Цели:
- Обучающие:
- расширить представление о литературной сказке;
- активизировать познавательную деятельность средствами ТСО;
- раскрыть детям понятие «деятельное сострадание».
- Развивающие:
- развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения;
- развивать навык диалогового общения.
- Воспитательные:
- расширить представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать;
- воспитывать в детях любовь к Отечеству;
Оборудование:
- портрет А.Платонова
- тексты сказки «Неизвестный цветок»
- компьютер
- экран
- презентация урока
Методические приёмы:
- беседа с элементами диспута
- художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации
- исследование
- аналитическая беседа
- составление плана
- использование компьютерных технологий
- индивидуальное творческое задание
- комментированное чтение
- комбинированное чтение
- музыкальное сопровождение текста.
Эпиграф к уроку:
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который дается человеку в руки на мгновение и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Бернард Шоу (британский писатель, драматург)
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть урока
Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ произведения.
1. Слово учителя (1 мин.)
Звучит запись музыки Эдварда Грига «Утро» («Пер Гюнт» Сюита № 1,сочинение 46).
Вступительное слово учителя.
Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что
я очень рада вас всех видеть, потому что мы
снова вместе, и у нас есть возможность общаться и
творить. Каждый день мы говорим друг другу:
«Доброе утро!» Это замечательные слова, ибо мы
желаем добра всем, кто нам дорог, всем, кто нас
окружает.
Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Урок-открытие. Что это значит?
Давайте попробуем выразить ассоциации,
связанные с этим словом – «Открытие».
(Ассоциативное солнышко)
– Знаете, ребята, что совершать открытие – это увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд, различных законов природы, новых видов растений и многого-многого другого... Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека совсем ничего не осталось.
– Вы тоже так думаете? Может быть, есть еще тайны, которые предстоит открыть? Оказывается, если постараться, можно открыть что-то очень важное для себя самого, для окружающих. Именно об этом написал сказку Андрей Платонов и назвал ее "Неизвестный Цветок". (Портрет писателя на доске.)
2. Беседа с элементами диспута (3 мин.)
– В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Бернарда Шоу:
«Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде
чудесного факела, который дается человеку в руки
на мгновение и его нужно заставить пылать как
можно ярче, прежде чем передать грядущим
поколениям».
В конце урока мы вернёмся к этим словам, а пока мы
будем с вами размышлять, подумайте, почему именно
эти слова стали эпиграфом нашего урока.
– Ребята, тема нашего урока сегодня
сформулирована не совсем обычно: «Главное слово
на свете – … ».
– Какие, на ваш взгляд, слова можно назвать
главными?
– Мама, папа, родина.
– Вы правы. А почему это главные слова?
– Мы любим этих людей.
– Найдите ключевое слово.
– Верно, это слово – любовь (на доску
помещается круг со словом любовь).
Так вот на примере сказки Андрея Платонова мы и
попробуем это доказать
3) Постановка целей урока
На нашем уроке мы обсудим, почему необходимо уважать чужое достоинство, продолжим развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения. Мы будем воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему, любовь к Родине.
4) Целевая установка
Сказка – это целый мир, которыйкаждый раз
удивляет читателя, обращает внимание на
важные, «вечные» истины.
В конце работы мы дадим ответ на вопрос: Какую
мудрость, веками хранимую русским народом,
передает нам писатель А. Платонов?
II. Основная часть урока. Аналитическая работа.
1. Работа с таблицей (3 мин.)
– Итак, у вас на партах есть заготовки: это
тексты сказки и листочки-помощники.
Давайте заполним на этих листочках то, что уже
можно заполнить (заполняются 1,2,3 графы)
Таблица приведена в том виде, какой она будет к концу урока
1 | Автор произведения | Андрей Платонов |
2 | Название произведения | Неизвестный цветок |
3 | Жанр произведения | Сказка-быль (вымысел, занимательность,
поучительность)
цветок разговаривает, думает, грустит
У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование |
4 | Главный герой произведения | Цветок |
5 | Композиция (4 части) |
|
6 | Изобразительно-выразительные средства | Эпитеты, метафоры, олицетворение |
7 | Выводы | Главное слово на свете – любовь |
Более подробно останавливаемся на 3-й графе.
2. Аналитическая беседа на воспроизведение и закрепление пройденного материала (2 мин.)
Учитель: Cказки бывают фольклорными и
литературными. Чем они отличаются?
(Фольклорную сказку создал народ, а литературная
сказка написана писателем.)
– Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел,
занимательность, поучительность)
– Как автор А. Платонов определил жанр сказки
«Неизвестный цветок»? (Сказка-быль)
– Подберем однокоренные слова к слову «быль».
(Было, былина, быличка, быть.)
Учитель: Правильно, значит, в этой
сказке переплелись художественный вымысел и
реальность. А что в описании цветка – от были, а
что сказочное? (У любого цветка есть стебель,
венчик, листья, любой цветок растет, питается
влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются
за свое существование. Однако цветок из сказки А.
Платонова был существом, наделенным чувством,
волей; он умел говорить.)
– Ребята, у нас не просто сказка. Жанр этого
произведения – сказка-быль. Давайте вспомним,
что характерно для сказки? (Вымысел,
занимательность, поучительность)
– Какие бывают сказки? (Литературные и
фольклорные: фольклорные сочиняет народ, они
передаются из уст в уста, а у авторской сказки
есть автор)
– Какой можно сделать вывод? («Неизвестный
цветок» – литературная сказка)
– А почему быль? (Что-то, возможно,
происходило на самом деле, это могло быть в
реальности).
– Сейчас вы услышите эту сказку-быль и
посмотрите небольшую презентацию по этой сказке,
а пока вы будете слушать и смотреть, подумайте
- кто главный герой этого произведения?
- что же есть в описании этого героя сказочного, а что реального?
3. Художественное чтение (5 мин.)
Учитель читает сказку, которая сопровождается Презентацией (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
4. Аналитическая работа по тексту
Беседа с элементами диспута
– Вы внимательно прослушали эту сказку, о
чём же автор в ней говорит? Ведь сказка – ложь,
да в ней намёк, добрым молодцам урок.
– Кто главный герой произведения? (Неизвестный
цветок) – запись в таблицу
– Что же в его поведении сказочного? (Цветок
разговаривает, думает, грустит, он оживает
прекрасным человеком. Он ведет себя, как живое
существо. Наделен ощущением, которое испытывает
живое создание; борется, как настоящий герой,
дает жизнь сильному потомству.)
– Как называется такой приём? (Олицетворение).
– А что же реального в описании цветка? (У
любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой
цветок растёт, питается влагой, ловит лучи
солнца, многие цветы борются за своё
существование.)
– Давайте снова обратимся к нашей табличке.
Найдите пункт 5. Что же такое композиция? (Построение)
– Как построено это произведение? Когда
вы пишете сочинение, вы начинаете с плана; вот и
мы составим план.
– Сколько частей вы бы выделили в этом
произведении? (4)
Запись на доске пунктов плана ( ребята называют и записывают эти пункты на листке)
– Ну а теперь, анализируя текст
произведения, давайте попробуем доказать, что
главное слово на свете – любовь.
– Какой же была жизнь цветка на пустыре?
Давайте найдём в тексте ответ на этот вопрос. (Ученики
зачитывают примеры)
Цветок не просто скучал, ему было очень одиноко.
«Он рос один на пустыре…», «лишь один ветер гулял по пустырю», «Меня никто ни зовет»;
Ему не просто было трудно – жизнь его было тяжелой, он страдал.
«…нечем ему было питаться в камине и в глине ; капли дождя , упавшие с неба , скользили по верху земли и не проникали в его корни,»
Цветок отчаянно боролся за жизнь:
«Он поднимал листья против ветра … всю ночь он сторожил росу и собирал ее по каплям».
Учитель: Ключевые слова жизни цветка
на пустыре: Одиночество, страдание, борьба за
жизнь.
– Были ли в жизни цветка минуты радости и
какие?
– Была ли у цветка цель в жизни и какая? (Для
цветка важнее всего жить, а для этого ему были
необходимы и питьё – дождевая влага, и
радость – тёплые лучи солнца)
– Какое главное качество цветка можно
выделить здесь? (Трудолюбие / на доску
помещается лепесток с надписью трудолюбие)
– Почему Даша оказалась около пустыря и в
каком она была настроении?
– Повлияло ли это настроение на то, что Даша
почувствовала благоухание? (Конечно, ведь Даша
в этот момент грустила по маме, её сердце было
открыто добрым чувствам и оно родило
воспоминание о рассказанной мамой сказке).
– Какую роль в развитии сюжета играет
воспоминание о рассказанной мамой сказке? (Именно
благодаря ей Даша попыталась разыскать источник
благоухания)
– Позвал ли цветок проходящую мимо пустыря
Дашу? (Нет, цветок привык к одиночеству, его
никто не зовет, Даша сама почувствовала «зовущий
голос благоухания»)
– Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила
с цветком? (Даше было грустно, потому что она
была далеко от мамы).
– Как вы думаете, цветок хоть чем-то помог Даше? (Он
поддержал её в тот момент, когда она грустила. А
Даша словно помогала цветку из маминой сказки).
– Ребята, какой же можно сделать вывод из
этого отрывка? Какие чувства помогают Даше и
цветку преодолеть грусть и чувство одиночества,
ведь получается, что они помогли друг другу? (Сочувствие,
сопереживание, сострадание, милосердие – это
очень важные качества человеческой души, это её
труд / на доску прикрепляются лепестки с этими
словами к слову любовь)
– Чего не хватает и человеку, и цветку для
роста и жизни? (Корней) (Нарисовать корни).
– Да, любому растению, каждому человеку
дорого то место, где он родился. Отчий дом –
главная для каждого из нас. Что произошло с
цветком? Родители находят продолжение в своих
детях, а неизвестный цветок возродился в своем
сыне.
– Почему автор утверждает, что
цветок – сын лучше, прекраснее своего отца? («Цветок
рос из середины стеснившихся камней; он был живой
и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца,
потому что он жил в камне».)
– Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в
камне! Новый цветок – святой труженик, ему еще
сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но
цветок терпелив и силен потому, что у него есть
корни, родство. Что связывает и человека с отчим
домом. С родителями, с близкими людьми. И чем
больше страдает человек, тем сильнее он
нуждается в единстве со своим родом, со своей
землей.
– В чем проявилось сострадание Даши? (Она
познакомилась с цветком, постаралась его понять,
проявила деятельное сострадание)
– В чём же выразилось это деятельное
сострадание Даши? (Наутро пионеры пришли на
пустырь…)
– Дали ли результаты усилия детей? (Да, пустырь
преобразился)
– Но почему же Даше стало грустно, когда она
приехала на следующий год в этот лагерь? (Она
увидела много других цветов, но не нашла того, о
котором помнила всю зиму. Вырос новый цветок, ещё
красивее прежнего.)
– Применимы ли слова нашего эпиграфа урока к
жизни этого маленького цветка, ведь речь идёт о
жизни цветка, а не человека? (Да, конечно. Этот
цветок, как и человек, сумел прожить свою жизнь
ярко, благоухая, даря людям то, что мог – свою
любовь, сумел помочь Даше и передал этот факел
жизни своим детям, которые оказались прекраснее
его и сильнее).
– Как называется такой приём? (Метафора)
– Какие изобразительно-выразительные средства
использовал автор в своём произведении? Давайте
снова вернёмся к нашей таблице и заполним 6 графу.
– К каким же выводам, ребята вы пришли? Что же
поучительного вы взяли из этой сказки? (Запись
в таблицу)
XI. Обобщение по теме
– Вспомним вопрос, который мы поставили перед
собой в начале работы над сказкой. Какую
мудрость, веками хранимую русским народом,
передает нам писатель А. Платонов.
(– Если человеку одиноко, он страдает, то ему
нужно помочь, окружить любовью, заботой.
– Каждый человек должен любить место, где он
родился. Наша Родина – главное для нас
– Человек должен трудиться, не быть ленивым.
Такой человек преодолеет все жизненные
неприятности.)
– Нравственная красота человека раскрывается
не только в сказке Платонова. Источником добрых,
сердечных поступков могут стать пословицы и
поговорки, сказки, случаи из жизни.
Создадим три группы, чтобы почерпнуть для себя
мудрые мысли.
I группа назовет пословицы и поговорки,
связанные с душевными качествам человека.
II группа вспомнит сказки с подобными темами.
Ребята III группы, расскажите о случаях, связанных
с помощью, состраданием.
Во время рассказа ребята других групп не забудьте записать несколько понравившихся примеров в тетрадь.
_______ и _______ предстоит поработать творчески. Вам предстоит письменно составить небольшой рассказ-размышление по опорным словам нашего цветка.
«Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»
III. Творческая часть урока
– Составим синквэйн, который определил бы понятие «цветок».
Цветок
Неизвестный
жизнелюбивый
Боролся
терпел родился
Часто незаметно то, что безответно.
Труженик
– А сейчас давайте попробуем проделать в своём сердце ту работу, которую проделал этот маленький удивительный цветок, ведь если это оказалось под силу ему, значит, и мы справимся. Мы будем слушать музыку и представлять, как в нашем сердце зарождается любовь и расцветают такие же удивительные цветы, « ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, значит, кто-то хочет, чтобы они были», давайте дарить друг другу радость открытий маленьких и больших, как это удалось Даше, которая открыла этот маленький, но такой сильный цветок.
Звучит музыка.
IV. Домашнее задание
– Ребята, напишите небольшое сочинение на тему «Главное слово на свете – любовь», ведь мы теперь уже знаем, что любовь – это сочувствие, милосердие, сострадание, сопереживание.
V. Заключительное слово учителя
– А закончить наш разговор хотелось бы словами известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием».