1. Актуальность проблемы
Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера. Эти аспекты вызвали у меня неподдельный интерес. В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю проектный подход к обучению, который позволяет осваивать обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам «История», «Обществознание». Теперь метапредметные компетенции - это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса. Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредмет» приобретают особую популярность, так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.
Согласно ФГОС, метапредметная деятельность сводится к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным действиям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке. Метапредметный подход предполагает, что ребенок в процессе обучения не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий - УУД - и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Требованиях к уровню подготовки выпускников разных ступеней метапредметные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:
- когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
- креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;
- оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
- коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.
- мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.
Перечень данных групп качеств опирается на целостное представление ученика как человека, имеющего физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому данные качества личности являются сквозными по отношению к перечисленным группам качеств.
Ведущая идея опыта
Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности в качестве условия, требующего применения знаний и навыков учащихся в нестандартной ситуации. Актуальной становится идея достижения метапредметных результатов. Одним из способов деятельности, позволяющим формировать ключевые метапредметные компетентности, является использование проектной технологии, которая обеспечивает благодатные условия для творческого развития детей и для выхода на метапредметный результат. В связи с этим в разделы учебной программы по истории и обществознанию в соответствии с «Положением об учебной программе» был внесен раздел «Проектная деятельность».
Применение технологии учебного проекта имеет определенные преимущества:
- учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах различного состава;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Опыт применения технологии проектной деятельности
Инновационным элементом стала организация обучения на основе проектной технологии, в которой заложены возможности формирования метапредметных результатов. Методы активного обучения стимулируют диалоговый режим, обеспечивают различное преобразование заданного материала, дают возможность рассмотреть варианты решения проблемы, тем самым создаётся условие для взаимодействия и сотрудничества, т.е. метапредметной компетенции.
Опыт работы по применению технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания позволяет сделать выводы о результативности и значении применения данной технологии:
- повышение качества знаний;
- формирование устойчивого интереса к изучению истории и обществознания,
- приобщение учащихся к исследовательской и экспериментальной деятельности;
- расширение их творческих возможностей;
- более глубокое осознание и усвоение программного материала.
Как итог: применение проектной технологии позволяет изменить мотивационную позицию ученика: из носителя готовых знаний он превращается в организатора собственной учебно-познавательной деятельности. Таким образом, учебная проектная деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, выступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.
Для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащимися 6-х классов в соответствии со ФГОС ООО было принято решение о выполнении индивидуального итогового проекта, обязательно для каждого обучающегося 6 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС.
В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Руководителем учебного итогового проекта является учитель-предметник. Основная задач выполнения проекта для обучающихся - продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области; для педагогов: - создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Мною из учащихся 6 а в октябре 2019 г. была сформирована детская временная группа в количестве 9 человек для работы над коллективным межпредметным проектом «Создание сборника исторических сказок». Защита проекта состоялась на общешкольной ученической конференции в мае 2020 года.
Метапредметными задачами выполнения проекта явилось:
- обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
- развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
- формирование и развитие навыков публичного выступления.
- формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Работа над проектом носила следующий характер: Подготовительный этап - в сентябре и - октябре учащиеся определились с выбором темы проекта. В нашем случае это стало создание сборника исторических сказок. Проект носил метапредметный практико-ориентированный характер, т.к. технология создания текстов исторических сказок применима на уроках русского языка, литературы и истории для более успешного усвоения теоретического материала, его закрепления и повторения.
Основной этап (ноябрь-март): совместно с учащимися был разработан индивидуальный план реализации проекта:
- сбор информации, изучение литературы для данного проекта;
- знакомство с интернет-ресурсами;
- сравнение и анализ лингвистических и исторических сказок, выявление их особенностей;
- обдумывание композиции сказки, составление плана сказки;
- написание сказки, ее редактирование;
- создание иллюстраций к сказке;
- презентация проекта и оформление сборника лингвистических сказок;
- рефлексия: осмысление и оценка проекта.
Заключительный (апрель-май): подготовка к защите проекта, защита, оценивание работы.
Актуальность работы над коллективным учебным проектом:
- применение исторических сказок на уроках истории;
- используя знания, полученные на уроках истории, сделать изучение предмета более интересным, творческим и продуктивным;
- «оживить» теоретическую часть изучения истории через создание образов героев исторических сказок.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты творческих работ могут быть использованы для преподавания истории и литературы, на внеклассных занятиях, будут дополняться и расширяться. Большинство ребят на следующий год решило продолжить работу над составлением исторических сказок.
Учениками проделана большая работа по сбору информации: изучение литературы для данного проекта и знакомство с интернет - ресурсами. В ходе работы учащиеся выявили типологические качества исторической сказки и ее отличия от литературной и лингвистической. Работа над проектом потребовала творчества, умения обобщить теоретические знания в первую очередь по общественному устройству и занятиям древних славян, возможной этиологии слова «князь», биографическим сведениям из жизни князя Святослава, княгини Ольги, Владимира Святославовича, особенностям языческих верований на Руси, а также умения отбирать информацию и планировать свою деятельность.
Каждый ученик создал сказку, которая в интересной и увлекательной форме рассказывает об исторических явлениях. Большинство ребят темой для сказки выбрало историю Древней Руси: «Путешествие в страну древних славян » Беляева Ивана, «Новый житель в стране Древлян» Жадовец Дарьи, «Познавательная встреча» Исаева Алексея, «Сказка про Рюрика и его детей» Гуляева Кирилла, «Сказка о дружбе Игоря с печенегами» Некрасовой Варвары. Кирпиченко Ксения создала сказку, способствующую облегченному запоминанию языческих богов. Работая над созданием сказок, учащиеся повысили уровень теоретической подготовки, проявили творческие способности и воображение.
Конечным результатом деятельности стало создание художественно оформленной сказки, т.к. большинство учащихся в ходе работы над проектом пришли к необходимости проиллюстрировать свою сказку. Убедительные тематические иллюстрации были созданы Некрасовой Варей, Исаковым Алексеем, Жадовец Дарьей. Для оценивания результатов проектной деятельности была сформирована группа экспертов, которая наряду с руководителем проекта придерживалась следующих критериев оценивания:
Критерий |
Содержание критерия |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый (1 балл) |
Повышенный (2-3 балла) |
||
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем |
Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. |
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия |
Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
|
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация |
Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Полученные баллы были переведены в оценку в соответствии с таблицей:
Базовый уровень
|
Отметка «удовлетворительно» |
4-6 первичных баллов |
Повышенный уровень |
отметка «хорошо»
|
7-9 первичных баллов
|
Среди учащихся творческой группой, которой руководила я, только 1 ученик получил оценку «удовлетворительно», 4 работы были оценены на «отлично», 4 - на «хорошо»
Одновременно работа с учащимися во временной проблемной группе носила экспериментальный характер: на начало работы над проектом (октябрь) и окончание работы ( май) была проведена «Диагностика направленности мотивации изучения предмета», (автор Т.Д.Дубовицкая), которая выявила повышение уровня мотивации к изучению истории на начало и конец учебного года.
Результаты диагностики направленности мотивации изучения предмета:
Учебный год |
Класс |
Количество респондентов |
Уровень внутренней мотивации |
||
низкий |
средний |
высокий |
|||
октябрь
|
6а |
9 |
3 |
4 |
2 |
Май
|
6а |
9 |
1 |
5 |
3 |
Данные таблицы показывают, что во временной проблемной группе учащихся с низким у мотивации стало меньше, увеличилось число учащихся со средним и высоким уровнем мотивации. Именно ученица с низким уровнем мотивации получила оценку «удовлетворительно», в то время как двое ее одноклассников, мотивированные на выполнение проекта, проявили умение самостоятельно приобретать новые знания, навыки определения темы и планирования работы под руководством учителя и получили в результате предоставления проектного продукта оценку «четыре».
Предоставление итогового учебного проекта дало возможность объёктивной оценки метапредметных образовательных результатов - это освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности в организации учебного сотрудничества с руководителем, педагогами и сверстниками,. Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального итогового проекта позволяет объективно оценить на разных уровнях степень сформированности у обучающихся навыков проектной деятельности, а также способность управлять своей деятельностью, в том числе корректировать и определять новые задачи в соответствии с изменяющейся ситуацией. Его материалы носят аналитический и обучающий характер, т.к. в процессе оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и в процессе работы над индивидуальным итоговым проектом «самообучение происходит в процессе деятельности».
Проектная деятельность и выполнение итогового учебного проект позволило обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обобщение опыта работы
Результаты работы по теме «Проектная деятельность в образовательном процессе» представлены на районном мастер-классе, 2020 г., сертификат участника.
В 2019 году опыт использования метода проектов представлен на Международном творческом конкурсе для педагогов «Педагогические инновации в образовании» по теме «Применение метода проектов как форма повышения познавательного интереса учащихся», где занял 1 место.
В 2019 г. участвовала во Всероссийском творческом конкурсе «Инновационные методики и технологии в обучении» по теме «Использование проектной технологии в образовательном процессе», диплом победителя, 3 место.
Накопленный опыт, на мой взгляд, актуален в рамках внедрения новых стандартов и гармонично вписывается в изменившиеся требования. Надеюсь, он получит своё развитие, поможет коллегам найти новые ресурсы формирования метапредметных навыков. В данный момент у учителей нет возможности вести специальные курсы подобной направленности, пока еще отсутствуют разработанные специальные программы. Остаётся открытым вопрос и о критериях и формах мониторинга метапредметных результатов. Но, безусловно, одной из возможных форм оценивания метапредметных образовательных результатов является использование индивидуального учебного проекта.
Эффективность данного опыта подтверждают стабильность устойчивых положительных результатов, данный опыт реализовывался опыт среди учащихся с различным уровнем учебных возможностей.