Организация краеведческой работы

Разделы: История и обществознание


Что такое краеведение – это по-большому счету историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
В Климоуцевской СОШ краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.

Последние годы организацию краеведческой работы взяли на себя учитель истории высшей категории Гаврилко Н.Н. (Приложение) и учитель истории первой категории И.П.Бриканова.

В начальной школе учащимся, прежде всего, дается представление о недвижимых памятниках истории и культуры. Они впервые узнают о том, что своя история есть у моего дома, улицы, села.

Появляются первые альбомы – это «Мой дом», «Моя улица». На уроках природоведения, «Окружающий мир», ОБЖ ребята с удовольствием рассказывают о самых старых зданиях на своей улице и о новостройках.

На уроках истории ребята впервые встречаются с понятием «Родословная». Они узнают, что история их семьи – это тоже история. Ее тоже надо знать, помнить и уважать. Ребята вместе с учителем и родителями пытаются составить генеалогическое древо своей семьи. С удивлением узнают, что бабушка – такая родная и добрая зовется серьезным словосочетанием «Ветеран войны и труда».

На данных уроках «Краеведение» выступает как важная, но все-таки часть урока.

Каково же содержания преподавания краеведения? Считаем, что есть несколько тем, которые чрезвычайно важны и являются как бы основой краеведческой работы:

1. История Родины в событиях в моем селе.
2. История Амурской области.
3. История Свободненского района – как все начиналось.
4. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.
5. Родная школа. Её история и традиции.
6. Мой дом. Родословная семьи.

Но самое важное – это уделить внимание всем шести темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать – а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события. Например: при изучении темы развития нашего государства в годы индустриализации, затрагивается вопрос о проведении государственных займов среди населения на индустриализацию. Объясняя материал, учитель показывает ребятам облигации государственного займа этого периода времени, принесенные одной из учениц. При этом девушка делает сообщение, при каких условиях эти облигации попали в дом ее бабушки.

Или изучая родословную своей семьи, ребята в книгах находят фамилии своих родственников. Так, после выхода в свет «Книги памяти» сразу несколько учащихся нашли в них имена своих родных и близких.

Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах.

Чтобы понять эпоху, нужно очень ярко представить себе, а как жили люди в этот период времени? О чем они думали? Как рассуждали? Чем занимались? Как был организован их быт?

Чтобы узнать все это, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.

Так при изучении темы «Великая Отечественная война. Борьба в тылу врага» одна из учениц рассказывает о бабушке Ахремченковой Ахристинье Азаровне, которая одиноко живет недалеко от ее дома. Оказывается, это старенькая сухонькая женщина во время войны была связной партизанского отряда. Пережила такое, о чем трудно было рассказывать спустя даже полвека. Да и сама ученица, рассказывая о зверствах фашистских карателей, говорила со слезами на глазах.

А другая школьница рассказала о поваре детского сада – Петровой Анне Кононовне, которая в годы войны жила девчонкой вместе со своей семьей на оккупированной фашистами территории. Немцы, боясь заминированных партизанами дорог, заставляли по очереди детей и подростков каждое утро «боронить» дорогу от села до станции. В число этих заложников, которые могли в любой момент взорваться на партизанской мине, попала и сестра Анны.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.

Так ученица 10 класса, занимаясь воссозданием истории села, обратилась к семейному архиву, воспоминаниям родственников. В результате появилось очень красивое, поэтичное, наполненное живыми образами исследование:

Я знаю, что в мире огромном,
В далекой тайге у границы,
Живет своей жизнью деревня –
Души моей детской – частица.

Для меня мое село – не только место, где я родилась и выросла. Это место, где обосновался мой род в начале века, построив в непроходимой тайге дом и расчистив поле для пашни – прадед мой определил судьбу своих сыновей, внуков и правнуков на целое столетие. Не одно историческое событие не обошло нашу семью стороной. Я горжусь, что у моих родственников такие яркие судьбы. Хочу рассказать историю создания села Климоуцы и, следовательно, описать судьбу моего рода. Мой прапрадед Тимофей Кубышкин еще в 1908 г. В составе 85 семей вырвался из-под надзора румынских властей и бежал на родину, откуда в свое время они так же бежали от царского произвола с Гомельщины, как иноверцы-раскольники. До Иркутска добирались долго различным транспортом, а оттуда по рекам на плотах до Благовещенска доплыли, как им казалось, в считанные дни. Но где же селиться? Власти медлили с разрешением этого вопроса. И тогда было решено отправить ходоков в поисках подходящего места. В их число и попал мой прапрадед Тимофей Кубышкин. После долгих скитаний по таежным дебрям они вышли на то место, где раскинулись нынче Климоуцы, перешли небольшую речушку, поднялись на взгорок, посмотрели влево и ... сквозь частокол деревьев «увидели» свое будущее село. Улицей в два ряда домов оно «сбегало» к сопке, у подножия которой, наверняка, должны быть родники, озера, пастбища.

– Вот где быть новому камню! – радостно вскричал Тимофей. – Вот где приволье, какого поискать!
– Верно, – зашумели одобрительно мужики, – и камень к месту вспомнил. Но то в Румынии так называлось наше село, а здесь к чему? Камень он и есть камень, старый, новый. Надо как-то изменить название. Чтобы и от прежнего часть сохранить и новое добавить.
– Ну и станем зваться новокаменцами, – подвел итог разговорам мой прапрадед. – Пока. А когда наши все сюда прибудут, тогда и решим окончательно с названием села. Согласны? А теперь за дело!
Работа закипела: взялись за топоры и прошлись по березам да лиственницам, делая зарубки, заодно вырубили мелкий кустарник, тем самым обозначили улицу».
Красиво и поэтично написано. Чтобы это получилось необходимо сразу настроить ребят на то, что любые исторические исследования необходимо подавать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов ценностей, разделяемых людьми того времени. Чтобы понять эпоху и научиться правильно выражать свои мысли необходимо познакомиться со многими документальными историческими материалами, прочитать художественную литературу по данному вопросу. Что и было сделано вышеназванным автором. Надежда не только сделала выписки из архивных источников, она записала воспоминания родственников, изучила фотоматериалы, прочитала книги об освоении амурских территорий, познакомилась с экспонатами школьного музея.
При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.

  • Учебное. Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 5–9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы завершая курс краеведения ребята имели представление о всех шести самых важных краеведческих темах, названных выше.
  • Внеурочное. Это занятия в краеведческой группе «Калинушка». Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы. Например, на основе документальных данных об учащемся нашей школы Алексее Кондрашове – погибшем в Афганистане, ребята с помощью учителя литературы Чан-сы-чан Надежды Николаевны приготовили литературно-музыкальную композицию «В памяти вечно».
  • Внешкольное. Это организация поисковой краеведческой работы в сельском Доме культуры, при библиотеке. Здесь ребята не только систематизируют и оформляют материал, здесь они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, «Огоньки воспоминаний», концерты для тружеников села.

Подробнее о некоторых формах

Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Создавая учебные календарно-тематические планы учителя истории Климоуцевской СОШ, планируют внедрение краеведческого материала в учебные курсы.

Например, при рассмотрении темы «Столыпинские реформы. Переселенческая политика» учитель помимо рассмотрения общего вопроса дает учащимся конкретный краеведческий материал по истории села Климоуцы. Причем поскольку первопоселенцами нашего села были староверы-раскольники, рассматривать вопрос надо начинать с середины XVII века, со времен Раскола. Затем необходимо проследить путь их скитаний в Бессарабии и Румынии и только тогда обратиться к истории переселения во времена Столыпинских реформ.
Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок, учителями Климоуцевской СОШ используются:

  • Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.
  • Краеведческая конкретизация.
  • Краеведческое дополнение основных вопросов
  • Краеведческий материал – как основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

Изучение рассматриваемых вопросов на уроках краеведения

Учителя школы разработали календарно-тематические планы в соответствии с рекомендациями областного ИППК и кафедры истории БГПУ. На уроках краеведения ребята получают начальные знания по истории Амурской области начиная с древности, и заканчивая современным развитием нашего края.

Внеклассные занятия. В Климоуцевской СОШ они бывают массовыми, групповыми, индивидуальными.
Каждый год проходит общешкольная краеведческая конференция. Как правило, проходит она в апреле. А в начале года каждый класс получает поисковое задание, над выполнением которого работает целый год. Задание дается дифференцированное с учетом возраста ребят, наполняемости класса.

  • Климоуцевская СОШ является опорной школой по краеведению в Свободненском районе. Именно поэтому на базе школы проводятся районные краеведческие конференции. На протяжении многих лет учащиеся школы готовят выступления на данную конференцию, собирая по крупицам материал, раскрывающий неизвестные страницы истории села.
  • Ребята школы принимают участие и областных краеведческих конференциях и в Российском конкурсе «Человек в истории. ХХ век»
  • Школа организует экскурсии для своих учащихся. Особая страница в жизни школы – это туристические походы и экспедиции. Учащиеся школы принимают участие в районных туристических слетах, где демонстрируют свои туристические навыки, соревнуются, устраивают концерты и просто общаются с людьми родными по духу.
  • В Климоуцевской СОШ оформлена музейная комната. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, принесенные и оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих

Старшеклассники занимаются краеведением в музейной комнате только по особой любви и желанию. Они углубленно занимаются определенными проблемами, проводят огромную поисковую работу, пишут рефераты, выступают с ними на районных и областных краеведческих конференциях.
Первоклассники, только поступающие в школу, в первый свой День Знаний приходят в кабинет истории, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы.
Выпускники, прощаясь со школой, приходят в кабинет истории, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе и сделать свою последнюю ученическую запись в «Летописи школы».
Учителя школы считают, что краеведение помогает им сделать свои уроки более конкретными, более интересными и близкими детям. Следовательно «Краеведению» жить.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование настоящих граждан своей страны. Оно раскрывает учащимся связь родного края, города, села с Родиной, с величайшей историей своей страны .Специфика краеведческой работы в школе заключается в том, что она проводится с активным участие детей, которые еще не имеют ни специальных знаний, ни навыков научной организации исследовательской работы. Поэтому учителям – руководителям, организаторам краеведческой работы необходимо уделять самое серьезное внимание подготовке детского коллектива к собирательной работе, выработке у школьников умений и навыков проведения элементарных исследований, привитию чувства ответственности за оказанное доверие по охране и использованию памятников истории и культуры нашего Отечества.

Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою родину сберечь.