История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Опорные конспекты 2010

    Автор: Квашнин Борис Васильевич

    Опорный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах.

  • Опорные конспекты 2009

    Автор: Квашнин Борис Васильевич

    Работа с опорным конспектом – это тандем педагога и ученика. Расшифровка символов опорного конспекта – это творческий процесс, логическая импровизация, требующая и находящая выход из форс-мажорной ситуации, что подразумевает собой ни что иное, как решение проблемы. Разнообразное сочетание цветов в опорном конспекте создает положительный, эмоциональный настрой в работе.

  • Опричнина в восприятии Ивана Грозного 2023

    Автор: Сабирова Альфинур Хамитовна

    Для того чтобы понять политический характер опричнины, нам нужно знать что за задачи ставил Иван 4 перед ней. Это утверждение неограниченной власти царя и завершение политической централизации Российского государства. С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества, а А.А.Зимин и В.Б.Кобрин считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины, также направлялась против сепаратизма Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации.

    опричнина, Иван Грозный

  • Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного 2012

    Автор: Бровкина Ольга Анатольевна

    Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая.

  • Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии 2012

    Автор: Якименко Татьяна Ивановна

    Урок формирует у учащихся представления об опричнине как средстве утверждения самодержавной деспотии, ее причинах и последствиях; рассмотрена сущность опричнины в оценках историков; изучает понятия "опричнина", "оппозиция", "деспотия"; воспитывает неприятие деспотии в любой форме как системы, неспособной решать свои проблемы иначе, чем через путь насилия.

  • Опросный лист по истории России. Александр I. Начало правления. Реформы М.М.Сперанского. 9-й класс 2021

    Автор: Лазарева Любовь Александровна

    Представлен опросный лист по истории России по теме "Александр I. Начало правления. Реформы М.М.Сперанского". 9-й класс

    Александр I, Реформы М.М.Сперанского

  • Оптимизация процесса формирования умений самостоятельной работы на уроках истории 2009

    Автор: Смирнова Светлана Евгеньевна

    Статья – это рассуждения на тему оптимизации процесса организации самостоятельной работы учащихся с помощью работы в парах и группах на уроках истории в 5–10-х классах. Предлагаемые формы работы доступны в применении, не требуют больших усилий со стороны учителя, позволяют организовать свою систему с опорой на любые учебники, учитывая уровень подготовки класса.


  • Опыт освоения элективных курсов по истории в рамках гуманитарного направления профильного обучения 2008

    Автор: Первушина Татьяна Аскаровна

    Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения.

  • Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии и математики 2022

    Автор: Морарь Юлия Леонидовна

    В настоящей статье раскрывается опыт применения проектной деятельности с обучающимися на уроках географии и математики. Современный этап развития науки характеризуется плотной межпредметной интеграцией, поэтому география и математика не могут существовать отдельно друг от друга. Так же материалы статьи раскрывают положительные моменты использования метода проектов в урочном и внеурочном процессе. Данная статья адресована учителям географии и математики для организации работы по проектной деятельности с обучающимися.

    проектная деятельность, личностно-ориентирования технология

  • Опыт применения технологии учебного проекта на уроках истории как один из способов активизации познавательной и творческой деятельности 2022

    Автор: Сухова Татьяна Витальевна

    Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера. В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю проектный подход к обучению, который позволяет осваивать обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам «История», «Обществознание». Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса. Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредмет» приобретают особую популярность, так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.

  • Опыт проведения интегрированного урока: естествознание + химия + биология – французский язык по теме: "Французский химик с русской фамилией" 2007

    Автор: Слепченко Наталья Анатольевна

    Представлена разработка интегрированного урока. В ходе данного урока решаются следующие задачи: формируется представление об истории становления биохимической науки и практическом применении знаний о витаминах в период блокады Ленинграда; развивается чувство патриотизма; развиваются коммуникативные умения на французском языке; формируются целостные знания учащихся об объекте изучения на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных методов познания окружающего мира.

  • Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы" 2012

    Автор: Ведерникова Наталья Ивановна

    Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы".

  • Опыт работы по социальному проектированию 2010

    Автор: Ягудина Светлана Николаевна

    В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет вырабатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания.

  • Опыт работы с одаренными детьми на уроках истории 2014

    Автор: Хоруженко Елена Григорьевна

    В статье представлены методические рекомендации по работе с творчески одаренными учащимися, опыт работы с одаренными детьми на уроках истории. Выбор темы связан с актуальностью исследования, общепедагогическим и социокультурным знанием.


  • Опыт реализации сущностного и акмеологического подходов в преподавании гуманитарных дисциплин 2006

    Автор: Илюшина Екатерина Моисеевна

    Опыт проведения интегрированного урока, где сочленяется содержание многих гуманитарных дисциплин с профессиональной подготовкой студентов, обучающихся по специальности "постановка театрализованных представлений". Форма урока – игра "заседание женского клуба". Наполнение сценарной, режиссерской и актерской деятельности содержанием дисциплин гуманитарного цикла. Результат – целостное представление о предмете изучения, системные знания, проявление творческого, профессионального мышления, самореализация в профессиональной сфере.

  • Оранжевый город у Финского моря кубок 2012

    Автор: Платонычева Елена Алексеевна

    Презентация приглашает на экскурсию в удивительное место, которое неслучайно называют жемчужиной в короне Санкт-Петербурга. Это его пригород Ораниенбаум, которому в этом году исполнилось 300 лет. Выстроенная в форме виртуальной экскурсии, как азбука для начинающих путешественников, от буквы к букве, от слайда к слайду, презентация раскроет вам мир удивительного уголка Санкт-Петербурга.

  • Организация "Круглого стола"на уроках обобщающего повторения 2004

    Автор: Трунова Татьяна Анатольевна

    Урок-дискуссия, в ходе которой происходит коллективное обсуждение и обобщение изучаемого материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся.

    «круглый стол», дискуссия на уроке

  • Организация видов самостоятельной работы на уроках обществознания как способ подготовки учащихся к ОГЭ 2020

    Автор: Чепакова Инна Валентиновна

    Данная тема будет актуальна до тех пор, до каких существует государственная итоговая аттестация для выпускников основой школы в данной форме. Ведь каждый учитель заинтересован в максимально эффективной подготовке выпускников 9-х классов. Практика показывает, что экзамен по обществознанию выбирает большинство учеников.

    ОГЭ, обществознание

  • Организация внеклассной работы по истории России в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики 2006

    Автор: Кузнецова Татьяна Дмитриевна

    В данной работе автор представляет опыт организации внеклассной работы по истории России и своего края в процессе создания и деятельности Зала боевой славы и государственной символики. Особое внимание уделено содержательной стороне деятельности Зала, автор знакомит читателей с материалами, представленными экспозициями. В работе отражены основные направления деятельности Зала: организация экскурсий, проведение традиционных мероприятий; также представлен сценарий одного из таких мероприятий, осуществляемых учителями истории и членами поисковой группы "Наследие".

  • Организация исследовательской деятельности лицеистов по предметам социально-гуманитарного цикла 2022

    Автор: Тухбатова Екатерина Михайловна

    Статья посвящена выявлению особенностей организации исследовательской деятельности лицеистов на разных ступенях обучения по предметам социально-гуманитарной направленности. В статье описываются основные этапы организации исследования со школьниками, обозначены методы работы, ключевые компетенции, особенности и тематика написания работ по лингвистике и праву. Обозначена актуальность выбора работ в контексте профильности классов, профориентационной составляющей, нормативно-правовой базы, а также необходимостью развития у школьников лингвистических компетенций, осознания языка в культурологическом и правовом аспектах. В результате выявлено, что исследовательская деятельность учащихся лицея по предметам социально-гуманитарного цикла способствует развитию интереса, расширению знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуального потенциала учащегося; созданию предпосылок для развития научного образа мышления и др.

  • Организация исследовательской деятельности на уроках истории с применением информационно-коммуникационных технологий 2011

    Автор: Жандарова Лариса Валерьевна

    Приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования. Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основная цель: формирование культуры исторического мышления, способности из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать.


  • Организация исследовательской работы учащихся по краеведению 2011

    Автор: Голобокова Марина Георгиевна

    Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов.

  • Организация краеведческой работы 2008

    Автор: Гаврилко Наталья Николаевна

    В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся.

  • Организация лабораторного занятия на уроках истории в профильной школе 2009

    Автор: Селезнева Маргарита Викторовна

    Формирование информационной и коммуникативной компетентностей школьников является ключевой задачей российского образования. Ее реализация возможна только в процессе самостоятельной познавательной деятельности, имеющей практико-ориентированную направленность. Формой такой деятельности является лабораторное занятие с текстами исторических источников.

  • Организация методической работы городского методического объединения учителей истории и обществознания по совершенствованию профессиональной компетентности 2009

    Автор: Рощина Ирина Алексеевна

    Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный характер.

  • Организация проблемного обучения на уроках истории 2011

    Автор: Черненко Галина Романовна

    В статье показано, как использование проблемных ситуаций на уроках способствует формированию творческих способностей учащихся. Целью технологии проблемного обучения является формирование личности каждого учащегося в соответствии с социальным заказом общества.

  • Организация проектной работы учащихся 8-х классов во внеурочное время. Методическая разработка 2020

    Автор: Шишлянникова Александра Андреевна

    В методической разработке приведена одна из тем исследования школьниками “Репрессии в судьбах жителей города Братска на примере биографии Сербского Виктора Соломоновича".

    Озерлаг, Погружение в проект, репрессии

  • Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания 2008

    Автор: Билль Ирина Александровна

    Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества".


  • Организация работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории 2022

    Автор: Асланова Наталья Петровна

    В своей работе мне часто приходится сталкиваться со слабоуспевающими обучающимися. Такие ребята есть в каждом классе. В этой статье я хочу поделиться, как я на практике провожу работу с такими обучающимися, конкретно, на уроке – истории.

    слабоуспевающие дети

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке истории 2004

    Автор: Коновалова Светлана Викторовна

    Рабочий лист - это совокупность заданий, последовательное выполнение которых позволяет каждому ученику самостоятельно и успешно реализовывать цели занятия. Т.о. учитель на занятии направляет и организует познавательную деятельность ученика, корректирует результаты его деятельности.