Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного

Разделы: История и обществознание


Чернее тучи грозный царь,
Он скинул маску лицедея –
Не шут, не вор – но государь.
И стынет кровь на лик глазея.
То ли посланник, то ли бес.
Он в Бога верит, убивая,
И на груди кровавый крест –
Твердит о жизни – смерть вдыхая.
Кто он? Святой или убийца?
Иль черный ангел во плоти?
Им ради жизни, смерть вершиться,
Чтоб душу грешную спасти.

Учебник: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 8-е изд. – М.: Просвещение ОАО «Московские учебники», 2009. – 256 с.

Цели урока:

  • Образовательная: рассмотреть и углубить знания о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного, изучить понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье».
  • Развивающая:  овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы.
  • Воспитательная:  воспитание толерантного отношения к событиям русской истории, формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории.

Тип урока: комбинированный.

Технология: урок-игра.

Оборудование:

  • Материалы учебника.
  • Настенная карта.
  • Атласы.

ХОД УРОКА

Проверка знаний и умений учащихся

Методы.

Вопросы.

1. Индивидуально по карточкам.

2. Фронтальный опрос.

 

 

 

3. Индивидуально у доски.

Вопросы  учебника № 1, 2, 4. стр. 212

Вопросы:

– Кто такие «ДВОРЯНЕ», «ДЕТИ БОЯРСКИЕ», «ЗЕМСКИЙ СОБОР», «ПРИКАЗЫ», «ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО»;
– В каком году было присоединено Казанское ханство к России? (1552 г.), покажите его на карте.
– В каком году было присоединено Астраханское ханство к России? (1552 г.) покажите его на карте.
– С какого года начинается освоение Сибири? (1584 г.), покажите ее на карте.
– Укажите хронологию Ливонской войны (1558 -1582 гг.)

1. Расскажите о завоевании Казанского и Астраханского ханства.
2. Расскажите о покорении Западной Сибири.
3. Расскажите о Ливонской войне.

Подготовка к изучению нового материала

1. Сообщение темы урока учащимся и запись ее в тетради.

2. Сообщение цели урока: «Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, изучим понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье» и т. д.».

– Как вы считаете что такое «ОПРИЧНИНА»? (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

Изучение нового материала

План:

  1. Разрыв Ивана Грозного с Избранной рабой.
  2. Расправа царя с приближенными.
  3. Установление опричнины.
  4. Итоги царствования Ивана Грозного.

Игра

Класс делится на две группы. Одна группа входит в земщину. Другая группа входит в опричнину. (Ответы на вопросы командно пользуясь учебником).

– Прежде чем мы познакомимся с каждой из команд, и узнаем что же подразумевают названия команд, немного вспомним Избранную раду.  (Что это за орган?)
– Что случилось с Сильвестром и Адашевым, после смерти жены Ивана Грозного? (оказываются в опале, Избранная раба распущена).
– В каком году умеряет митрополит Макарий, который был духовным наставником царя и другом, а на его место приходит Афанасий вставший на сторону недовольных бояр. (1563 г.)
– Когда Иван Грозный покидает Москву с семьей и уезжает в Александровскую слободу. (3 января 1565 год).
– Какие 2 грамоты Иван Грозный посылает из Александровской слободы в Москву? (Обвиняет бояр и митрополита Афанасия в предательстве, и говорит, что это причина его ухода с престола. бояре его возвращают, и предоставляют ему, требуемое право, КАЗНИТЬ ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ ИЗМЕНЩИКОВ. Обращается к ПОСАДУ, горожанам).

– А теперь перенесемся в 1569 год в Великий Новгород. В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода.
Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569
Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород. И все же царь на Новгород пошел.
Мы стоим на площади великого города и наблюдаем за зверскими казнями сотен невинных людей. Смотрите же и запоминайте, делая соответствующие выводы. В Новгороде было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей.
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.
Царь не кому не доверял!
– А теперь давайте познакомимся с названиями ваших команд, постарайтесь найти определение в учебнике пар.25, стр. 218, 222.

Записать определение понятий в тетрадь (опричнина, земщина).

Опри'чнина — период в истории России (с 1565  по 1572 год ), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства , с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри?чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Земщина — в эпоху Ивана IV часть Русского  государства, не попавшая в опричнину. На территории З. сохранялись обычные административные учреждения — Боярская дума, приказы и т. п. Земские полки ходили в походы со своими воеводами, хотя нередко и перемешивались с опричными.

Вопросы командам при работе с учебником.

– Что такое управление?
– Формы государства?

Работа с таблицей на доске

Соответственно, опричнина – это особый порядок управления страной при Иване Грозном. Земщина – земли находившиеся в управлении у бояр.

Организация управления в годы опричнины

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Опричнина

Земщина

Территория: Урал, часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и т. д.

Территория: все оставшиеся земли, что не вошли в опричнину.

Столица: Александровская слобода

Столица: Москва.

Опричная дума

Земская дума

Опричные приказы

Земские приказы

Опричное войско

Земское войско

Опричная казна

Земская казна

Иван Грозный

Семеон Бекбулатович

– Откройте стр. 221 и давайте познакомимся как же относились к опричнине иностранцы. Читаем вслух. 1-я команда отвечает на 1-й вопрос, 2-я на второй.

1581 г. – издан указ о введении заповедных лет. Цель – не допустить окончательного разорения помещичьих хозяйств, в эти годы запрещалось крестьянам переходить от одного землевладельца к другому, что и привело к возникновению «КРЕПОСТНОГО ПРАВА», КОТОРОЕ ПРОСУЩЕСТВУЕТ, ДО 1861 Г.

– Ребята, давайте попробуем сказать, что же такое «крепостное право»  –  общественный порядок при котором владелец земли имеет право на принудительный труд, по отношению к крестьянам прикрепленным к его земле с их имуществом и личной свободой.

1581 – убил своего сына Ивана. В порыве гнева, во время спора с сыном.
1584 г. умер – оставив разоренную страну и не подготовленного тихого, набожного сына Федора.

Итоги опричнины

Политические

Социально-экономические

1. Утверждается режим личной власти царя,
2. Ослабляется влияние московского боярства.
3. Устанавливается верховенство государства над церковью.
4. Ликвидация удельной системы.

1. Ухудшение экономического и социального развития страны.
2. Продолжение процесса государственного закрепощения крестьянства.
3. Складываются предпосылки гражданских войн 17 века, т. е. смута на Руси.

Вот как описывает смерть Грозного историк Н. Костомаров (работа с документом):

"В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам ведено молиться за больного царя, и в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и знахарок. Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней необузданности... Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.
Наступило 17 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик; кто бежал за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис [Годунов] приказал затворить, ворота.
На третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению в Архангельском соборе, рядом с могилою убитого им сына".
Вопросы в учебнике на стр. 220 учеб.

Закрепление:

Вопросы к параграфу 25.

– А сейчас давайте сыграем в игру – «Корзину знаний».

Рефлексия:

– Ребята понравился ли вам урок, что бы вы хотели изменить?

Оценки за урок.

Домашнее задание: §25 Доклады на тему: «Иван Грозный» «Семеон Бекбулатов», «Федор Иванович», «Благовещенский собор Московского Кремля», «Первопечатник Иван Федоров».