Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии и математики

Разделы: Математика, География, История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Краеведение, Дополнительное образование, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектная деятельность, личностно-ориентирования технология


В процессе модернизации образовательной системы Российской Федерации одним из главных элементов выступает Федеральный государственный образовательный стандарт. Необходимо уделять внимание организации эффективных методов, которые способствовали бы формированию у обучающихся умений самостоятельно приобретать новые знания, делать соответствующие выводы и умозаключения. Решением данного вопроса выступает гармонично выстроенная исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В основе модернизации образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает переход к стратегии проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня развития личности и познавательного интереса обучающихся.

Именно на организацию проектной деятельности обучающихся ориентирована современная программа обучения в школе по предметным областям знаний. Так, в процессе самостоятельной работы происходит формирование культуры умственного труда обучающихся. Способность к проектной деятельности выступает одной из основных характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры. Данная деятельность относится к разряду инновационной, поскольку предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [2, с. 119].

Изначально метод проектов назывался методом проблем, и возник он в начале XX века в США. Он был связан с идеями гуманистической направленности. Его автором стал педагог и философ Дж. Дьюи. Основная идея метода состояла в ориентации учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, получаемый в ходе решения той или иной проблемы. Автор говорил о том, что есть внешний результат - это некий продукт творчества и внутренний - это получаемый опыт, формирующий умения и знания, ценности и компетенции.

В 1905 году группа педагогов во главе с С.Т.Шацким, российским и советским педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по вопросам воспитания, занималась изучением внедрения метода проектов. После революции данный метод получил распространение благодаря Н.К.Крупской. Учебные проекты должны были содержать общественно полезные дела. Использованию метода проектов в системе образования посвящены работы Н.А.Барыковой, С.И.Горлицкой, И.И.Джужука, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат, Д.А.Слинкина, А.Ю.Уварова, М.С.Чвановой и многих других [3, с. 139].

География является основным из учебных предметов общественно-научного цикла, поэтому обладает огромными возможностями для развития проектной деятельности обучающихся. Наиболее значимыми показателями являются: интеграция профессиональных и практических знаний. В основу входят: самостоятельность получения знаний и их возможность творчески перерабатывать. У географии есть уникальные возможности привлекать внимание обучающихся к необычным фактам, процессам, тем самым развивая познавательный интерес. Могут быть использованы различные формы уроков: интегрированные, экскурсии, исследование, лекция, экспедиция, ролевая или деловая игра. Также организация учебной деятельности может быть различной от индивидуальной, парной, до групповой и коллективной, что непосредственно вызывает огромный интерес у обучающихся, активизируя их познавательную деятельность [4, с. 110].

На уроках географии основным средством обучения выступает карта. При помощи разнообразных заданий можно создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: поисковом и исследовательском. Например, создание туристического маршрута. Работа проводится в группах, обучающиеся эту работу могут выполнить в 7 классе - получение дополнительного материала по материкам. В 6 класс проектом может стать карта-схема «Путеводитель по памятным местам города Калининграда». Проекты получаются интересные, а информация имеет важную практическую значимость. В 10 классе можно вести проектную деятельность по видам туризма, учитывая разные цели путешествий и способы передвижения, производится расчёт экономической себестоимости проекта. В данной форме организации проектной деятельности прослеживается метапредметная связь с курсом математики.

При изучении темы «Атмосфера Земли» в рамках изучения школьного курса географии в 6 классе, обучающиеся должны изучить такой терминологический аппарат, как атмосферное давление, температура, относительная и абсолютная влажность, среднегодовое количество атмосферных осадков, скорость ветра. При изучении математики также в 6 классе изучаются круговые и столбчатые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое значение чисел. Все это необходимо знать при расчёте среднемесячного или среднегодового значения температуры воздуха или выпадения атмосферных осадков, а также для построения соответствующих графиков, к примеру, для проектов связанных с особенностями погодных условий на территории Калининградской области. Современный этап развития науки характеризуется плотной межпредметной интеграцией. Поэтому география и математика не могут существовать отдельно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи и продолжают работать вместе на формирование современной научной картины мира. Межпредметная интеграция значительно повышает результаты обучающихся в освоении образовательного материала и работы над проектной деятельностью.

Таким образом, проектная деятельность обладает рядом положительных моментов. Во-первых, во время работы над проектом происходит стимулирование познавательной внутренней мотивации и повышается интерес к предметам. Во-вторых, повышается активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям обучающихся [1, с. 15].

Смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам. Также повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях. Умение пользоваться методом проектов это отличный показатель совершенствования и развития преподавателя. С помощью метода проектов можно выделить талантливых обучающихся. Также происходит активизация интереса к предметам. У учеников формируется навык публичного выступления. А также повышение уровня научной и методической работы.

Подводя итог, можно понять то, что как показывает практика, учебно-проектная деятельность эффективно помогает формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Метод проектов активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно-ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Список использованных источников

  1. Алехина Е.В. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и географии в условиях реализации ФГОС // Вестник научных конференций. - 2019. - № 7-2 (47). - С. 15-16.
  2. Гайдукова С.А. Проектная деятельность - одна из форм совместной деятельности взрослого и детей // Актуальные вопросы современной педагогики и образования. - 2015. - С. 119-121.
  3. Прокопенко К.А. Положительное влияние метода проектной деятельности на уроке географии // Матрица научного познания. - 2020. - № 4. - С. 138-140.
  4. Тиханова Т.А. Проектная деятельность студентов как вид исследовательской деятельности // Инновационные технологии в образовании. - 2015. - С. 107-109.