Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного
Чернее тучи грозный царь,
Он скинул маску лицедея –
Не шут, не вор – но государь.
И стынет кровь на лик глазея.
То ли посланник, то ли бес.
Он в Бога верит, убивая,
И на груди кровавый крест –
Твердит о жизни – смерть вдыхая.
Кто он? Святой или убийца?
Иль черный ангел во плоти?
Им ради жизни, смерть вершиться,
Чтоб душу грешную спасти.
Учебник: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 8-е изд. – М.: Просвещение ОАО «Московские учебники», 2009. – 256 с.
Цели урока:
- Образовательная: рассмотреть и углубить знания о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного, изучить понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье».
- Развивающая: овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы.
- Воспитательная: воспитание толерантного отношения к событиям русской истории, формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории.
Тип урока: комбинированный.
Технология: урок-игра.
Оборудование:
- Материалы учебника.
- Настенная карта.
- Атласы.
ХОД УРОКА
Проверка знаний и умений учащихся
|
Методы. |
Вопросы. |
| 1. Индивидуально по карточкам.
2. Фронтальный опрос.
3. Индивидуально у доски. |
Вопросы учебника № 1, 2, 4. стр. 212
Вопросы: – Кто такие «ДВОРЯНЕ», «ДЕТИ БОЯРСКИЕ», «ЗЕМСКИЙ СОБОР»,
«ПРИКАЗЫ», «ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО»; 1. Расскажите о завоевании Казанского и Астраханского
ханства. |
Подготовка к изучению нового материала
1. Сообщение темы урока учащимся и запись ее в тетради.
2. Сообщение цели урока: «Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, изучим понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье» и т. д.».
– Как вы считаете что такое «ОПРИЧНИНА»? (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Изучение нового материала
План:
- Разрыв Ивана Грозного с Избранной рабой.
- Расправа царя с приближенными.
- Установление опричнины.
- Итоги царствования Ивана Грозного.
Игра
Класс делится на две группы. Одна группа входит в земщину. Другая группа входит в опричнину. (Ответы на вопросы командно пользуясь учебником).
– Прежде чем мы познакомимся с каждой из команд, и узнаем что же
подразумевают названия команд, немного вспомним Избранную
раду. (Что это за орган?)
– Что случилось с Сильвестром и Адашевым, после смерти жены Ивана
Грозного? (оказываются в опале, Избранная раба
распущена).
– В каком году умеряет митрополит Макарий, который был духовным
наставником царя и другом, а на его место приходит Афанасий
вставший на сторону недовольных бояр. (1563 г.)
– Когда Иван Грозный покидает Москву с семьей и уезжает в
Александровскую слободу. (3 января 1565 год).
– Какие 2 грамоты Иван Грозный посылает из Александровской слободы
в Москву? (Обвиняет бояр и митрополита Афанасия в
предательстве, и говорит, что это причина его ухода с престола.
бояре его возвращают, и предоставляют ему, требуемое право, КАЗНИТЬ
ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ ИЗМЕНЩИКОВ. Обращается к ПОСАДУ,
горожанам).
– А теперь перенесемся в 1569 год в Великий Новгород. В декабре
1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре»
недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича
Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю,
Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход
против Новгорода.
Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили
массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других
встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569
Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося
благословить поход на Новгород. И все же царь на Новгород
пошел.
Мы стоим на площади великого города и наблюдаем за зверскими
казнями сотен невинных людей. Смотрите же и запоминайте, делая
соответствующие выводы. В Новгороде было казнено с применением
различных пыток множество горожан, включая женщин и детей.
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он
готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких
псковичей и грабежом их имущества.
Царь не кому не доверял!
– А теперь давайте познакомимся с названиями ваших команд,
постарайтесь найти определение в учебнике пар.25, стр. 218,
222.
Записать определение понятий в тетрадь (опричнина, земщина).
Опри'чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год ), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства , с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри?чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».
Земщина — в эпоху Ивана IV часть Русского государства, не попавшая в опричнину. На территории З. сохранялись обычные административные учреждения — Боярская дума, приказы и т. п. Земские полки ходили в походы со своими воеводами, хотя нередко и перемешивались с опричными.
Вопросы командам при работе с учебником.
– Что такое управление?
– Формы государства?
Работа с таблицей на доске
Соответственно, опричнина – это особый порядок управления страной при Иване Грозном. Земщина – земли находившиеся в управлении у бояр.
Организация управления в годы опричнины
|
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО |
|
|
Опричнина |
Земщина |
|
Территория: Урал, часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и т. д. |
Территория: все оставшиеся земли, что не вошли в опричнину. |
|
Столица: Александровская слобода |
Столица: Москва. |
|
Опричная дума |
Земская дума |
|
Опричные приказы |
Земские приказы |
|
Опричное войско |
Земское войско |
|
Опричная казна |
Земская казна |
|
Иван Грозный |
Семеон Бекбулатович |
– Откройте стр. 221 и давайте познакомимся как же относились к опричнине иностранцы. Читаем вслух. 1-я команда отвечает на 1-й вопрос, 2-я на второй.
1581 г. – издан указ о введении заповедных лет. Цель – не допустить окончательного разорения помещичьих хозяйств, в эти годы запрещалось крестьянам переходить от одного землевладельца к другому, что и привело к возникновению «КРЕПОСТНОГО ПРАВА», КОТОРОЕ ПРОСУЩЕСТВУЕТ, ДО 1861 Г.
– Ребята, давайте попробуем сказать, что же такое «крепостное право» – общественный порядок при котором владелец земли имеет право на принудительный труд, по отношению к крестьянам прикрепленным к его земле с их имуществом и личной свободой.
1581 – убил своего сына Ивана. В порыве гнева, во
время спора с сыном.
1584 г. умер – оставив разоренную страну и не подготовленного
тихого, набожного сына Федора.
Итоги опричнины
|
Политические |
Социально-экономические |
|
1. Утверждается режим личной власти царя, |
1. Ухудшение экономического и социального развития
страны. |
Вот как описывает смерть Грозного историк Н. Костомаров (работа с документом):
"В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то
гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные
врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались
обильные милостыни, по церквам ведено молиться за больного царя, и
в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и знахарок.
Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как
говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал
кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять
порывался к прежней необузданности... Ему казалось, что его
околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже
уничтожено другими средствами. Он то собирался умирать, то с
уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось
волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.
Наступило 17 марта. Около третьего часа царь отправился в
приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его
тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили
на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать
шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного
короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик; кто бежал
за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством.
Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился
митрополит и наскоро совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая
Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на
исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис
[Годунов] приказал затворить, ворота.
На третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению
в Архангельском соборе, рядом с могилою убитого им сына".
Вопросы в учебнике на стр. 220 учеб.
Закрепление:
Вопросы к параграфу 25.
– А сейчас давайте сыграем в игру – «Корзину знаний».
Рефлексия:
– Ребята понравился ли вам урок, что бы вы хотели изменить?
Оценки за урок.
Домашнее задание: §25 Доклады на тему: «Иван Грозный» «Семеон Бекбулатов», «Федор Иванович», «Благовещенский собор Московского Кремля», «Первопечатник Иван Федоров».