С внедрением ФГОС второго поколения происходят изменения во всей системе образования. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в самостоятельном добывании знаний. Один из способов - это организация исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
По мнению ряда ученых, исследовательская деятельность предполагает развитие следующих умений и навыков: познавательных, интеграция знаний из различных областей, критическое мышление, ориентирование в информационном пространстве и другие [6]. У исследовательской деятельности есть следующие задачи: развивающая (развитие умение размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы, систематизировать, использовать ИКТ, публичного выступления), образовательная (активизация опыта, систематизация знаний, расширение кругозора), воспитательная [2].
«Исследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [2].
Исследовательская работа обучающегося, представляет собой исследовательское сочинение учебного характера. Основная цель учебного исследования - научиться извлекать из разных видов источников необходимую информацию по теме исследования и связно излагать ее в соответствии с планом работы [5]. Исследовательская деятельность имеет четко поставленную цель в виде образовательного результата, направленного на развитие критического мышления и заинтересованности у учащихся.
Выполнение работы должно способствовать формированию умения самостоятельно собирать, анализировать и обобщать опубликованный материал по конкретной тематике, излагать его, отстаивая свои позиции и ведя полемику по отдельным вопросам. При написании исследовательской работы от учащегося требуется проявление личной инициативы.
При этом любая исследовательская работа должна отвечать следующим требованиям:
- Актуальность и практическая значимость избранной проблематики.
- Требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования.
- Использование общенаучных, специальных и частно-научных методов исследования.
Первым и основным этапом является выбор темы. После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу. Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным. Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников
- Развитие умений видеть проблемы. Поиск проблем - сложная задача для учащегося. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
- Развитие умений выдвигать гипотезы. Метод гипотез получил наибольшее развитие в науке как форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию.
- Развитие умений задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
- Развитие умений классифицировать. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению точность [1].
Написание исследовательских работ по предметам социально-гуманитарного цикла на сегодняшний день достаточно популярны среди школьников. Одним из таких направлений являются исследовательские работы по правовой тематике.
На сегодняшний день в лицее в старшей школе обучаются классы правоохранительной направленности. Одной из важнейших целей является повышение
правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности, ориентировку на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности.
Учащиеся профильных классов с большим интересом занимаются исследованиями правового характера. Исследования касаются вопросов финансового мошенничества, практики применения отдельных статей в законодательстве, сравнения нормативно-правовых актов разных государств, видов наказаний, анализа статистического материала и т.д.
Первым и самым важным этапом является выбор темы. Чаще всего учащимся интересны темы, которые связаны с изучением отдельных статей в законодательстве и практике их применения. В качестве примера, несколько лет назад учеником одиннадцатого класса изучался институт необходимой обороны в РФ. Изучение нормативно - правовых актов, примеров судебной практики позволило рассмотреть законодательные основы действия института необходимой обороны и выявить сложности в его реализации. В исследовательской работе рассматривались реальные случаи, которые вызывали широкий общественный резонанс и, тем самым, подтверждали неоднозначность решений по делам о применении необходимой обороны. Указанный факт обуславливал необходимость дополнения уголовного законодательства в рамках данного вопроса. В процессе работы над исследованием учащийся проанализировал большое количество нормативно-правовых актов, из СМИ, научных монографий.
Другим примером является работа ученицы кадетского класса по вопросу правового положения осужденных в РФ. Цель исследования - выявление особенностей правового положения осужденных в РФ путем сравнительного анализа с отдельными зарубежными странами. Помимо законодательства, были проанализированы статистические данные ФСИН за последние 10 лет, систематизированы виды преступлений и наказаний, предложены варианты решения проблемы, совершенствования действующего законодательства.
Исследования позволили учащимся сформировать следующие компетенции: учебно-познавательные (способы организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки), информационные (владение современными средствами информации информационными технологиями, умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию), коммуникативные (умение дискутировать, представить себя, высказать свое мнение) и др.
Исследовательские работы по лингвистике и литературоведению также не менее востребованы среди обучающихся лицея. Актуальность выбора учебно-исследовательских работ среди учеников объясняется широким охватом тем и направлений, а также возможностью совместить изучение русского языка и литературы не только с предметами, включенными в образовательную программу, но и с теми, что выходят за рамки школьного курса. Кроме того, исследование языка может носить прикладной характер. Так, например, через изучение языка можно рассматривать культуру народа, менталитет, его мироощущение, совмещать с такими науками, как социология, политология, психология, давая возможность ребенку расширить кругозор.
Стоит отметить, что исследовательская деятельность по лингвистике является для обучающегося процессом «самовключения в хорошую речевую среду» [7], когда создаются благоприятные условия, способствующие достижению эффективных результатов на различных уровнях: предметном, личностном и метапредметном. Таким образом, можно говорить о том, что грамотно организованная исследовательская деятельность как отдельный вид деятельности, так и в рамках уроков русского языка и литературы «способствует развитию и формированию метапредметных и предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой, что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС» [8].
Кроме того, в процессе исследовательской деятельности ФГОС ООО предполагает формирование и развитие у учащихся лингвистической компетенции, включающей в себя следующие знания и умения:
- «представление об исследовательской работе по русскому языку;
- знания о достижениях лингвистической науки;
- знания о системности языка;
- языковая рефлексия;
- навык пользования некоторыми методами сбора и анализа языкового материала;
- умение формулировать тему, цель и задачи, выводы лингвистического исследования» [9].
Исследовательская деятельность по лингвистическим темам ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации и направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Помимо этого, обучающимся необходимо выступить с защитой собственной работы, что требует от «школьников публичного выступления и общения на лингвистические темы, а также отстаивания своей точки зрения по исследуемым вопросам» [10]. Всё вышеизложенное способствует развитию не только лингвистических компетенций, но и культуроведческих. В процессе подобной учебно-исследовательской деятельности обучающиеся рассматривают язык «как систему, которая работает и развивается по определенным законам одновременно с обществом, в котором существует и отражает особенности характера, традиций и менталитета данного общества» [11].
Как уже говорилось ранее, изучение языка не является узкоспециализированным, оно затрагивает важнейшие сферы жизни общества и позволяет исследованию быть метапредметным и носить прикладной характер. В современном мире огромную роль в жизни общества играет медиапространство, к нему относится телевидение, радио, социальные сети, различные мессенджеры, популярными являются блоги и подкасты. Во всех этих случаях важнейшим средством передачи информации является язык. Каждый человек так или иначе связан с СМК (средства массовой коммуникации), особенно, влиянию медиа подвержены подростки. И это детское увлечение позволяет развить в них интерес к изучению языка как средству транслирования информации в медиа. Так, например, детям интересно узнать, как вести блог так, чтобы его читали, как вести подкаст, чтобы его слушали, как вести социальную сеть так, чтобы в ней было много подписчиков. И если подойти к исследованию языка с этой стороны, то учебно-исследовательская деятельность будет не только познавательной и интересной, но практически значимой и современной.
Помимо этого, стоит отметить, что лицей имеет юридический уклон, и в старшие классы поступают ученики, желающие построить карьеру в правоохранительных органах. Учителям необходимо учитывать специфику лицея и интересы детей при выборе темы учебно-исследовательской работы, важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе исследования помогли учащимся в дальнейшей профессиональной деятельности. Следует выделить тот факт, что в период обучения в вузе и дальнейшей работе по профессии, обучающиеся должны не только знать профильные предметы, такие как история, обществознание, право, но и хорошо владеть письменной и устной речью, уметь выступать на публике, уметь строить грамотную деловую переписку, уметь убеждать людей, отстаивая свою позицию. Все это невозможно без знания русского языка и его законов.
Таким образом, при работе над учебно-исследовательскими проектами в старших классах необходимо выбирать те темы, которые сформируют необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности умения и навыки. Так, например, обучающимся можно предложить изучить специфику речи политических деятелей, составить речевой портрет стороны защиты и стороны обвинения в суде. Также интересным будет рассмотрение различных технологий убеждения, особенности защитной или обвинительной речи.
В качестве примера можно привести работу, которую выполнила ученица девятого класса лицея. Обучающаяся изучала проявление лжи в речи подростков, ее главной задачей было выявление маркеров, которые бы указывали на тот факт, что человек говорит неправду. Изучая речь подростков, девочка рассматривала психологические особенности детей этого возраста, определяла мотивы и причины подростковой лжи, выявляла специфику устной и письменной речи, анализировала лексико-семантическое речевое поле подростков, а также грамматические и синтаксические особенности речи всех включенных в эксперимент лицеистов. Кроме того, несмотря на то, что ученица изучала только ложь подростков от 12-18 лет, знания, полученные ей во время учебно-исследовательской работы, помогут ей в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе исследования обучающаяся научилась работать с научными источникам, отбирать, анализировать и систематизировать полученный материал, формулировать выводы, выступать с публичной защитой своей работы, аргументировать свою позицию и рассуждать на лингвистическую тему.
Исследовательская деятельность учащихся лицея по предметам социально-гуманитарного цикла способствует:
- развитию интереса, расширению знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях;
- развитию интеллектуального потенциала учащегося;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации
- умению работать с большим количеством текстовой информации
- повышению культуры речи
- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональному самоопределению
Таким образом, грамотно организованная работа над учебно-исследовательскими работами школьников позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные компетенции, расширить знания о мире, а также развить навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Литература
1.Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9-11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 176 c.
2.Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9-11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 176 c.
3.Букарева, Ю.В. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение / Ю.В.Букарева, Е.А.Есина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1 (80.1). - С. 155-158.
4. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А.Букреева, Н.А.Евченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 309-312. - URL: https://moluch.ru/archive/43/5286
5. Ефричева О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание // Актуальные исследования. 2021. №14 (41). С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/2147-issledovatelskaya-kompetentsiya-ee-sushchnost
6. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся // Исследователь.ru: интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников», 2002. URL: http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html
7. Пахнова Т.М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (VIII-XI классы) // Русский язык в школе. - 2013. - № 12. - С. 3-6.
8. Петрова, Э.А. Исследовательская деятельность учащихся» [Текст] / Э.А.Петрова. - Тамбов.
9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.: ИПК РО, 2007.
10. Терентьева Е.В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - №3. - С. 63.
11. Шумакова Н.Б. Развитие творческой активности школьников / Н.Б. Шумакова. - М.: Педагогика, 1991. - 271 с.