Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"

Разделы: Литература


Цели урока:

Предметная:

  1. Понять причины деградации Дмитрия Старцева.
  2. Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда?
  3. Учить исследовать средства художественной выразительности.

Мировоззренческая:

  1. Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу.
  2. Определить собственное отношение к героям, событиям.

Ход урока

I. Слово учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”.

Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

II. Словарная работа: обывательщина, мещанство, деградация.

Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.

III. Организация поисковой деятельности по творческим группам.

(Зона поиска тексты, словари)

1. Группа “Весна жизни”.

Дать характеристику Старцеву в первый период;

  • Отношение к делу врача;
  • Впечатление от Старцева в начале.

Вывод микрогруппы: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.

1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.

2. Группа “Семья Туркиных”.

Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.

  • Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее обывательского существования;
  • Прямые авторские характеристики Туркиных;
  • Речевые характеристики Туркиных.

Вывод микрогруппы: шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много лет.

2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные?

3. Группа “Прошло больше года”. Линия любви.

Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?

  • Старцев и Котик;
  • Поездка на кладбище;
  • Внутренний мир самого Старцева;
  • Реакция Старцева на отказ Котика;

Вывод микрогруппы: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.

3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.

4. Группа “Прошло четыре года”.

Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя.

  • Внешний и внутренний мир;
  • Старцев и обыватели;
  • Развлечения Старцева;
  • Старцев и Котик.

Вывод микрогруппы: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас.

4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.

5. Группа. “Прошло несколько лет”.

Покажите необратимые последствия деградации Старцева.

  • “Языческий бог”;
  • Душа;
  • Отношение к больным;
  • Интерес к жизни;
  • “Вот и всё”

Вывод микрогруппы: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.

5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.

Почему рассказ называется “Ионыч”?
Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?

Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Рефлексия:

Актуален ли рассказ в наше время?