В общеобразовательной школе преподаются многие предметы, но нет главного предмета о том, как жить среди людей. В обществе продолжается падение уровня воспитанности и нравов. Если раньше детей воспитывала семья, сельская община, церковь, то теперь многие семьи все более устраняются от воспитания. Среди молодежи средствами массовой информации насаждается дух эгоизма, фильмы пропагандируют жестокость и насилие. Что этому может противопоставить школа?
Еще педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
Литература дает богатый материал для развития внутреннего мира человека. Она призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор нравственных ориентиров.
Нелегко учиться постижению психологии литературного персонажа, постижению самого себя. Но необходимо. В связи с этим в 9-ом классе особое значение приобретают уроки, посвященные роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Изучение произведения совпадает с той фазойразвития личности (подростки 14–15 лет), когда у многих ребят впервые пробуждается потребность в самоанализе. Образ Печорина актуализирует эту потребность, дает толчок работе самосознания. Приизучении романа особое внимание уделяется дневнику Печорина. В 10-ом классе следует познакомить детей с отрывками и дневника юного Льва Толстого. Чем они интересны? В записях будущего писателя возвышенные душевные порывы. Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, формировал свой жизненный путь. В дневниках юного Толстого детей подкупает искренность. В 11-ом классе изучается нравственный кодекс юного Сергея Есенина. Убеждаемся, что разобраться в сложных вопросах многим людям помогают дневники, в которых человек раскрывается. Поэтому предложение детям с помощью дневника познать самого себя, увидеть свои недостатки, слабости и постараться что-то изменить в себе, помогает в самовоспитании учащихся. Это задание не является обязательным, поскольку ведение дневника — дело сугубо личное.
Нравственное воспитание учащихся – исключительно сложный и многогранный процесс. Особое место в нем занимает формирование у школьников чувства совести. Совесть служит регулятором поведения человека, его внутренним моральным контролёром. Сократ говорил: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда». У писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина есть сказка «Пропала совесть». После ее чтения наряду с вопросами, способствующими выяснению основной темы, идеи произведения, учащимся предлагается составить словесный собирательный образ совестливого человека:
- Он все делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо.
- Он как бы сверяет свой шаг с нормами морали и поступает обдуманно.
- Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей.
- Совесть и добросовестный имеют один корень.
Кроме того, детям предлагается ответить на вопросы:
- Что означают выражения «спокойная совесть», «угрызение совести»?
- У А.С. Пушкина есть выражение «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Почему человек с нечистой совестью действительно жалок?
Тонкий исследователь человеческой души Л.Н. Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Поэтому уже семиклассникам предлагается размышление о роли семьи в жизни человека на уроке-конференции по произведениям А. Алексина, в котором принимают участие и учащиеся, и родители. За месяц до урока класс делится на группы, перед учащимися ставится ряд проблемных вопросов и заданий.
К произведению «Сигнальщики и горнисты» уместен вопрос, как вы понимаете смысл выражений:
- Нельзя победить его мирными средствами.
- Надо выполнять человеческие нормы.
Ответьте на вопрос: Трусы могут любить?
К произведению «Дима, Тима и так далее...»:
- Никогда не примазывайся к чужой славе.
- Достойно уважения.
- Повезло нам с тобой с родителями.
Вопрос: Без совести, наверное, жить легче?;
К произведению «Раздел имущества»:
- Бабушка заставляет меня стремиться к вершинам.
- Самое страшное, когда человек перестает быть самим собой.
Вопрос: Люди за добро платят добром?;
К произведению «Домашний совет»:
- Глаза, глядящие не вокруг, а внутрь.
- Судите о людях не по результатам, а по действиям.
Вопрос: Когда мы чаще вспоминаем о человеке?
Обращение к произведениям Алексина обусловлено тем, что его герои ни на миг не забывают, о том, что где-то страдает и ждет помощи другой человек. В текстах писателя в центре внимания – семья, в которой растущий человек получает самые впечатляющие уроки нравственности и морали. Размышляя о жизни, учащиеся приходят к мысли, что «лучшим другом человека должен быть человек».
Меняется взгляд подростков на общество, семью, и они начинают понимать, что человек проходит испытания не только через добро, но и через зло. Жизненные ситуации требуют от молодых людей критического отношения к негативному поступку, от кого бы он ни исходил. Об этом повесть А. Алексина «А тем временем где-то...», с которой ученики знакомятся в 10-ом классе после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Сергей Емельянов берется исправить нравственные ошибки своего отца, совершенные им в молодости. «Я готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне. За отца, вместо отца... Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости». Автор ставит героя перед нравственным выбором: быть верным отцу, своду его отработанных, внешне «правильных» принципов, или же своему сердцу, своему чувству, своему нравственному чутью, законам гуманизма.
В 8-ом классе после чтения рассказа А. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» целесообразно обратиться к фотографиям из семейного альбома, запечатлевшим мгновения жизни родных учащимся людей.
Проводится урок в форме защиты проектов. Подготовка к уроку имеет несколько этапов:
- Беседы с родственниками. Отбор из семейного альбома фотографий, которые заинтересовали учащихся.
- Отбор в классе фотографий по темам «Спорт», «Отдых», «Красный день календаря», «Детство», «В кругу семьи».
- Класс делится на малые группы, учащиеся в течение двух недель готовят материал к защите той или иной темы (стихи, в том числе собственного сочинения; воспоминания родных в виде заметок, интервью; афоризмы).
- Учащиеся оформляют страницу «общего альбома», проявляя свою фантазию и воображение.
Как только готовы все группы, проводится урок, на который приглашаются родители и учителя. Этим самым поддерживается стремление не прервать незримую нить, связывающую поколения. Чтобы дети хранили теплую память о прошлом, гордились своими предками, на уроках литературы и внеклассных мероприятиях у учащихся воспитывается умение быть благодарными, памятливыми, формируется и развивается чувство исторической памяти.
Со старшеклассниками вопросы семейных отношений обсуждаются на внеклассном мероприятии «Веков связующая нить..». Правила «Домостроя», лад в народной жизни семьи, о котором пишет В.И. Белов в своей книге, примеры, свидетельствующие о том, как складывались и жили семьи Скотининых и Гриневых, воспоминания Л.Н. Толстого о своем детстве, сцена прощания Андрея Болконского с отцом перед отъездом на войну, - всё это волнует современных школьников, заставляет задуматься над вопросами «фамильной чести». В период подготовки к этому мероприятию учащимся предлагается составить родословную своей семьи; познакомить друг друга с семейными реликвиями; письмами с фронта: представить историю семьи в фотографиях; написать сочинения о своих близких, в которых они должны найти однокоренные слова, синонимы к слову «род», поделиться «секретами», как сохранить в доме мир. На вопрос «Что в семье должно быть главным?» ребята, как правило, отвечают: любовь, понимание, доверие, уважение, добро, гармония.
Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка.
В. Распутин справедливо утверждал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Всё дальше уходят в глубь истории грозные героические годы Великой Отечественной войны, но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Нельзя позволить детям забыть тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную их дедами за Победу. Научая хранить память о прошлом, мы передаем ученикам чувство ответственности за Родину, укрепляем их веру в силу своего народа. Такая память выступает мерой совести, той нравственной доминантой жизни, без чего рассыпаются в прах порой самые хорошие намерения, если они не спаяны высокой гуманистической целью. Поэтому уже с пятого класса проводятся уроки, посвященные подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
Рассказ А. Толстого «Русский характер» — благодатный материал для осознания учениками силы человеческой красоты. К осознанию сложных человеческих переживаний дети приходят через выразительное чтение учителя или специально подготовленного ученика. Уместен на уроке вопрос: «Почему Алексей Толстой избрал рассказчиком Егора Дремова?» Истинная красота скромна, и в этом ее сила и величие. Представляется возможным в этой части урока дать учащимся первые уроки отношений: сына и матери, Егора Дрёмова и его невесты.
Развивая умение думать, воображать, чувствовать, обращаемся к скупым строкам В. Богомолова («Иван»). Уроки выстраиваются как поиск учащимися ответа на проблемный вопрос, поставленный учителем в начале занятия: почему Холин, Катасонов, подполковник Грязунов, все нежно любящие мальчика люди зовут его полным, взрослым именем, относятся к нему как к взрослому? В чем проявляется взрослость Ивана? И что это значит — быть взрослым? Обязательным является просмотр фильма Тарковского по рассказу «Иваново детство». Убеждаемся, что тема преодоления трагедии определяет нравственный пафос и книги, и фильма.
Проведение конференции по книге С.А. Алексиевич «У войны - не женское лицо...» диктуется тем, что эта книга – воспоминания женщин о войне – несет правду о героизме и мужестве женщин-фронтовичек, это книга о воспитании человечности в человеке. До конференции учащиеся на уроках знакомятся с произведениями В. Закруткина «Матерь человеческая», В. Быкова «Альпийская баллада», Б. Васильева «А зори здесь тихие...», с поэзией О. Берггольц и Ю. Друниной, где авторы обращаются к теме «женщина и война». Книга «У войны - не женское лицо ...» заставляет старшеклассников по-новому посмотреть на сегодняшнюю жизнь, даёт возможность развить интерес учеников к важным проблемам нравственной, духовной жизни. За несколько недель до конференции были предложены вопросы для обсуждения:
- «Женщина на войне…». Какие книги на эту тему вы читали? Чем отличается от них книга Светланы Алексиевич?
- Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге «У войны – не женское лицо...»? Проследите, как наиболее важные события раскрываются в произведении.
- «Война дело мужское»,— говорит один из героев книги. Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну? Каковы их военные профессии?
- Не кажется ли жестокостью по отношению к вам то, что писательница собрала и опубликовала эту книгу, перевертывающую душу?
К уроку-конференции была подготовлена выставка книг по теме, представлен альбом отзывов учащихся о книге С. Алексиевич. Эмоциональный настрой был задан песнями Б.Окуджавы и А. Розенбаума. После проведения конференции появилась идея записать воспоминания о войне женщин-фронтовичек, проживающих в микрорайоне школы. Немногие женщины рассказали о том, что они видели и чувствовали на фронте. Только четыре воспоминания записали ученики в свою «книгу исповедей» о войне, зато какой жизненный урок получили!
Хорошо, когда современные дети, знающие о войне лишь от бабушек и дедушек, поют фронтовые песни. Поэтому, знакомя детей с историей войны, проводим музыкальный вечер «Песни военных лет». На праздник приглашаем тех, кто пережил эти огненные годы, и ветераны поют вместе с детьми.
В течение десяти лет проводятся литературно-музыкальные композиции, посвященные великому празднику Победы («Ради жизни на Земле», «Ветераны в двадцать с лишним лет», «До свидания, мальчики». «И ходит по Земле Босая Память — маленькая женщина» и др.), которые не оставляют равнодушными никого — ни детей, ни учителей, ни гостей.
Предлагаемая система работы убеждает в необходимости учить детей любви к Родине, к человечеству, доверию силе разума, удивлению перед красотою человеческой души. Только это способно создать уважение к человеку, к личности.
Урок литературы сегодня – это урок, пронизанный от начала до конца современностью. И о чем бы ни говорилось на нем, чему бы ни посвящались занятия - литературе далекого прошлого или наших дней, - должна преследоваться одна цель – воспитать человека.