Педагогу сегодня надо не только передавать, воспроизводить накопленные знания и умения, но практически непрерывно адаптироваться к изменениям в образовательной среде, росту плотности информационных потоков, непрерывной реформе образования и другим факторам, определяющим конфигурацию образовательного пространства.
Педагог в современной школе должен находить способы так проектировать свою педагогическую деятельность, чтобы обеспечивать стабильность и непрерывность образовательного процесса, находить способы и формы сочетания вариативности обучения с его научной доминантой. Профессиональная компетентность педагога определяется продуктивным синтезом его базовой подготовки с опытом педагогического проектирования, сформированной способностью к педагогической рефлексии. Все эти слагаемые профессиональной компетентности педагога формируются непосредственно в ходе практической деятельности, а сама компетентность педагога проявляется в адекватности его действий возникающим проблемам. Профессионализм определяется продуктивным синтезом базовой подготовки, опытом педагогического проектирования, способностью к педагогической рефлексии.
У каждого учителя профессиональная компетентность складывается неравномерно и по существу в течение всей профессиональной жизни. Увидеть динамику развития этого качества и означает оценить компетентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста. С помощью мониторинга можно адресно планировать повышение квалификации педагогов, обобщать опыт их работы, вести индивидуальную работу с молодыми коллегами, создавать условия для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям самообразования с учётом возможностей и способностей учителей, а главное — с учётом их профессиональных затруднений. Но сегодня технологии диагностики реальных запросов педагогов неотработанны.
Предлагаю такую последовательность управленческих действий по организации и проведению мониторинга профессиональной компетентности учителей:
- определить модель профессионально компетентного педагога;
- разработать критерии и показатели его профессиональной компетентности; оценку по каждому показателю — количественную в процентах, в баллах; представленную в уровнях: высокий, средний и низкий и т.д.;
- разработать диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать уровень профессиональной компетентности педагога;
В Городском Методическом Объединении учителей истории в системе проводится диагностика педагогических кадров. За последние 2 года было проведено анкетирование по следующим направлениям:
- “Готовность учителей истории к инновационной деятельности”
- “Выяснение затруднений в обучении через различные аспекты педагогической деятельности”
- “Определение уровня профессиональной компетентности к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности”
Если в 1990-е гг. основной проблемой являлось, прежде всего, освоение нового содержания образования, то в настоящее время актуальным является овладение новыми образовательными технологиями.
Наибольший интерес вызывают следующие темы:
- Актуальные вопросы дидактики.
- Аттестация учителя.
- Участие в конкурсном отборе на получение премии Президента в рамках национального проекта “Образование”.
- Современные технологии в преподавании истории и обществознания.
- Интернет-ресурсы в деятельности учителя истории.
Учителя истории постоянно повышают свое профессиональное мастерство через самообразовательную работу. На начало года утверждаются темы по самообразованию, план изучения темы, продолжительность работы над ней и форма представления наработанных материалов. В конце учебного года сдаются творческие отчеты. Проводились обучающие семинары:
- “Содержание и методика преподавания прав человека” в рамках Международного проекта “Образование в области прав человека”.
- “Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска” в рамках реализации Международного Российско-шведского проекта.
- “Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения”.
- “Внедрение современных педагогических технологий в практику работы учителя истории и обществознания”.
- “Правовая социализация: факторы формирования и ценностные”.
- Рабочие программы по истории и обществознанию.
- Оценочный лист рейтинга деятельности учителя истории.
В работе Городского Методического Объединения учителей истории можно выделить три уровня:
1-й – информационный – информирование учителей (доклады, сообщения, ознакомление с нормативными документами);
2-й – уровень – практический – выработка у учителей навыка в организации определенного вида работы путем проведения консультаций, тренингов, решение конкретных задач, разбора ситуаций;
3-й – уровень – творческий – формирование у учителя умений, обеспечивающих возможность практического и творческого выполнения данных рекомендаций, создание условий для перерастания умений в мастерство и творчество.
По проблеме формирования ключевых компетенций создана творческая группа учителей работающих по различным направлениям.
Направления по самообразованию | Формы отчета |
“Обновление содержания образования через формирование социально -правовой компетенции учащихся на уроках обществоведческого курса”. | Консультации; Открытые уроки; Выступления на конференции. |
“Новые подходы к контрольно- оценочной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода”. | Открытые уроки, выступления на заседаних ГМО. |
“Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений”. | Психологические тренинги, защита программы элективного курса. |
“Формирование критического мышления на уроках истории”. | Открытые уроки, выступления на конференции. |
“Система работы по формированию информационной компетентности”. | Выступления из опыта работы. |
Важно предложить учителю разнообразные формы профессионального общения, включая семинары, “круглые столы”, разнообразные образовательные проекты. Одной из перспективных форм профессионального роста педагогов может стать создание региональных ассоциаций учителей истории, создание сайта в форме творческой лаборатории или проектно-исследовательской площадки.
Совершенствование творческого потенциала – залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный характер.