Организация видов самостоятельной работы на уроках обществознания как способ подготовки учащихся к ОГЭ

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: ОГЭ, обществознание


Человек достигнет результата, только делая что-то сам...
Александр Пятигорский, русский философ

Данная тема будет актуальна до тех пор, до каких существует государственная итоговая аттестация для выпускников основой школы в данной форме. Ведь каждый учитель заинтересован в максимально эффективной подготовке выпускников 9-х классов. Практика показывает, что экзамен по обществознанию выбирает большинство учеников. Массовая популярность предмета объясняется ими следующим образом:

- «потому что надо что-то сдавать»;

- «я живу в обществе и все про него знаю»;

- «это самый легкий экзамен»;

- «в прошлом году все сдали и я сдам».

На самом деле, обществознание – один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема информации, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников. Также, на мой взгляд, при подготовке учеников к экзамену возникает целый ряд конкретных проблем. Вот некоторые из них:

  1. Обществознание в 9-м классе согласно учебному плану образовательных организаций преподается 1 раз в неделю, а этого крайне мало для подготовки к ОГЭ. Ведь программа составлена так, что каждый урок изучается новая тема, нет времени на повторение изученного ранее. В экзаменационные КИМы же включены ,согласно кодификатору, задания по темам, пройденным в 8-ом и даже 7-м классах.
  2. «Перейти порог», то есть набрать минимальное для положительной оценки количество баллов, для занимающегося ученика достаточно реально, а вот набрать высокие баллы достаточно сложно, процент выпускников, получивших на экзамене по обществознанию «5» из года в год увыпускников не такой высокий, как бы хотелось.
  3. В абсолютном большинстве девятиклассники, в отличие от выпускников 11 классов, не обладают социальным опытом в достаточной степени и многие задания КИМов, особенно второй ее части, часто ставят их в тупик.

В этом учебном году экзамен будут сдавать дети, которые в массе своей обучались по ФГОС. Как мы знаем, в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов, самостоятельной работе учащихся отводится важная роль. В педагогической литературе существует различное толкование самостоятельной работы. Мне ближе позиция тех, кто считает, что самостоятельная работа выступает и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся по овладению универсальными учебными действиями. Существуют различные классификации самостоятельных работ по:

- форме задания (на узнавание, воспроизведение, преобразование, выбор и творческие);
- по охвату учащихся (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
- по оформлению ответов (устно, письменно, схематически и т.д.);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по уровню самостоятельности продуктивной деятельности (от воспроизведения самостоятельной работы по образцу до самостоятельных творческих работ).

На своих уроках я использую разные виды самостоятельной работы: решение тестовых заданий разного уровня, написание эссе, рефератов, работы с документами. Однако в рамках подготовки выпускников основной школы к ОГЭ мне бы хотелось выделить следующие направления самостоятельной работы учеников:

  1. Работу с текстом, что соответствует заданиям 21,22,23
  2. Работу по составлению плана (задание 21)
  3. Работу с таблицами (задания 19,20 )

Остановимся подробнее на каждом из этих видов работы.

Очень важным для успешной подготовки учеников к ОГЭ я считаю работу с текстом.

«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным» - сказал Френсис Бэкон. Этой замечательной мыслью английский философ определил практически все виды работы с текстом – чтение, ответы на вопросы, запись. Но как показывает практика работы учеников на уроках обществознания и подготовка детей к ОГЭ и ЕГЭ, большинство из них имеют проблемы с усвоением и пониманием обществоведческих текстов. Попробуем проанализировать: почему же это происходит?

  1. Дети в принципе, к сожалению, сейчас мало читают. И это негативно сказывается на их успеваемости в целом. Как установили ученые, на успеваемость влияют около 200 факторов, но фактором № 1 является навык чтения. Исследования показывают, что для того, чтобы быть компетентным по всем предметам, а потом и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту.
  2. Существуют проблемы со смысловой стороной чтения. Лично я столкнулась за годы преподавания со следующими моментами:
    - учеников «ставят в ступор» непонятные слова; значения слов, которые могут употребляться как в прямом, так и в переносном смыслах;
    - их пугает непривычный строй фраз;
    - у ребят отсутствует мотивация в преодолении трудностей;
    - они не умеют свободно обращаться с массивом текста
    - им трудно понять связь предыдущего и последующего предложений;
    - ученики не понимают основную и связующую нить, проходящую через содержание всего текста.

Объективности ради стоит сказать, что иногда попадаются действительно сложные тексты. Для преодоления этих проблем я делаю следующее:

  1. Распечатываю тексты. Этот нехитрый прием «работает» психологически. Тексты часто прилагаются к параграфу и уже этот факт делает их чем-то необязательным, второстепенным. А распечатанный и индивидуально розданный текст становится автоматически самостоятельным объектом познания.
  2. На уроках учу детей составлять к тексту вопросы, требующие развернутого ответа. Когда ученики сами придумывают вопросы к тексту, то они глубже понимаю и сам текст.
  3. Можно предложить ученикам составить презентацию по тексту, слайдов на 5-6. Это бывает необычно и интересно. Условием может быть требование включить максимум информации при минимуме текста.
  4. Использую прием «Мозаика». Текст документа или статьи делится на 4-5 завершенных по смыслу частей. Каждый участник группы становится экспертом в своей части и его задача - преподнести свой отрывок другим группам, которые с этим материалом не знакомы.
  5. Применяю такие хорошо себя зарекомендовавшие приемы, как Кластер и Инсерт.

Одним из главных видов самостоятельной работы на моих уроках является работа по составлению плана к тексту. Казалось бы, алгоритм выполнения работы понятен:

  1. сначала уясняем смысл текста как целого
  2. выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  3. представляем структуру текста
  4. извлекаем информацию по отдельным частям
  5. анализируем конкретные идеи текста

Но удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне неоднократно попадались ученики, которые совершенно искренне считали, что первые пять слов абзаца – это и есть название пункта плана. Поэтому на уроках я достаточно много времени уделяю на отработку и совершенствование этого навыка. В качестве материала для составления плана могут быть использованы философские, научные, научно – популярные, публицистические тексты.

На уроках мы с ребятами учимся составлять тексты в назывной, вопросной и тезисных формах.

И третьей важной формой самостоятельной работы по подготовке учеников к ОГЭ я считаю работу по составлению и заполнению таблиц. Умение делать это, помогает при выполнении заданий 19,20 КИМов ОГЭ. Таблица, по определению А.А Вагина, это «синтетический материал изучаемой темы, а работа с таблицами – важнейший метод структуирования, полезный как на стадии осмысления, так и на стадии переработки материала. При составлении и заполнении таблиц ученик совершает множество логических операций – анализ, синтез, сравнение и т.д.

Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк. Если на уроках истории мы с учениками в большей степени используем хронологические, синхронистические и тематические таблицы, то на уроках обществознания – сравнительные. Сравнительная таблица строится на сравнительном анализе. Для того, чтобы ей воспользоваться, нужно определиться с вопросами для сравнения по конкретной тематике, по которой будет анализироваться информация.

Задание 19 требует от учеников найти черты сходства и различия. И если у выпускника мысленно перед глазами есть сравнительная характеристика, например:

- форм правления (монархии и республики)

- унитарного и федеративного форм государственного устройства

- двух основных форм политического участия – выборов и референдума

- командной и рыночной экономических систем

- прямых и косвенных налогов

- административной и гражданско-правовой ответственностей

- правовых статусов совершеннолетнего и несовершеннолетнего и т.д., то учащиеся успешно выполнят задания.

Подводя итог, хочется сказать, что в основной школе доля самостоятельной работы может достигать 45% учебного времени. И мне видится это правильным, ведь выпускники 9-х классов стоят на пороге взрослой жизни. В каждой аудитории Дублинского университета есть надпись «Учитель открывает дверь, а войти в нее ученик может только самостоятельно».