Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"

Разделы: История и обществознание


Использование в учебном процессе информационных технологий сегодня требование дня и важнейший элемент в работе педагога по созданию эффективной модели обучения. Традиционный учебник как наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу сегодня дополняется новыми возможностями - цифровыми образовательными ресурсами и возможностями сети Интернет.

Всемирная сеть сегодня активно используется детьми. Обычно ребята достаточно быстро находят возможности игр, общения в социальных сетях и через почтовые сервисы. Но Интернет - это и средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником. Организация учебно-познавательной деятельности с использованием материалов сети возможна в различных формах. Интересными могут быть интернет-уроки. Использование интернета на уроках возможно как для on-lain тестирования при подготовке к итоговой аттестации, так и для виртуальных экскурсий и работы с галереями изображений. Интересным может быть, например, использование материалов сайта "Президент России - гражданам школьного возраста" (http://kids.kremlin.ru/), В разделе "Президент России - гражданам школьного возраста" есть, например, информация о Дне народного единства и подробное объяснение сюжета памятника Минину и Пожарскому. В интерактивном режиме можно познакомить детей с особенностями политического устройства страны и позаниматься в "Школе Президента". В интернете множество сайтов музеев и заповедников, которые часто предлагают виртуальные экскурсии и выставки. Так, рассматривая на уроках истории вопрос о развитии традиций древнерусской архитектуры в памятниках зодчества 18 века можно использовать интерактивные ресурсы сайта музея-заповедника "Кижи" (http://kizhi.karelia.ru/). Раздел сайта "Виртуальные музейные путешествия" предлагает посетителям изучить природу и рассмотреть панораму заповедника, посетить дом карельского крестьянина.

Не подлежит сомнению, что сегодня необходимо учить учеников использовать современные технологии, важно "учить учиться", что стало и требованием нового поколения федеральных стандартов. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Использование интернет-ресурсов на уроке связано, прежде всего, с техническими возможностями (наличие доступа в компьютерный класс или компьютер с проектором и доступом в сеть в учебном кабинете). Подготовка к такому уроку также требует от педагога продолжительной работы в Интернете, но усилия того стоят - такие уроки запоминаются надолго.

Пример урока обществознания в 7 классе с использованием ресурсов сети:

Тема: Человек - часть природы

Цель урока: формирование представления о роли и месте человека в природной среде

Задачи:

  • Выявить роль человека в сохранении природы
  • Развивать познавательный интерес обучающихся в ходе работе с интернет-ресурсами
  • Воспитывать экологическое сознание обучающихся

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание, 6-9 классы. М., Просвещение, 2011.
  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание: 8 класс. М., Просвещение, 2011
  3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

Время реализации урока: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • мультимедийный проектор
  • компьютерный класс с подключением к сети Интернет
  • ресурсы сети Интернет
  • http://www.wwf.ru/footprint/calculator
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/

План проведения урока

Этапы урока Временная реализация (минуты)
Организационный момент 1
Постановка целей и задач урока 2
Мой экологический след. Работа в сети Интернет 10
Опасности, которые несет природе человек 10
Природоохранные организации 10
Проблемы экологии Томской области 7
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. 5

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к занятию, организация внимания. Постановка цели и задач урока.

2. "Мой экологический след".

Наша Земля - великое сокровище. Нам досталась планета, богатая самыми разнообразными ресурсами, красивая и уютная. Но она такая хрупкая! На прошлом уроке мы говорили с вами об экологических опасностях, которые обрушились на нашу планету. Назовите их и охарактеризуйте.

Кто загрязняет нашу планету?

А Вы вносите свой вклад? Давайте проверим.

Работа с интерактивным ресурсом Всемирного фонда дикой природы по адресу: http://www.wwf.ru/footprint/calculator

На доске выстраивается рейтинг учащихся по полученным баллам.

Какие выводы мы можем сделать по итогам теста? Как видите, мы очень интенсивно загрязняем природу.

3. Опасности, которые несет природе человек

Давайте посмотрим, по каким параметрам вычислялся ваш экологический след. Что каждый из нас может сделать, чтобы сократить количество "отпечатков"?

Рассматриваются параметры "Жилье", "Энергия", "Транспорт", "Питание", "Вода и бумага", "Бытовые отходы", составляется кластер.

Обсуждаются варианты сокращения экологического следа каждым учеником.

Проводится физкультурная пауза.

4. Природоохранные организации

На нашей планете живет множество людей, которых беспокоит проблема охраны природы. Они объединяются в общественные движения и организации.

Работа с сетевой энциклопедией Википедия (доступ из шаблонов поиска посковой системы Mozillf Firefox или по адресу http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0)

Поисковое задание: "охрана природы"

Что такое "охрана природы"?

Запись в тетрадь:

Охрана природы - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли.

Работаем с активными ссылками статьи: Список экологических организаций.

Переход на страницу http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9

Ученикам предлагается по группам перейти по ссылкам следующих организаций:

  • Всемирный фонд дикой природы
  • Гринпис
  • Всероссийское общество охраны природы

Задание: чем занимается каждая из организаций?

Заполнение таблицы:

Всемирный фонд дикой природы Работа по сохранению биологического разнообразия на планете

Образовательные программы

Гринпис Акции по охране природы

Защита мест экологического бедствия

Всероссийское общество охраны природы Изучение экологического состояния природы на территории России

Проекты по защите окружающей среды

5. Проблемы экологии Томской области

Выступление учеников, заранее поработавших с материалами сайта Всероссийского общества охраны природы и периодическими изданиями.

6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Беседа с учащимися:

  • Какие действия необходимы для защиты природы?
  • Зачем ее нужно защищать?
  • Какие действия человека наносят вред природе?
  • Почему человек является главным фактором опасности для природы?
  • Как включить в природоохранную деятельность больше людей?
  • Что можем сделать мы?

Домашнее задание: Подготовить предложения для проектного урока по теме проекта и виду продукта, который мы могли бы создать

Список литературы и интернет-источников.

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание: 8 класс. М., Просвещение, 2011
  2. Дюваль С., Юбеш Н., Инизан С., Лефорт Б. Как дела, Земля? М., МД Медиа, 2009
  3. Мой экологический след [www документ] - URL: http://www.wwf.ru/footprint/calculator
  4. Охрана природы [www документ] - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%
    BB%D0%B0%D0%B2%
    D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%
    D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
  5. Список экологических организаций. [www документ] - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%
    BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%
    D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%80%D0%
    B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9