"Гоголь и живопись". Знакомство учащихся 6-х классов со статьей Н.В. Гоголя "Последний день Помпеи" и анализ картины К.Брюллова

Разделы: Литература


При изучении произведений Н.В. Гоголя в средних классах возникают самые благоприятные возможности в отношении использования живописи на уроках литературы.

Предлагаю в 6-м классе на уроке, предшествующем теме "Н.В. Гоголь", ознакомить школьников с проблемой "Гоголь и живопись". На данном уроке ученики узнают об отношении Н.В. Гоголя к живописи, увидят, как он в своей статье анализирует полотно К. Брюллова "Гибель Помпеи", сравнят его словесный анализ с наглядным изображением трагического события. Дети увидят и почувствуют, как мастерски владеет Гоголь словом, как он живописует группы людей, изображенные на картине К.Брюллова, как умеет подобрать те или иные слова для выражения их психологического состояния.

Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет в дальнейшем обратить внимание детей на яркость, красочность картин народной жизни и природы в "Ночи перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить восприятие детьми произведений Гоголя.

Урок начинается словом учителя об отношении Гоголя к живописи.

Учителю следует начать разговор на эту тему с отношения самого писателя к живописи, которую он всегда горячо любил и был ее знатоком.

Он сам признавался в статье "Несколько слов о Пушкине": "Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи". Н.В. Гоголь перепробовал множество родов деятельности - служебную, актерскую, художническую, писательскую. Он даже занимался в живописных классах Академии художеств. И именно его художническое чувство осталось с ним навсегда и отразилось в его творчестве. Гоголь, случалось, воодушевлялся как живописец ( он, как известно, сам порядочно рисовал). Его основная тема - архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные детали - арки, колонны, купола, башенки, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со знанием дела. Здесь и реальные постройки, и какие-то воображаемые сооружения, архитектурные фантазии. До нас дошла лишь небольшая и, по-видимому, не самая лучшая часть его графики, и совсем не известна его живопись. Но тем не менее, остались письменные свидетельства о его понимании живописи. Он любил все необычное, сильное и ценил эти же качества в живописи.

У Гоголя было некое художническое чувство, интуиция, которые с особой силой проявились в то время, когда он жил в Риме. Именно там он мог посвятить время живописи.

Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была выставлена картина Брюллова "Последний день Помпеи", которая произвела на Гоголя огромное впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью по этому поводу.

Необходимо показать детям репродукцию картины, рассказать немного о личности К. Брюллова и о том, какое событие на ней изображено.

Карл Петрович Брюллов-живописец, акварелист и рисовальщик, "Карл Великий", как его называли современники, происходил из даровитой семьи: его дед работал лепщиком на императорском фарфоровом заводе в Петербурге, отец - "мастер резного, золотарного

лакировального дела и академик орнаментальной скульптуры на дереве". Уже в детстве Карл рисовал с изумительной легкостью. В 10-летнем возрасте Брюллов поступил в Академию художеств, где его учителями были А.И. Иванов, А.Е. Егоров и скульптор И.П. Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Среди сверстников Брюллов считался лучшим рисовальщиком и часто поправлял своим товарищам рисунки перед экзаменом.

После окончания Академии он поехал вместе с братом, архитектором Александром, в Италию. Там он писал с натуры, на вольном воздухе, что было по тем временам новшеством. Работая над этими картинами, Брюллов искал, по его собственным словам, разнообразия в простых вещах. В Италии Брюллов имел возможность в подлинниках изучать произведения великих мастеров прошлого. Особенно полезным он считал копирование фресок Рафаэля.

Сюжет картины "Последний день Помпеи" родился внезапно во время путешествия Брюллова в 1827 году (вместе с Анатолием Демидовым, сыном русского посла во Флоренции) по развалинам мертвого города Помпеи, погребенного в 79 году н.э. под пеплом и раскаленной лавой вулкана Везувия. Кроме личных впечатлений о посещения погибшего города и осмотра домов, сохранившихся со всей обстановкой и утварью, возможно, на выбор сюжета оказала некоторое влияние популярная в то время опера Пуччини "Последний день Помпеи", которая ставилась в Милане в эффектном декорационном оформлении.

Гуляя по развалинам Помпеи среди мертвой тишины, Брюллов ясно представил себе жуткую картину гибели населения, застигнутого врасплох. На впечатлительную натуру Брюллова сильно подействовал и рассказ Плиния младшего, который в пространном письме историку Тациту сообщает подробности гибели Помпеи, переживания людей в часы катастрофы, состояние природы: тучи из пепла и камней, вылетающих из потока раскаленной лавы, сжигающей все живое, вспышки молнии, землетрясение, вызванное извержением Везувия.

А.С. Пушкин, который восторгался картиной Брюллова, посвятил ему стихотворении "Последнему дню Помпеи". Строчки из этого стихотворения можно зачитать в классе:

Везувий зев открыл - дым хлынул кубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Затем узнаем впечатления детей о картине с помощью следующих вопросов:

1) Какой момент изображен на картине Брюллова? Почему таким ужасом охвачены ее герои? Что в картине произвело на вас самые сильные впечатления?

2) Какие краски использовал художник?

3) Какие группы людей в картине вы выделите? О чем говорит выражение их глаз, поз? Какие детали показались вам особенно трагичными?

4) Какую цель преследовал художник, создавая картину. (изобразить картину гибнущего народа, столкновение человека и стихии).

После ответов на эти вопросы знакомим учащихся с фрагментами из статьи Н.В. Гоголя о картине Брюллова.

На картине изображена великая катастрофа, и это отражено в лице каждого человека на ней и передается нам, смотрящим на это полотно. Это ощущение захватывает нас в свой мир.

Гоголь говорил и о расстановке фигур.

Далее, используя текст Гоголя, сам учитель и учащиеся ищут на картине данные фигуры:

"Эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств";

  • это гордый атлет, издавший крик ужаса, силы, гордости и бессилия, закрывшийся плащом от летящего вихря каменьев;
  • эта грянувшая на мостовую женщина, кинувшая свою чудесную, еще никогда не являвшуюся в такой красоте руку;
  • это ребенок, вонзивший в зрителя взор свой;
  • это несомый детьми старик, в страшном теле которого дышит уже могила, оглушенный ударом, которого рука окаменела в воздухе с распростертыми пальцами;
  • мать, уже не желающая бежать и непреклонная на моления сына, которого просьбы, кажется, слышит зритель;
  • толпа с ужасом отступавшая от строений и со страхом, с диким забвением страха взирающая на страшное явление, наконец знаменующее конец мира;
  • жрец в белом саване, с безнадежною яростью мечущий взгляд свой на весь мир.

Необходимо подчеркнуть также, что в толпе помпеевцев, на ступенях храма, уносящим из гибнущего города ящик с кистями красками художник изобразил себя.

У Брюллова человек показывает всю свою красоту, верховное изящество своей природы. В прекрасном человеке выражаются "страсти, чувства: верные, огненные", чем "наслаждаешься до упоения".

Гоголь подробно говорит о красках на картине Брюллова, отмечая "целое море блеска", свет, который пронизывает все фигуры, обливает их сиянием. Краски Брюллова горят и мечутся в глаза. В то же время все кажется будто бы прозрачным.

Необходимо заметить, что Брюллов уделяет внимание всему. Для него значимо все, начиная от общей мысли и главных фигур, кончая камнем на мостовой.

Эта разносторонность и вместе с тем колоссальность делает произведения Брюллова доступными для всех, и для художников, и для тех, кто не имеет художественного образования. Данная картина имеет право пользоваться всемирной славой. Действительно, с момента завершения она воспринималась как национальное достояние, а его демонстрация в Риме, Милане, Париже и Петербурге в1834 году стала триумфом русской школы живописи.

В конце урока необходимо подвести итоги и спросить у детей, что из высказываний Гоголя им особенно запомнилось, помогла ли статья Гоголя глубже проникнуть в картину.

Можно поговорить о том, что сближает Брюллова и Гоголя. Для этого необходимо привести цитаты из разных повестей "Вечеров" - наиболее красочные, яркие, рисующие людей, природу.

Например:

1. Из "Сорочинской ярмарки" [т.1, с.14].

- "Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! Па нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости.

Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах : как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

2. "Вечер накануне Ивана Купала" [т.1, с.46].

": полненькие щеки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно черные шнурочки, какие покупают теперь для крестов и дукатов девушки нами у проходящих по селам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи; что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодежь, кажись на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен ( тогда еще девушки наши не заплетали их в дрибушки, перевивая красивыми, ярких цветов синдячками), падали курчавыми кудрями на шитый золотом "кунтуш".

3. "Майская ночь" [т.1, с.64-65].

"Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень о себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак этих вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь:"

Стоит вспомнить с детьми "Майскую ночь", которую они изучали в 5 классе: какие моменты запечатлелись в памяти, какие картины. Лишь после этого уместен вопрос о том, что сближает Брюллова и Гоголя.

В итоге следует сделать акцент на том, что Гоголь умеет живописать словом то, что дано на картине. В своей статье он обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям, что и отразилось в литературе. Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и пластическую красоту человека в творении Брюллова.

В дальнейшем необходимо подчеркивать, что слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира.

В конце урока звучит заключительное слово учителя, которое подготовит учащихся к восприятию цикла "Вечера на хуторе:"

А.С. Пушкин писал об этом цикле: "Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная без жеманства, без чопорности.

А местами, какая поэзия! Какая чувствительность. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я досель не образумился. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов".

Библиография

  1. Вересаев В. "Гоголь в жизни". Систематический свод подлинных свидетельств современников.- М., 1990-С 299.
  2. Гоголь Н.В. Статья "Последний день Помпеи".
  3. Гоголь Н.В. "Скульптура, живопись и музыка", "О малороссийских песнях",
  4. " Последний день Помпеи". - Собр. соч. в 6 т., т.6.
  5. Гоголь Н.В. Повести "Вечера на хуторе близ Диканьки".
  6. Пушкин А.С. Стихотворение "Последнему дню Помпеи".
  7. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч. в 16 т.,- М. - Л., 1937 - 1949. - т. 11, С. 216.