Организация лабораторного занятия на уроках истории в профильной школе

Разделы: История и обществознание


Профильное обучение стало реальностью для многих российских школ. Его востребованность со стороны школьника - главного участника образовательного процесса - вполне понятна, так как именно такое обучение позволяет приобрести не только определенную сумму знаний, но и способствует развитию его личности, познавательных и созидательных способностей, необходимых для дальнейшего профессионального и личностного самоопределения. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в информационном обществе. Сегодня для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе умения результативно работать с информацией, донести свою позицию до других и понять другие позиции становятся определяющими для формирования успешной компетентной личности.

Практика показывает, что современные российские школьники умеют читать тексты, но абсолютно не умеют работать с информацией, заключенной в них. Это подтверждают и международные исследования. Например, по результатам тестирования PISA (Программа по оценке образовательных достижений учащихся в области функциональной грамотности) в таких видах деятельности, как поиск информации, понимание и интерпретация текстов, использование знаний для объяснения реальных явлений, российские школьники заняли 27-29-е места из 32 стран, участвовавших в исследовании [3]. Основную причину столь плачевных результатов следует искать в крайне академичном подходе к содержанию среднего образования в России; его недостаточной практической ориентированности, оторванности от жизни. Таким образом, формирование метапредметных (ключевых) компетентностей учащихся превращается в главную задачу современного российского образования.

Если рассматривать компетентность как владение и обладание навыками и качествами, необходимыми для ориентации в нестандартных ситуациях в условиях выбора, то основными критериями информационной компетентности учащихся на старшей ступени обучения следует считать:

  • умение выделять вопросы для сравнения информации из нескольких источников;
  • способность принимать решение о завершении сбора информации;
  • способность систематизировать данные;
  • способность обосновывать использование источников разного вида;
  • cпособность делать выводы на основе критического анализа;
  • способность подтверждать вывод собственной аргументацией или данными [4].

Сформированность коммуникативной компетентности предполагает наличие у учащихся умений:

  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты для дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения, интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации [4].

Необходимым условием для формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащегося должна стать его самостоятельная познавательная деятельность, имеющая практико-ориентированную направленность.

Одной из форм такой деятельности является лабораторное занятие. Под лабораторным занятием понимается “форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам”[1].

Организация лабораторного занятия включает четыре основных этапа. На первом этапе (организационном) формулируются учебная проблема занятия; учащиеся по личному выбору формируют группы для работы с текстом учебного пособия или документа; получают технологическую карту, содержащую вопросы и задания к учебному тексту, необходимую для работы справочную информацию, образец письменного оформления вопросов и заданий лабораторной работы.

На втором этапе учащиеся самостоятельно изучают учебный текст в соответствии с вопросами и заданиями технологической карты. Учитель выступает в роли консультанта и координатора их коллективной деятельности.

Следующий этап - обсуждение результатов лабораторной работы. Формы обсуждения могут быть самыми разными: от фронтальной беседы педагога с учащимися по вопросам и заданиям технологической карты, коллективного обсуждения до представления результатов работы группы с использованием презентации, созданной с помощью MS Power Point.

Завершается лабораторная работа подведением итогов, выработкой общих позиций по обсуждаемым вопросам и оцениванием школьников.    

Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику (вариативным учебникам) и по документам.

Лабораторное занятие по учебнику (вариативным учебникам) уместно проводить в том случае, если возникла необходимость развивать и совершенствовать умения анализировать текст учебных пособий; проводить сравнение авторских оценок различных исторических событий и фактов; сопоставлять их различные толкования; определять мотивы существования других подходов к изучаемым явлениям.

Технологическая карта лабораторного занятия такого типа обязательно должна содержать следующую информацию: название источника (источников) учебных текстов с указанием страниц; систему познавательных заданий с учебными текстами (тесты различных типов; планы различных видов; хронологические, синхронистические, сравнительно-обобщающие, конкретизирующие таблицы и др.); образцы письменного оформления заданий лабораторной работы [2].

Лабораторное занятие по документам направлено на углубление и конкретизацию исторических знаний, развитие умений учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, формулировать самостоятельные оценочные суждения и выводы [5].

В качестве примера рассмотрим организацию лабораторного занятия в 10 классе социально-гуманитарного профиля по теме: “Русская Правда – свод законов Древней Руси”, рассчитанного на два академических часа. Цель данного занятия: используя текст Краткой и Пространной редакций “Русской Правды”, изучить особенности социальной структуры и положения отдельных социальных групп древнерусского общества.

Разделим класс на группы по желанию учащихся, которые по итогам работы с текстом документа выделят следующие социальные группы Древнерусского государства:

  1. зависимое население;
  2. администрация княжеской вотчины;
  3. князья и бояре.

Каждая группа перед началом выполнения лабораторной работы получает текст исторического источника и технологическую карту. В технологической карте содержатся: задание группы; указания на номера статей Краткой и Пространной редакций “Русской Правды”, необходимые для выполнения задания группы; учебный словарь и образец письменного оформления лабораторной работы (конкретизирующая таблица) (Приложение 1).

Работа с текстом исторического источника проводится учащимися самостоятельно. Если в ходе работы возникают вопросы, учитель консультирует учащихся, помогает организовать работу в группе.

Завершается лабораторная работа устной презентацией результатов работы групп, их обсуждением и подведением итогов деятельности учащихся на уроке. После того, как представитель каждой группы познакомит одноклассников с содержанием задания и анализом особенностей положения одной из социальных групп древнерусского общества, будут заданы вопросы группе и получены на них ответы, учителю необходимо провести фронтальную беседу, которая позволит сформулировать основные выводы занятия. Учащимся могут быть предложены следующие вопросы и задания:

  1. Составьте схему социальной структуры древнерусского общества. При необходимости прокомментируйте её.
  2. Интересы каких слоев общества защищал первый русский свод законов? Cвой ответ аргументируйте.
  3. Чем объяснить сохранение кровной мести в своде законов XI в. и ее полное исчезновение в документах конца XII в.?

Подводя итоги занятия, учитель вместе с учащимися формулирует основные выводы лабораторной работы. Они могут быть записаны учащимися в рабочие тетради.

  1. Население Древней Руси было представлено следующими социальными группами: знать (князья, бояре); cвободное население – “люди” (ремесленники, крестьяне-общинники, купцы); зависимое население (смерды, закупы, рядовичи, холопы, рабы).
  2. Статьи “Русской Правды” направлены на защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан. В ней закреплено положение зависимых людей, указаны права и обязанности свободных людей.
  3. В ХI—ХII вв. происходит постепенное изживание кровной мести; усиление государственной власти и государственного регулирования общественных отношений; дальнейшее расслоение общества.

При правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся лабораторное занятие может стать эффективным средством формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся; способствовать формированию критического отношения к историческим источникам и их интерпретациям, собственной позиции по отношению к историческим событиям и их последствиям.

Литература

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М.: Просвещение, 1999.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999.
  3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-20001// Школьные технологии. 2003. №5. С.85-96.
  4. Сборник нормативных документов. История. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.
  5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000.