко-музыкант" 2011
Урок служит созданию условий для формирования системы знаний, ознакомлению учащихся с новым рассказом, учит понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.
-
Г.Х. Андерсен. Сказка "Снежная королева" (5-й класс). Заключительный урок в технологии сказкотворчества 2008
Урок проводится после знакомства со сказками Андерсена и представляет собой "сказочное путешествие по сказке". Учащиеся идут вслед за любимыми героями сказки и при этом фантазируют, вспоминают отдельные детали, интерпретируют эпизоды глазами других действующих лиц, размышляют над проблемами, основываясь на своем жизненном опыте, и даже пытаются адаптировать сказочных героев в нашем времени.
-
Галерея мёртвых и живых душ в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2022
Николай Васильевич Гоголь вместе со своим главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым ведет читателей по галерее мертвых душ. Стиль, в котором выполнены их портреты, можно назвать гипертрофированным реализмом. Деформированные, уродливые человеческие лица на фоне деталей пейзажа и интерьера барской усадьбы.
-
Гамлет на сцене и в кино 2003
При изучении трагедии "Гамлет" учащиеся знакомятся с различным пониманием образа Гамлета в истории русской культуры. Не менее богато истолкование Гамлета и на русской сцене и в кино. В XIX веке Гамлета играли знаменитые актеры П.Мочалов и В.Каратыгин; в XX веке - А.Южин и В.Качалов; Козаков и Марцевич; Смоктуновский и Высоцкий. У каждого из них - свой Гамлет. О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.
-
Гастрономические пристрастия А.С. Пушкина 2012
Мероприятие разработано для учащихся 8–11-х классов. Игра позволяет повысить интерес и расширить знания учащихся о пушкинском времени.
-
Генералы и мужик в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям 2012
Урок представляет работу над характеристикой героя. Учащимся предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажа. Ребята каждой группы получают карточки с заданием, которое должны выполнить самостоятельно, используя знания, умения, полученные ранее. Ученикам следует проанализировать и истолковать события, систематизировать факты жизни героев, сделать выводы, дать оценку характера героев.
-
География мифологического Китая. Материалы для сочинения волшебной сказки 2025
Урок проводился в рамках экспериментального курса литературы Древнего мира. На первом этапе мы изучали построение сюжета волшебной сказки (по В.Проппу). Если дети учатся по обычной программе, то теория дается на примерах русских сказок. Материал может быть упрощен в зависимости от уровня класса. Второй этап. Во время рассказа учителя о китайской мифологии дети составляют словарь мифологических персонажей. На дом дети получают задание сделать игровой кубик, на каждой из 6 граней которого будет изображение того или иного животного, птицы, дерева, растения, местности. На следующем уроке дети придумывают сюжет своей сказки с использованием кубика.
-
Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа 2010
В статье представлена система уроков по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
-
Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов 2009
Поставленные задачи: обобщить содержание произведения, составить характеристики героев, выявить позицию автора, лиризм повествования, фольклорные мотивы в тексте, развивать умение учащихся писать конспект по критической литературе, устную и письменную речь, формировать эстетические взгляды, воспитывать толерантность, любовь и интерес к Родине, древнерусской литературе, музыке и искусству.