Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Причины и характер проявления неуспеваемости:
- Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми.
- Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.
- Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
- Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
- Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Обучающиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
- Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
- Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
- Неаккуратное обращение с учебными пособиями
В своей работе мне часто приходится сталкиваться со слабоуспевающими обучающимися. Такие ребята есть в каждом классе. В этой статье я хочу поделиться, как я на практике провожу работу с такими обучающимися, конкретно, на уроке - истории.
- Работа с иллюстрациями. Например, предлагаю ребятам иллюстрацию и формулирую ключевые вопросы к ним. Это могут быть как просто вопросы, так и задания в виде теста. Одним из видов работы с иллюстрациями является - мозаика. Иллюстрацию по изученной теме разрезаю на части и предлагаю ученику собрать её и назвать то событие, которое в ней отражено. Не менее интересным заданием является работа на соотнесение иллюстраций с понятиями, отражающими их суть. Например, предлагаю картинки исторических источников и обучающиеся должны их разложить по специальным кармашкам исторических источников.
- Работа с понятиями. Предлагаю ребятам понятие и три слова на выбор. Они должны к понятию подобрать нужный и ответ и прикрепить его. Также я применяю такой приём работы - на усвоение терминов. Разрезаю его на отдельные слова, и ученик должен из них составить определение.
- Работа с таблицами. В данном способе работы с обучающимися, я предлагаю заполнить таблицу с уже указанными мною простыми уточняющими вопросами, на которые даются короткие ответы.
- «Нарисуй историю». Этот прием очень хорошо работает для тех слабоуспевающих ребят, которые умеют достаточно неплохо рисовать. Это задание они выполняют с восторгом.
- Работа с короткими историческими видеороликами. Мною тщательно отбираются ролики на исторические темы, они должны быть ёмкими и несложно сформулированными в плане текстового сопровождения видеосюжета. С такими роликами активно работают абсолютно все ребята. Вопросы формулирую четко по увиденному материалу.
- История - достаточно сложный предмет, насыщенный множеством событий, дат имён. Запоминать эти события достаточно сложно, поэтому в своей работе применяю своего рода запоминалки, позволяющие лучше и проще запомнить историю.
- Одним из самых действенных способов работы на уроке для обучающихся выполняет - игра. Например, я на своих уроках использую - «Свою игру». Эта игра хороша тем, что в ней даются вопросы разного уровня сложности. Поэтому в ней комфортно себя чувствуют ребята разного уровня развития.
Таким образом, применяя в работе со слабоуспевающими подобные приемы, ребята проявляют заинтересованность и желание погружаться в историю вместе со всеми остальными.