Цель: Языком живописи воспеть, восславить женщину, её красоту, её силу и нежность, терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несёт свой крест. В дивных творениях показать различные женские образы, символ материнства, нравственность и человечность всеобщей красоты мироздания.
Оборудование: Репродукции картин:
- Леонардо да Винчи "Джоконда", "Мадонна Литта".
- Рафаэль Санти "Сикстинская мадонна".
- Боттичелли "Рождение Венеры", "Весна".
- И. Никитин "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны".
- Ф. Рокотов "Портрет Екатерины ??", " Портрет А.П.Струйской".
- В. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной".
- К. Брюллов "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини".
- М. Нестеров "Портрет дочери художника".
- В. Серов "Портрет О.К.Орловой".
- Художники Белгорода:
- М.Н.Добронравов "Портрет жены художника", "Портрет танцовщицы
- Е.Шипиловой".
- В. Д. Леус "Старушка Сима".
- В.Ф. Желобок "Женский портрет".
- Презентация "Гимн женщины".
Музыкальное оформление: произведения эпохи романтизма.
Эпиграф:
Ты истинную видишь красоту,
Но блеск её горит, всё разрастаясь,
Когда сквозь взор к душе восходит он.
Микеланджело
Ведущая:
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечёт очарованье
К её ногам и под защиту к ней.
Е. Баратынский
Едва ли найдется художник, который не уплатил бы дань одному из величайших чудес света - красоте женщины. Быть может, лишь маринисты, для которых вся красота мироздания сосредоточилась в игре морских волн, пейзажисты, да мастера чистого натюрморта, остались глухи к женской красоте. Но даже Клод Моне - пейзажист до мозга костей - "проговорился" очаровательной "Женщине с зонтиком", уплатив дань преданности собственной жене.
Ведущий:
Но сейчас мы будем говорить о тех, кто не косвенно, не украдкой, не исподволь, а во весь голос воспевал Женщину. Многим художникам удалось создать свой образ женской красоты. Улыбка, тронувшая губ Моны Лизы Джоконды, зачаровала группу даровитых молодых живописцев, прозванных современниками "леонардески", потому что они на всю жизнь остались пленниками "леонардовой улыбки", ставшей символом вечной тайны, которую носит в себе женщина. Для гуманистов эпохи Возрождения именно любовь была высшим проявлением человеческого духа. Взгляните! С таинственных холстов, хранящихся в Эрмитаже, на нас смотрят прекрасные и загадочные лики мадонн Леонардо.
Искусствовед:
"Мадонна Литта" - задумчива и даже печальна. В её взгляде, полном материнской любви и нежности, уже угадываются предчувствия будущей судьбы сына, материнская боль за ожидающие его страдания и сознание своего бессилия избавить его от них. Но дано ли нам понять внутреннее значение этих картин? На коленях у матери младенец играет с цветком: Обратите внимание на его глубокий взгляд, и вы увидите, как маленький человек постигает этот большой мир. Прекрасное лицо Мадонны Литы изображено между окнами, на фоне темной стены как раз на том месте, где за стеной должно, вероятно, находиться утреннее солнце. И если эта мысль дойдёт до вашего сознания то образ Мадонны может перевоплотиться в образ Природы-матери, а образ Христа - в образ самого Леонардо:
Ведущая:
Можно опускать богов на землю - так делали древние греки. Можно преображать людей до идеальной мечты - так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны, как бывает прекрасна возлюбленная, даже если она и не отвечает канонам красоты.
Чтец:
Где ангелу земному краски взять,
Чтоб красоту прославить неземную.
Он должен был, покинув мастерскую,
На небе - в царстве божьем побывать.
Он светлой сделал вьющуюся прядь,
Заняв у солнца краску золотую,
Он горных духов благодать живую
Сумел во взгляде ясном передать.
Он сделал взор божественный открытым,
Зарю и млечность звёздного пути
Соединил и подарил ланитам.
Помог лучу улыбки расцвести -
И навсегда пребудет знаменитым,
Дерзнув на землю рай перенести.
Ведущий:
Эти строки итальянского поэта Джамбаттисты Мариино посвящены самому глубокому и прекрасному воплощению темы материнства в живописи эпохи Возрождения. Об этом произведении Рафаэля великий И.В.Гёте скажет: "Одна эта картина уже представляет собой мир, целый, законченный мир искусства, и, если бы её создатель не написал ничего больше, она одна бы обеспечила ему бессмертие".
Искусствовед:
"Сикстинская мадонна" Рафаэля - самый возвышенный и поэтический образ матери в искусстве Возрождения.
Необыкновенно обаятельная и человечная, гордая и счастливая своим материнством Мария с сыном идёт к людям. Но не для того, чтобы призывать людей к покорности и самоотречению, но чтобы служить примером человеческого достоинства, вселяя в человека светлую надежду.
Вот почему, как ни много скорби таиться в её лице, вся она звучит радостным гимном во славу человека.
Чтец:
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь мадонн на фоне синей дали,
Земных или небесных - всё равно.
Вот почему извечный лик мадонны,
Лик женщины с младенцем на руках,
Сияньем материнства озаренной,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревший прах.
Ведущая:
Ну а тайна жизни и смерти? В чём она заключена? Возможно, в тех цветах, что Флора рассыпает вокруг. Вспомните, символом чего всегда был цветок - цветок, ещё не раскрывшийся, цветок распустившийся или уже увядший? Символом разных периодов человеческой жизни - её зарождения, собственно жизни и смерти. Вечный круговорот жизни и смерти, подняться над которыми можно лишь на мгновение - "мгновение вечной любви". Ибо только любовь, как ничто другое, способна выразить истинно человеческую сущность.
Искусствовед:
Посмотрите на картину Боттичелли "Весна", как всё здесь таинственно и мистично. Деревья стоят как колонны неба, словно сказочные декорации лесного храма. Здесь всё цветёт, но никогда не увядает. Но кто же даёт царству природы такую волшебную силу? Его покровительница, богиня любви и красоты Венера, родившаяся, по преданию, из морской пены.
Образ Венеры у Боттичелли стал воплощением одухотворенной красоты, возвышенной поэзии. И перед вами не просто возвышенная красота нагого женского тела, это - воплощение в идеальном гармоничном образе духовной культуры человечества, это - рождение человеческой души.
Ведущий:
Ведь красота не правильности черт, не в соответствии с неким классическим каноном совершенства, идущим из Древней Греции, а в свете жизни.
Свой тип женской красоты создали русские художники, и здесь царит такое же разнообразие: морозно-румяные девушки Рябушкина, нежная фарфоровая прелесть "смолянок" Левицкого, земная скромная пригожесть крестьянок Венецианова и Тропинина.
Что общего у сомовской "Дамы в голубом" с касаткинской "Шахтеркой", боровиковской аристократки Лопухиной с нежной тропининской "Кружевницей"?
Ведущая:
И всё же есть общее у этих красавиц разных времён, разного возраста, разного общественного положения - одухотворённость, свет хорошей души в глазах. Самая совершенная красота мертва, если в ней нет этического начала, если она не согрета человечностью и не становится частью красоты мироздания, которая, по убеждению Ф.М.Достоевского, спасёт мир.
Искусствовед:
Иван Никитин. "Портрет царевны Прасковьи".
Иван Никитин написал этот портрет еще до отъезда за границу. В нем уже чувствуется владение мастеров приемами европейской живописи, но еще немного не хватает мастерства в передаче объема драпировки и живописи мимики. В миловидном лице с внимательным взглядом, крепко очерченным ртом, чувствуется "крепкий орешек" характера героини.
Прасковьи Иоанновна, племянница Петра 1, младшая сестра Анны Иоанновны, действительно была натурой незаурядной, волевой. В выборе избранника сердца она проявила настойчивость, достойную человека нового времени, - несмотря на серьезные препятствия, тайно обвенчалась с сенатором И.И. Дмитриевым - Мамоновым и в конце концов добилась от Петра I согласия на брак.
Искусствовед:
Федор Рокотов "Портрет Екатерины II ".
Официальный заказ на портрет императрицы, недавно возведенной на престол, был большой честью для молодого художника и признанием его заслуг.
Необычная для парадного образа поза сидящей царственной модели с профильным изображением головы, с рукой, поднявшей скипетр; императрица словно обращается к невидимой аудитории. Рокотову явно удалось преодолеть скованность, характерную для подобного рода композиций. Нарядная, порокайльному светлая колористическая гамма с нежными переливами тона и "прочеканенный" рисунок мастерски отточены.
Искусствовед:
Федор Рокотов " Портрет А. П. Струйской".
Знакомства с этим портретом породило в душе поэта Николая Заблоцкого такие строки:
:Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач".
В неверном, неопределенном мерцании светотени поэт угадал сочетание противоположных состояний - внешнего, для окружающих, и внутреннего, потаенного. Брак юной Александры Озеровой со Струйским, человеком сложным и неоднозначным, не был счастливым. Зато ее живописному образу, несомненной творческой удаче Рокотова, была суждена счастливая судьба.
Искусствовед:
Владимир Боровиковский " Портрет М. И.Лопухиной".
Вовремя написание портрета 18-летняя Мария еще носила девичью фамилию Толстая, она сменила ее при замужестве в 1801 году.
Боровиковский вложил в полотно программный эстетический смысл - элегический диалог человека и природы.
Начиная с этой работы, определяются живописная манера - с нежно-холодноватыми, "фарфоровыми" оттенками палитры.
Ведущий:
У ночи много звёзд прелестных,
Красавец много на Москве,
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна
Средь жён и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
Так воспел поэт блистательную красавицу Юлию Самойлову, которую мы узнаём в лицо, глядя на шедевры Карла Брюллова. Ей ещё предстоит прожить жизнь, похожую на роман.
Искусствовед:
Карл Брюллов "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини".
Огромное полотно (высотой до 2,5 метра) являет великолепное зрелище придворного бала, преподнесенного романтическим воображением Брюллова как "маскарад жизни". Но бал остается фоном для главных персонажей - величественной графини и хрупкой девочки. Вместе сестрой после смерти отца, известного в Италии композитора, она была удочерена Самойловой, не имевшей собственных детей. Влюбленность художника в эту неординарную, независимую женщину в полной мере отразилась и созданном образе - это фейерверк красочной энергии в честь "владычицы сердца". Портрет он писал в Петербурге, куда графиня прибыла на время по делам наследства. Она блеснула в свете и вскоре уехала на вторую родину, в Италию, что не позволило Брюллову закончить полотно.
Искусствовед:
Михаил Нестеров "Портрет дочери художника".
Этот портрет написал с той же поэзий одухотворенной утонченности, с каким Нестеров писал русский пейзаж. Он и здесь живет своей тихой жизнью, настроение которой передается героине: красивая гибкая фигура девушки со склоненной головкой словно вслушивается в неясный "говор" природы. Однако гармония вряд ли возможна - слишком резко очерчена, словно вырезана от него фигура.
Ведущая:
В женских официальных портретах Валентина Серова предстают создания редкой замечательной красоты, помноженной на элегантность, изысканность.
Но как же трудно оторваться от портрета одной из дочерей Мамонтова "Девочка с персиками". Образ юной доверчивой души навсегда останется с нами.
Искусствовед:
Валентин Серов "Портрет О. К.Орловой".
Валентин Серов, великолепный мастер психологического портрета, особенно ярко проявил себя в этом произведении. Полотно до сих пор вызывает неоднозначное отношение: кто видит в нем внутреннюю пустоту героини, кто-то - гордое достоинство смелое светской львицы. В этой парадоксальной противоположности - диалектическая игра, которую остро чувствует и тонко передает Серов.
Ведущая:
Да! Женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады скрытый луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,
И, согревая жизнь, незримая теплиться:
Евдокия Ростопчина
Быть может, потому, что Ростопчина вопреки всему так и не изменила романтическому, возвышенному восприятию жизни, её стихи убереглись забвения. От них и сегодня веет неизбывным теплом очарованной женской души.
Ведущий:
Прославим женщину - мать! Она вынашивает в своём теле личинку человека и в муках даёт жизнь, кормит своим молоком, оберегает. С ней связано первое чувство любви и осознание своей обязанности миру, становящейся нравственным законом. Эта слабая женщина выхаживает нас в недуге, перевязывает нам раны, ждёт нас бессонными ночами, мается с нами, забывая о себе. Вот она простая русская женщина на полотнах Кузьмы Петрова-Водкина.
Ведущая:
Особенность Белгородского художественного музея состоит в том, что в нём представлено русское (советское) изобразительное искусство 20 века.
Образы человека живущего на земле, его радости и беды стали ведущими в творчестве белгородских художников. Среди женских портретов наибольший интерес представляют: "Портрет жены художника", "Портрет танцовщицы Е.Шипиловой" М.Н.Добронравова, В. Д. Леус "Старушка Сима", "Женский портрет" В.Ф. Желобка.
Ведущий:
Слава женщине!
Воспевать, восславлять женщину, её красоту - нет некрасивых женщин! - её силу и нежность, её терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несет свой крест,- святая обязанность искусства. В дивных творениях, подобных тем, чьи репродукции украшают наш класс,- искупление нашей вечной вины перед женщиной! (поздравляют с весной и дарят цветы).