Цели урока:
- Продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать своё отношение к прочитанному;
- Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
- Воспитывать в ребятах бережное отношение к культурным ценностям, осознание необходимости их сохранения.
Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский.
Предварительная работа:
- учащиеся должны прочитать рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»;
- найти в словаре и выписать значение слов «цивилизация», «культурные ценности»;
- подготовить выразительное чтение отрывка. (индивидуальное задание)
Вопросы для чтения:
- Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нем события?
- Как вы понимаете название рассказа?
- Кто является главным героем? Сгруппируй всех персонажей произведения относительно него.
- Какое место в рассказе произвело на вас наиболее сильное впечатление?
- Чем обогатило вас произведение? Над какими вопросами заставило задуматься?
Работа в группах:
- 1 группа опишет город будущего, приведя примеры из текста.
- 2 группа подберет примеры из текста и расскажет о «праздниках» людей будущего.
- 3 группа расскажет о героях рассказа и сгруппирует их относительно главного героя (ближе к нему или дальше)
Оформление урока: презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя, постановка цели
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Роберта Шекли «Абсолютное оружие». В чем особенность этого рассказа? (Это фантастический рассказ-предупреждение.)
Сегодня на уроке мы поработаем ещё над одним фантастическим рассказом «Улыбка». (1 слайд)
III. Работа над особенностями жанра фантастики
– Но сначала давайте вспомним об особенностях фантастических произведениях.
– Итак, что такое фантастика? (Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создает особый, нереальный мир. 2 слайд)
– Какие основные черты фантастических произведений вы запомнили? (Высокая степень условности, произведение строится на вымышленном сюжете, в нереальном мире фантастики угадывается реальная человеческая жизнь).
– Откуда черпает материал фантастика? (Истоки фантастики в миротворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика использует и обновляет постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности.)
– Что вы знаете о научной фантастике? (Этот термин утвердился в начале 20 века. Научная фантастика предложила множество вероятностных моделей будущего, в том числе и негативных.
Утопия – описание жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.
Антиутопия – изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества.)
– Вы назвали рассказ Р. Шекли – рассказом-предупреждением? Почему? О чем он нас предупреждает? (Он предупреждает нас о том, к чему могут привести беспрерывные войны и развитие военной техники)
IV. Аналитическая работа по тексту рассказа Р. Брэдбери «Улыбка»
– К сегодняшнему уроку вы читали рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»? Какое впечатление он на вас произвел? Можем ли мы его тоже назвать рассказом-предупреждением?
Послушайте небольшую информацию о писателе. (слайд)
Брэдбери Рей (1920) – современный американский писатель-фантаст. В его рассказах и романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. В своих произведениях Брэдбери исполнен состраданием к людям, что рождает лиризм его прозы.
-
Где и когда происходят изображённые в нем события? (2061 год, город будущего)
-
Кто является главным героем? Какие герои ещё действуют в рассказе?
-
Где мы встречаемся с героями рассказа? (Люди стоят в очереди в ожидании очередного праздника)
-
Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью… Но самое главное - ненависть к прошлому)
-
Из рассказа мы очень мало узнаем о людях той эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии». Чтобы найти все-таки приметы того времени, вы дома работали в группах. Послушаем отчет первой группы, которая опишет нам город будущего, приведя примеры из текста. Во что же превратился мир? Как это описывается в рассказе? («..разбитые здания», «…груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…», «запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий»; разбитое здание фермы…)
-
Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)
-
Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях? ( Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.)
-
Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)
-
Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей, символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)
-
Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолёты, автомобили, типография, - так и то, что относится к духовной культуре, - книги, живопись.)
-
Это для людей «праздник». Скажите мне значение слова «праздник»? (?) Послушаем отчет группы, которая готовила рассказ о «праздниках» людей будущего. (Праздники людей будущего – это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым»)
-
Обратимся вместе к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках. Определите, как передаётся разрушительный характер действий людей «нового общества». (Обратим внимание на фразы, в которых начало и окончание не соответствуют друг другу: ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми» и «счастливыми» воспоминаниями; на глаголы, обозначающие действия – сжигать книги, громить заводы, взрывать типографию и т.д.)
-
Давайте вернемся к героям рассказа. Перечислите их. Третья группа расскажет о героях рассказа и сгруппирует их относительно главного героя (ближе к нему или дальше).
-
Теперь обратимся к самому важному эпизоду – эпизоду уничтожения картины. Пришедшие на этот праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? (Большинство ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её уничтожению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…»)
-
Какие хорошие стороны прежней цивилизации имел в виду этот человек? (Обратить внимание на фразы «человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».) Проверьте, то ли место он занимает в группировке персонажей, предложенной 3 группой ребят.
-
Что отличает Тома от других персонажей? (Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришёл в город и стоит для того, чтобы принять участие в «празднике», и это уже не первый праздник в его жизни («наши праздники»). Но в то же время Том наделён воображением: он «словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками». Он трижды пытается завязать беседу о портрете, и первое, что он произносит: «Говорят, она улыбается». Это нас готовит к тому, что он в этот раз, возможно, поступит иначе. Он «человек с душой».)
-
Как это отличие подтверждается в деталях пейзажа и портрета? (Анализ художественных средств: а). В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («…пять часовутра… за выбеленными инеем полями…нигде не было огней… клочьями висел туман».) Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит. Там цвета яркие (Мальчишка притоптывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки…».) Даже там, где не говорится о цвете прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер…»); б). Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина внутреннего мира Тома: «Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой… звук голосов казался вдвое громче», «Резкий звук рвущегося холста…Толпа выла… Один Том стоял притихший в стороне», он слышит внутри себя музыку.)
- Итак, ожидание подошло к концу:
«Наконец и они вступили на на главную площадь. Огороженное пространство было в самом центре площади. Том, Григсби и все остальные, копя слюну, продвигались вперёд – шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. Сердце Тома билось часто-часто, и земля жгла его босые пятки.
– Ну, Том, сейчас наша очередь, не зевай!
(Слайд презентации с картиной и выразительное чтение отрывка рассказа
Том замер перед картиной, глядя на неё.
– Ну, плюй же! Живее!
У мальчишки пересохло во рту.
– Том, давай! Живее!
– Но, – медленно произнёс Том, – она же красивая!
– Ладно, я плюну за тебя!
Плевок Григсби блеснул в лучах солнца. Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.
– Она красивая, – повторил он…
– Как её звать, сэр? – тихо спросил Том.
– Картину-то? Кажется, «Мона Лиза»… Точно: «Мона Лиза».)
Джоконда… Прошло уже более четырех столетий, как Леонардо да Винчи создал эту картину, а люди до сих пор не устают любоваться вечно живым шедевром знаменитого итальянского художника.
Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются и с мерным музыкальным аккордом пальцев, и со складками одеяния, и с легкой накидкой на плече Моны Лизы. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе. Эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотистыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал.
Эта женщина с ее взглядом и едва заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то нам еще недоступное. -
Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение) Обратимся к сцене уничтожения картины. Что мы видим, зачитайте. Как ведёт себя Том в этой сцене? (Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал…) Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его…»
-
Подберите слово, которое наиболее точно определяло бы то, что было совершено толпой. (Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. Вандал – разрушитель культуры.)
-
А что такое культура и культурные ценности? (Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культурные ценности – это исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов) запись в тетрадь. Приведите примеры известных вам культурных ценностей.
-
До знакомства с рассказом Р. Брэдбери мы говорили о необходимости различать военные объекты и объекты, которые не служат непосредственно военным целям. Как ты думаешь, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны? (Ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ внрсит свой вклад в мировую культуру. В ходе Второй мировой войны культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб и современное развитие военной техники создает реальную угрозу их разрушению в случае возникновения новых вооруженных конфликтов.)
V. Подведение итогов и домашнее задание.
– О чём же предупреждает нас своим рассказом Р. Брэдбери? Какую идею он хотел донести до читателя? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте узнаем, что же было с Томом после праздника. ( Том возвращается домой, где ждут его только пинки и грубые крики родных, он ложится…)
Выразительное чтение финальных строк произведения:
Том дышал уже ровнее. Кругом царила тишина. Рука его была плотно-плотно прижата к груди. Полчаса лежал он так, зажмурив глаза.
Потом ощутил что-то: холодный белый свет. Высоко в небе плыла луна, и маленький квадратик света полз по телу Тома. Только теперь его рука ослабила хватку. Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, Том поднял её. Он помедлил, глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста.
Мир спал, освещённый луной.
А на его ладони лежала Улыбка.
Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…»
Час спустя он всё ещё видел её, даже после того, как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру.
Подведем итоги.
Писатели-фантасты своими произведениями предупреждают нас о возможной гибели цивилизации в связи с неразумным употреблением её прогресса. Это может привести к гибели культуры и даже всей цивилизации. И в мир будущего, который мы строим сегодня, нужно брать не военные достижения, а все самое прекрасное, что создано человечеством – культурное наследие. Искусство во всех его формах имеет огромное влияние на нравственное развитие людей, оно воспитывает в людях любовь к добру, к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.
В рассказе Брэдбери «Улыбка» Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. Знакомо ли вам подобное состояние? Были ли у вас такие случаи, когда произведение искусства: картина, скульптура, архитектурное сооружение – произвели на тебя сильное впечатление?
Д/З:
- По желанию подготовиться рассказать в классе о том, чем именно затронуло вас лично то или иное произведение искусства.
- Подготовить письменный рассказ (желательно с иллюстрацией) о каком-либо произведении искусства, которое находится в нашем городе.
- Сделать письменный вывод по проблеме отношения к культурным ценностям (в. 10 на стр. 47)
А теперь давайте ещё раз вернёмся к картине, которая произвела такое впечатление на мальчика из будущего. (слайд)