Человек достигнет результата, только делая что-то сам...
Александр Пятигорский, русский философ
Данная тема будет актуальна до тех пор, до каких существует государственная итоговая аттестация для выпускников основой школы в данной форме. Ведь каждый учитель заинтересован в максимально эффективной подготовке выпускников 9-х классов. Практика показывает, что экзамен по обществознанию выбирает большинство учеников. Массовая популярность предмета объясняется ими следующим образом:
- «потому что надо что-то сдавать»;
- «я живу в обществе и все про него знаю»;
- «это самый легкий экзамен»;
- «в прошлом году все сдали и я сдам».
На самом деле, обществознание – один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема информации, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников. Также, на мой взгляд, при подготовке учеников к экзамену возникает целый ряд конкретных проблем. Вот некоторые из них:
- Обществознание в 9-м классе согласно учебному плану образовательных организаций преподается 1 раз в неделю, а этого крайне мало для подготовки к ОГЭ. Ведь программа составлена так, что каждый урок изучается новая тема, нет времени на повторение изученного ранее. В экзаменационные КИМы же включены ,согласно кодификатору, задания по темам, пройденным в 8-ом и даже 7-м классах.
- «Перейти порог», то есть набрать минимальное для положительной оценки количество баллов, для занимающегося ученика достаточно реально, а вот набрать высокие баллы достаточно сложно, процент выпускников, получивших на экзамене по обществознанию «5» из года в год увыпускников не такой высокий, как бы хотелось.
- В абсолютном большинстве девятиклассники, в отличие от выпускников 11 классов, не обладают социальным опытом в достаточной степени и многие задания КИМов, особенно второй ее части, часто ставят их в тупик.
В этом учебном году экзамен будут сдавать дети, которые в массе своей обучались по ФГОС. Как мы знаем, в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов, самостоятельной работе учащихся отводится важная роль. В педагогической литературе существует различное толкование самостоятельной работы. Мне ближе позиция тех, кто считает, что самостоятельная работа выступает и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся по овладению универсальными учебными действиями. Существуют различные классификации самостоятельных работ по:
- форме задания (на узнавание, воспроизведение, преобразование, выбор и творческие);
- по охвату учащихся (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
- по оформлению ответов (устно, письменно, схематически и т.д.);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по уровню самостоятельности продуктивной деятельности (от воспроизведения самостоятельной работы по образцу до самостоятельных творческих работ).
На своих уроках я использую разные виды самостоятельной работы: решение тестовых заданий разного уровня, написание эссе, рефератов, работы с документами. Однако в рамках подготовки выпускников основной школы к ОГЭ мне бы хотелось выделить следующие направления самостоятельной работы учеников:
- Работу с текстом, что соответствует заданиям 21,22,23
- Работу по составлению плана (задание 21)
- Работу с таблицами (задания 19,20 )
Остановимся подробнее на каждом из этих видов работы.
Очень важным для успешной подготовки учеников к ОГЭ я считаю работу с текстом.
«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным» - сказал Френсис Бэкон. Этой замечательной мыслью английский философ определил практически все виды работы с текстом – чтение, ответы на вопросы, запись. Но как показывает практика работы учеников на уроках обществознания и подготовка детей к ОГЭ и ЕГЭ, большинство из них имеют проблемы с усвоением и пониманием обществоведческих текстов. Попробуем проанализировать: почему же это происходит?
- Дети в принципе, к сожалению, сейчас мало читают. И это негативно сказывается на их успеваемости в целом. Как установили ученые, на успеваемость влияют около 200 факторов, но фактором № 1 является навык чтения. Исследования показывают, что для того, чтобы быть компетентным по всем предметам, а потом и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту.
- Существуют проблемы со смысловой стороной чтения. Лично я столкнулась за годы преподавания со следующими моментами:
- учеников «ставят в ступор» непонятные слова; значения слов, которые могут употребляться как в прямом, так и в переносном смыслах;
- их пугает непривычный строй фраз;
- у ребят отсутствует мотивация в преодолении трудностей;
- они не умеют свободно обращаться с массивом текста
- им трудно понять связь предыдущего и последующего предложений;
- ученики не понимают основную и связующую нить, проходящую через содержание всего текста.
Объективности ради стоит сказать, что иногда попадаются действительно сложные тексты. Для преодоления этих проблем я делаю следующее:
- Распечатываю тексты. Этот нехитрый прием «работает» психологически. Тексты часто прилагаются к параграфу и уже этот факт делает их чем-то необязательным, второстепенным. А распечатанный и индивидуально розданный текст становится автоматически самостоятельным объектом познания.
- На уроках учу детей составлять к тексту вопросы, требующие развернутого ответа. Когда ученики сами придумывают вопросы к тексту, то они глубже понимаю и сам текст.
- Можно предложить ученикам составить презентацию по тексту, слайдов на 5-6. Это бывает необычно и интересно. Условием может быть требование включить максимум информации при минимуме текста.
- Использую прием «Мозаика». Текст документа или статьи делится на 4-5 завершенных по смыслу частей. Каждый участник группы становится экспертом в своей части и его задача - преподнести свой отрывок другим группам, которые с этим материалом не знакомы.
- Применяю такие хорошо себя зарекомендовавшие приемы, как Кластер и Инсерт.
Одним из главных видов самостоятельной работы на моих уроках является работа по составлению плана к тексту. Казалось бы, алгоритм выполнения работы понятен:
- сначала уясняем смысл текста как целого
- выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
- представляем структуру текста
- извлекаем информацию по отдельным частям
- анализируем конкретные идеи текста
Но удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне неоднократно попадались ученики, которые совершенно искренне считали, что первые пять слов абзаца – это и есть название пункта плана. Поэтому на уроках я достаточно много времени уделяю на отработку и совершенствование этого навыка. В качестве материала для составления плана могут быть использованы философские, научные, научно – популярные, публицистические тексты.
На уроках мы с ребятами учимся составлять тексты в назывной, вопросной и тезисных формах.
И третьей важной формой самостоятельной работы по подготовке учеников к ОГЭ я считаю работу по составлению и заполнению таблиц. Умение делать это, помогает при выполнении заданий 19,20 КИМов ОГЭ. Таблица, по определению А.А Вагина, это «синтетический материал изучаемой темы, а работа с таблицами – важнейший метод структуирования, полезный как на стадии осмысления, так и на стадии переработки материала. При составлении и заполнении таблиц ученик совершает множество логических операций – анализ, синтез, сравнение и т.д.
Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк. Если на уроках истории мы с учениками в большей степени используем хронологические, синхронистические и тематические таблицы, то на уроках обществознания – сравнительные. Сравнительная таблица строится на сравнительном анализе. Для того, чтобы ей воспользоваться, нужно определиться с вопросами для сравнения по конкретной тематике, по которой будет анализироваться информация.
Задание 19 требует от учеников найти черты сходства и различия. И если у выпускника мысленно перед глазами есть сравнительная характеристика, например:
- форм правления (монархии и республики)
- унитарного и федеративного форм государственного устройства
- двух основных форм политического участия – выборов и референдума
- командной и рыночной экономических систем
- прямых и косвенных налогов
- административной и гражданско-правовой ответственностей
- правовых статусов совершеннолетнего и несовершеннолетнего и т.д., то учащиеся успешно выполнят задания.
Подводя итог, хочется сказать, что в основной школе доля самостоятельной работы может достигать 45% учебного времени. И мне видится это правильным, ведь выпускники 9-х классов стоят на пороге взрослой жизни. В каждой аудитории Дублинского университета есть надпись «Учитель открывает дверь, а войти в нее ученик может только самостоятельно».