Первоначально Зал располагал четырьмя экспозициями:
- “Россия – священная наша держава” - посвящена символам Российской Федерации.
- “Символы Ямало-Ненецкого автономного округа” - посвящена символам ЯНАО и г. Надыма.
- “Нам силу дает наша верность Отчизне” - посвящена героическим страницам истории России.
- “Этих дней не смолкнет слава” - посвящена подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
28 февраля 2004 года в Зале состоялось открытие мемориального стенда, посвященного выпускнику школы Санникову Александру, погибшему 28 сентября 2003 года в Чечне при исполнении воинского долга.
Все эти экспозиции являются единым логическим целым, отражающим прошлое и настоящее России. В плане развития Зала – открытие раздела о кадетских классах нашей школы
Центральное место в Зале отведено экспозиции “Россия – священная наша держава”, которая включает следующие разделы:
Раздел “Государственные символы России”
Название стенда | Содержание стенда |
“Гимн России” | Федеральный конституционный закон РФ “О Государственном гимне”. |
“Флаг России” | Изображение флага России; Описание флага России; Федеральный конституционный закон РФ “О Государственном флаге России”. |
“Герб России” | Изображение герба России; Описание герба; Федеральный конституционный закон “О Государственном гербе России”. |
Раздел
“Символы Ямало-Ненецкого
автономного округа и города Надыма”
Название стенда | Содержание стенда |
“Флаг ЯНАО” | Изображение флага ЯНАО; Описание флага ЯНАО. |
“Герб ЯНАО” | Изображение герба ЯНАО; Описание герба ЯНАО. |
“Герб г. Надыма” | Изображение герба г. Надыма; Описание герба г. Надыма. |
Экспозиция “Нам силу дает наша верность Отчизне”
Название стенда | Содержание стенда |
Героические страницы истории России | Дни воинской славы России |
Гордость и слава России | Выдающиеся полководцы, флотоводцы, военачальники России |
За храбрость и мужество | Ордена и медали, утвержденные в честь выдающихся полководцев |
Экспозиция “Этих дней не смолкнет слава”
Название стенда | Содержание стенда |
Основные сражения Великой Отечественной войны | Информация об основных сражениях Великой Отечественной войны |
Города-герои | Информация о городах-героях |
За мужество и героизм | Награды, которыми награждали во время Великой Отечественной войны |
Выдающие военачальники Великой Отечественной войны | Фотографии и информация о военачальниках времен Великой Отечественной войны |
Герой Советского Союза А.М. Зверев | Материалы о земляке, повторившем в годы войны подвиг А. Матросова. |
Наш край в годы Великой Отечественной войны | Краеведческие материалы о Ямало-Ненецком округе в 1941-1945 г.г. |
Помимо материалов, представленных в экспозициях, Зал боевой славы и государственной символики располагает дополнительными фондами и материалами.
Учителя-предметники, классные руководители, учащиеся при подготовке к урокам, классным часам и другим мероприятиям, а также в ходе научно-исследовательской деятельности используют литературу и публикации по разъяснению государственной символики нашей страны, плакаты и иллюстрации, материалы экспозиций Зала.
Непосредственно в Зале расположена следующая литература, необходимая для изучения государственных символов России.
I. Нормативно-правовая литература:
- Федеральный конституционный закон “О Государственном гербе Российской Федерации”;
- Федеральный конституционный закон “О Государственном флаге Российской Федерации”;
- Федеральный конституционный закон “О Государственном гимне Российской Федерации”;
- Указ о Дне Государственного флага Российской Федерации;
- Указ о Знамени Победы.
II. Документы Министерства Образования Российской Федерации:
- “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и знанием официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризацией” от 01.03.2002;
- “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации” от 10.05.2001;
- “О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне Дня Конституции Российской Федерации” от 01.10.2002.
III. Методические разработки сценариев классных часов, урока России, радиопередач, викторин и др.
Создание Зала Боевой славы и государственной символики, его деятельность способствовали росту интереса у учащихся к изучению государственных символов России, различных аспектов функционирования эмблем государственной символики,: собственно правовым, общественно-политическим и нравственным и истории своей страны и края. И как следствие – активизация научной деятельности старшеклассников в сфере обществоведческих наук.
Направления деятельности Зала разнообразны. Одно из приоритетных – организация экскурсий. В этом направлении накоплен определенный опыт. В 2002 году в школе из числа старшеклассников была организована поисковая группа “Наследие”, которая, наряду с поисковой деятельностью, ведет большую работу по подготовке и проведению экскурсий. В 2002 году был проведен конкурс экскурсоводов и победители конкурса получили право осуществлять экскурсии по Залу боевой славы (см. Приложения). Традиционно экскурсии проводятся ко Дню Конституции (декабрь), Дню защитника Отечества (февраль), ко Дню Победы (май), а также по мере необходимости, по просьбе учащихся или учителей. Классные руководители имеют возможность получить помощь в своей работе. Для этого разработаны методические рекомендации по изучению государственной символики. Для классных руководителей и учителей-предметников проводятся консультации.
Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам РФ, местом проведения которых является Зал боевой славы и государственной символики. В школе традиционными стали следующие школьные и классные мероприятия, подготовку и проведение которых осуществляют учителя истории и члены поисковой группы “Наследие”
- Встречи с ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны;
- Встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне;
- Торжественные линейки, посвященные вступлению в ряды экологического движения “Росток”;
- Дни Памяти А. А. Санникова, выпускника школы, офицера российской армии, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне;
- Уроки России;
- Уроки Мужества;
- Круглый стол “Выборы президента – будущее России”;
- Деловая игра “Будущее России – наш выбор”;
- Торжественное вручение паспортов и др.
- Конкурсы рисунков и рассказов по темам, связанным с государственной символикой России.
Материалы экспозиций и фонды Зала боевой славы и государственной символики используются при разработке и проведении радиоуроков, посвященных государственным символам, конституции России, знаменательным историческим датам.
Неоднократно информация о деятельности Зала, о мероприятиях, проводимых в нем, представлялась Надымской студией телевидения.
При организации работы в Зале важную роль играет сотрудничество со школьной библиотекой. Под руководством учителя истории и работника библиотеки учащиеся осуществляют подбор нормативно-правовой, научной, учебной и художественной литературы, публикаций из периодических изданий по истории страны и родного края, государственных символов .
Совместно со школьной библиотекой в работе Зала боевой славы и государственной символики используются следующие формы работы:
- Выставки политической, научной и художественной литературы о символах государства;
- Выставки политической, научной и художественной литературы к знаменательным историческим датам;
- Определение тематики и организация бесед для различных возрастных групп учащихся;
- Подбор плакатов, иллюстраций и различных дополнительных материалов;
- Составление списков рекомендуемой литературы.
Опыт показывает, что внеклассная работа по истории в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики способствует укреплению чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев учащихся, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально-активной личности, патриота-гражданина.
Ниже автор предлагает сценарий одного из традиционных мероприятий, местом проведения которого стал Зал боевой славы и государственной символики.
На электронных носителях предложены фотографии, на которых отражены отдельные стороны деятельности Зала боевой славы и государственной символики, а так же методические разработки:
- Экскурсия по Залу боевой славы и государственной символики (приложение1);
- Круглый стол на тему: “Выборы и их значение для России” (приложение2).
Сценарий
День Памяти А. Санникова, выпускника МОУ СОШ№6 г. Надыма, погибшего в Чечне при исполнении воинского долга
(проводится в день гибели Александра)
Оформлена выставка, посвященная памяти А. Санникова (школьный альбом, школьный аттестат, диплом об окончании военного училища, фотографии школьных лет и др.)
В течение всей встречи горит поминальная свеча.
Цель: формирование у учащихся гражданственности и ответственности, желания быть полезным своей стране.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к исполнению воинского долга;
- укрепление нравственных устоев в среде учащихся;
- укрепление чувства гражданственности, социальной активности, воспитание гражданина-патриота.
Участники: учителя, друзья и близкие Саши, поисковая группа “Наследие”, кадетские классы.
Место проведения: Зал боевой славы и государственной символики
Дата проведения: 28.09.2004 г.
Составитель сценария: Кузнецова Т.Д., зам. директора по воспитательной работе.
Мемориальный стенд Александра Санникова
Почётный караул кадетов
Горит свеча. Лежат живые цветы.
Звучит метроном
Командир отделения курсантского класса: “На внос флага Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования г. Надым и Надымский район равняйсь, смирно! Знамя вынести!”
(Внос знамен)
Исполняется гимн России.
ВЕДУЩИЙ.
У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде.
ЧТЕЦ.
Что теперь с нами стало… |
|
|
Затяжными дождями Слезы русских Матрен По Сибири, по Дону, По России надолго Не утихнет набатный И молитвенный звон. Только б души воскресли И с надеждой, и с песней За Россию – все вместе! Заживут наши раны, Но душа – никогда! |
ВЕДУЩИЙ.
Звон колокола. Как призыв, как набат, как ПАМЯТЬ!
Наша встреча посвящена Саше Санникову, выпускнику нашей школы, погибшему год назад в Чеченской войне.
Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.
ВЕДУЩАЯ.
Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Шпиленко Владимиру Ивановичу.
Выступление ветерана.
Чтецы читают балладу “О двадцатилетних” |
|
Посвящается двадцатилетним! Прожившим так мало, Прожившим так много! Я словно в пропасть, в утренний туман Ныряю, не задерживаясь долго. Горит Чечня, горит Таджикистан, Как в сорок третьем том горела Волга. И улетают секунды в прошлое, Им обратной дороги нет. Что с того, что мы мало прожили, Что с того, что нам двадцать лет. Захватили житейские хлопоты Мы идем навстречу ветрам. Нам порой не хватает опыта, Не хватает нежности нам. Не хватает написанной песни, Не хватает непрожитых дней. И еще никому не известно, С чем я встречусь в жизни своей. Может быть, через год, через месяц, Через день, через час, через миг Мне придется судьбу свою встретить Оценить, что узнал, что достиг. Разграничить – что было и стало. Разделить темноту и свет. Что с того, что мы прожили мало, Что с того, что нам двадцать лет. Мы с рожденьем не опоздали, и на нас хватает сейчас. И дорого безопасных едва ли, И боев хватает на нас. |
Тишина. Перебор гитарный. А не за эту ли тишину Погибают российские парни, Не по песням узнав про войну. Да возможно ль такое, возможно ли? Да! Возможно! Сомнений нет. Что с того, что мы мало прожили, Что с того, что нам двадцать лет. Мы порою грубы, простите. В Сердце каждого свой тайник. Но спросите у нас, вы спросите, Что мы думаем в этот миг. В миг, когда еще выжить пытаемся, Замерзая в кровавом снегу И с последней гранатой взрываемся, Чтоб живым не достаться врагу. И сияет в глазах поблеклых Отголоском счастливых снов. Небо – синее, словно в окнах Деревенских российских домов. И поверьте словам, вы поверьте Нашим мыслям в последнем бою. Говорят, что за миг до смерти Вспоминаешь всю жизнь свою. Руки матери, запах хлеба, Скрип калитки в ночной тишине, Голубое российское небо В небольшом деревенском окне, Голубые снега России, Разве есть что-нибудь родней, Разве есть что-нибудь красивей, Разве есть что-нибудь милей. |
ВЕДУЩИЙ.
Жизнь есть любовь, когда она возвышена и благородна, когда она дает ровность в поступках и действиях, раскованность в мыслях и мечтах, основательность в отношениях с родными и близкими. Все это у Александра Санникова было. Все это осталось в памяти близких ему людей.
ВЕДУЩАЯ.
Своими воспоминаниями об Александре поделится Шлык А.А., учитель физики, которая хорошо знала Александра и ее воспоминания для нас очень ценны.
Выступление Шлык А.А.
ВЕДУЩИЙ.
Сашины друзья по военному училищу передали в школьный музей видеозапись, которая сделана в день окончания училища, когда Александр Санников –принимал присягу офицера. И мы имеем возможность увидеть Александра таким каким он был в этот день.
Просмотр видеокадров о Саше.
ВЕДУЩАЯ.
Несколько дней назад в адрес нашей школы пришло письмо из воинской части, где проходил службу и погиб Александр. В нем по нашей просьбе командир части рассказал о Саше. Я предлагаю зачитать некоторые фрагменты этого письма.
Зачитываются фрагменты письма.
Чтецы читают стихотворение Е. Акинфиной “Я убит на чеченской войне”.
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал и пятерки,и двойки,
Но я школу шестую любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: “Какой он веселый!
И какой он еще молодой”
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось лишь восемнадцать,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне…
В сентябре не вернулся из боя,
Я убит на чеченской войне.
У отца побывайте в квартире,
И семью навестите мою,
Чтобы знали они, что о сыне,
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
принесите цветов полевых,
чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных…
ВЕДУЩИЙ
На нашу встречу пришел военный Комиссар г. Надыма Салахов И.Г. Вам слово. (Военком сказал о том, что Саша был настоящим офицером, гражданином. Он выразил слова благодарности отцу за сына, а также школе за большую работу в воспитании настоящих граждан.)
Чтец:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
(А. Твардовский).
ВЕДУЩАЯ. В память об Александре Санникове ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ…
Возложение цветов к мемориальному стенду А. Санникова.
Командир отделения курсантского класса: “На вынос флага Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования г. Надым и Надымский район равняйсь, смирно! Знамя вынести!” (Вынос знамен)