Цели урока:
Предметная:
- Понять причины деградации Дмитрия Старцева.
- Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда?
- Учить исследовать средства художественной выразительности.
Мировоззренческая:
- Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу.
- Определить собственное отношение к героям, событиям.
Ход урока
I. Слово учителя.
Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.
Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”.
Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.
II. Словарная работа: обывательщина, мещанство, деградация.
Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.
Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.
III. Организация поисковой деятельности по творческим группам.
(Зона поиска тексты, словари)
1. Группа “Весна жизни”.
Дать характеристику Старцеву в первый период;
- Отношение к делу врача;
- Впечатление от Старцева в начале.
Вывод микрогруппы: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.
1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.
2. Группа “Семья Туркиных”.
Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.
- Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее обывательского существования;
- Прямые авторские характеристики Туркиных;
- Речевые характеристики Туркиных.
Вывод микрогруппы: шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много лет.
2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные?
3. Группа “Прошло больше года”. Линия любви.
Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?
- Старцев и Котик;
- Поездка на кладбище;
- Внутренний мир самого Старцева;
- Реакция Старцева на отказ Котика;
Вывод микрогруппы: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.
3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.
4. Группа “Прошло четыре года”.
Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя.
- Внешний и внутренний мир;
- Старцев и обыватели;
- Развлечения Старцева;
- Старцев и Котик.
Вывод микрогруппы: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас.
4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.
5. Группа. “Прошло несколько лет”.
Покажите необратимые последствия деградации Старцева.
- “Языческий бог”;
- Душа;
- Отношение к больным;
- Интерес к жизни;
- “Вот и всё”
Вывод микрогруппы: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.
5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.
Почему рассказ называется “Ионыч”?
Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?
Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.
Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.
Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
Рефлексия:
Актуален ли рассказ в наше время?