Организация проектной работы учащихся 8-х классов во внеурочное время. Методическая разработка

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом

Класс: 8

Ключевые слова: Озерлаг, Погружение в проект, репрессии


Организация образовательного процесса – один из самых важных вопросов в деятельности каждого педагога.

По мнению доктора педагогических наук В.И. Загвязинского: “Педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям, без учета и использования которых педагог не может добиться прочного успеха. Учителю нужно знать все важнейшие закономерности обучения и воспитания, совершенствовать свое педагогическое мышление”.

В настоящее время перед педагогами ставится задача: использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать нужную информацию, делать выводы, принимать решения.

Проектная и исследовательская деятельность – одно из ведущих направлений в современной школе и относится к инновационным педагогическим технологиям. В соответствии с ФГОС СОО и ООО необходимо организовывать в рамках школ проектную и исследовательскую деятельность школьников. Психологи и педагоги видят в этих формах огромный образовательный потенциал.

Но, осуществляя исследовательскую деятельность, педагог сталкивается с рядом проблем:

- Количество часов, отведенное учебным планом школы на уроки, недостаточно для формирования полноценной исследовательской культуры школьников.

- Так же важным моментом является и то, то в исследовательской и проектной деятельности школьникам необходимо качественное сопровождение, которое могут оказать педагоги-наставники, привлеченные к проекту.

- Преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, к которым привыкли педагоги, школьники и их родители.

Задачи исследовательской деятельности как педагогической технологии:

- создать условия для организации совместной творческой деятельности: классный руководитель – классный коллектив;

- повышение качества знаний по предмету;

- воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленной цели;

- привить детям навыки сбора и обработки информации (ученики должны уметь собрать необходимую информацию и выбрать главное);

- развитие умения анализировать и планировать;

- научить грамотно представлять результат работ;

- приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности;

- наполнить информационно-образовательную среду школы качественными продуктами проектной и исследовательской деятельности.

Планируемые результаты исследовательской деятельности как педагогической технологии:

- выработка исследовательских навыков и формирование аналитического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения поставленных задач;

- активизация участия обучающихся в конкурсах и конференциях различных направлений и уровней;

- повышение качества знаний по предмету.

В ходе реализации проекта, ученики должны научиться:

- концентрировать свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;

- планировать и организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее последствия;

- преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать волевое решение;

- продуктивному общению;

- целенаправленно работать с информацией с использованием средств ИКТ;

- использовать полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях.

Этапы реализации исследовательской деятельности:

Этап 1. Погружение в проект

Этап 2. Планирование деятельности

Этап 3. Реализация плана

Этап 4. Оформление материалов

Этап 5. Презентация результатов

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Этап 1. Погружение в проект

Цель этапа: подготовка учащихся в совместной проектной деятельности.

Задачи:

1. Определиться с темами исследования (для примера в данной методической разработке будет приведена одна из тем исследования школьниками “Репрессии в судьбах жителей города Братска на примере биографии Сербского Виктора Соломоновича”).

2. Изучить и проанализировать нормативную и научную литературы по теме работы.

3. Создать команды участников проекта.

4. Распределить обязанности участников проекта с учётом особенностей развития школьников.

На начальном этапе разработки проекта в школе было проведено анкетирование, с целью выяснить их отношение к исследовательской деятельности.

Вопросы анкеты

- Занимались ли вы исследовательской работой ранее?

- Кто такие исследователи?

- Принимаете ли вы участие в активной подготовке к конкурсам и другим творческим мероприятиям?

- Есть ли темы в истории, которые вас волнуют, и хотели бы вы в них разобраться детально?

- Знаете, что такое интервью?

- Считаете ли вы необходимым, доносить до жителей города информацию, полученную вами в ходе исследовательской работы. Почему?

На основании полученных результатов был сформирован вывод.

- Большинство учащихся говорят о важности и необходимости формирования исследовательской культуры.

- Школьники неактивно принимают участие в проектной и исследовательской деятельности.

Этап 2. Планирование деятельности

Цель этапа: знакомство с проектом и планирование работы команд по участию в проекте.

Задачи:

1. Определение сроков выполнения этапов, источников информации, способов сбора и анализа информации, возможных форм презентации.

2. Определение процедуры и критериев оценивания результата и процесса.

Этап 3. Реализация плана

Цель этапа: проведение совместной проектной и исследовательской деятельности учащихся по этапам проекта. Разработка тем исследования.

Задачи:

1. Работа участников в командах.

2. Курирование учителем исследовательской деятельности участников

3. Проведение мероприятий проекта:

- Посещение библиотеки им. Сербского В.С.

- Интервьюирование членов семьи Сербского В.С.

- Изучение литературы написанной Сербским В.С.

- Просмотр документальных фильмов посвящённых теме репрессий.

- Встреча с преподавателями гуманитарно-педагогического факультета БрГУ.

- Экскурсия на место проживания начальника концлагеря “Озерлаг” Евстигнеева С.К.

- Экскурсия на мемориал японским пленным 48 лагерного отделения лагеря № 7.

4. Разработка и создание продуктов проекта.

Продукты создавались разноуровневые, в зависимости от подготовленности школьника, учитывались индивидуальные особенности детей.

- Буклет о жизни Сербского В.С.

- Исследовательские статьи: о библиотеке имени Сербского В.С., о судьбе Сербского В.С..

- Фильм о библиотеке и жизни В.С. Сербского.

5. Промежуточное обсуждение полученных данных в командах.

Этап 4. Оформление материалов

Цель этапа: оформление материалов по итогам проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Оформление полученной информации.

2. Осуществление формирующего оценивания.

3. Подготовка продуктов проектной деятельности к представлению.

Этап 5. Презентация результатов

Цель этапа: демонстрация результатов работы участников проекта.

Задачи:

1. Формирование рейтинга активности участников проекта.

2. Знакомство всех старшеклассников с буклетами о жизни В.С. Сербского.

3. Организация конкурса итоговых проектных продуктов в рамках школы

4. Участие с готовыми продуктами в течение 2018/2019 учебного года в городских и региональных конференциях:

- ХI Открытая Муниципальная краеведческая конференция «Россия прирастет Сибирью»;

- Городской конкурс Центральной городской библиотеки им. И.Черемных «Создаем историю города вместе»;

- VI межмуниципальная научно-практическая конференция «Судьба человека в российской истории ХХ века».

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель этапа: оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

1. Осуществление оценки продуктов проектной деятельности.

2. Обсуждение рейтинга активности участников проекта.

3. Осуществление участниками самоанализа проектной деятельности

Источники исследования

- Вещественные (материальные) источники (личные вещи В.С. Сербского).

- Источники социальной информации: интернет, радио, TV.

- Письменные источники (рукописи В.С. Сербского, переписка с узниками Озерлага, неопубликованные стихи).

- Устные источники (интервью с дочерью В.С. Сербского, бесед с педагогами БрГУ).

- Официальные письменные документы (из фонда библиотеки В.С. Сербского, интернет).

- Кинодокументы.

- Фотографии (личный архив Сербской Е.В.).

Методы и приемы исследования:

- Анализ.

- Поисково-исследовательский.

- Наблюдение.

- Моделирование.

- Сравнение.

- Метод актуализации.

- Методы конкретно-социологического исследования (опрос, беседа, анкетирование, изучение деятельности).

- Статистический метод.

- Изготовление раздаточных материалов.

- Анкетирование.

Интегративность. Метапредметность. Межпредметность.

С помощью данной программы для детей создается обстановка для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. В ходе проекта происходит разностороннее раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Данная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной работе, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Исследовательская деятельность обогатила опыт взаимодействия школьников, что в своей совокупности дало большой воспитательный эффект.

Индивидуальный подход

В ходе проекта к ученикам применяется индивидуальный подход в подборе приемов и методов работ. Каждому подбирается индивидуально итоговый продукт. Для учеников с низкой мотивацией продуктом был выбран буклет. Школьники с высокими способностями создавали фильм, писали научные статьи. Выступали на конференциях, где их труд был высоко оценен.

Дальнейшее развитие проекта

За рамками проекта должна быть продолжена работа по формированию исследовательской культуры школьников и ведению совместной проектной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС >ООО и СОО.