Организация работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: слабоуспевающие дети


Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Причины и характер проявления неуспеваемости:

  • Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми.
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.
  • Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
  • Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
  • Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Обучающиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями

В своей работе мне часто приходится сталкиваться со слабоуспевающими обучающимися. Такие ребята есть в каждом классе. В этой статье я хочу поделиться, как я на практике провожу работу с такими обучающимися, конкретно, на уроке - истории.

  1. Работа с иллюстрациями. Например, предлагаю ребятам иллюстрацию и формулирую ключевые вопросы к ним. Это могут быть как просто вопросы, так и задания в виде теста. Одним из видов работы с иллюстрациями является - мозаика. Иллюстрацию по изученной теме разрезаю на части и предлагаю ученику собрать её и назвать то событие, которое в ней отражено. Не менее интересным заданием является работа на соотнесение иллюстраций с понятиями, отражающими их суть. Например, предлагаю картинки исторических источников и обучающиеся должны их разложить по специальным кармашкам исторических источников.
  2. Работа с понятиями. Предлагаю ребятам понятие и три слова на выбор. Они должны к понятию подобрать нужный и ответ и прикрепить его. Также я применяю такой приём работы - на усвоение терминов. Разрезаю его на отдельные слова, и ученик должен из них составить определение.
  3. Работа с таблицами. В данном способе работы с обучающимися, я предлагаю заполнить таблицу с уже указанными мною простыми уточняющими вопросами, на которые даются короткие ответы.
  4. «Нарисуй историю». Этот прием очень хорошо работает для тех слабоуспевающих ребят, которые умеют достаточно неплохо рисовать. Это задание они выполняют с восторгом.
  5. Работа с короткими историческими видеороликами. Мною тщательно отбираются ролики на исторические темы, они должны быть ёмкими и несложно сформулированными в плане текстового сопровождения видеосюжета. С такими роликами активно работают абсолютно все ребята. Вопросы формулирую четко по увиденному материалу.
  6. История - достаточно сложный предмет, насыщенный множеством событий, дат имён. Запоминать эти события достаточно сложно, поэтому в своей работе применяю своего рода запоминалки, позволяющие лучше и проще запомнить историю.
  7. Одним из самых действенных способов работы на уроке для обучающихся выполняет - игра. Например, я на своих уроках использую - «Свою игру». Эта игра хороша тем, что в ней даются вопросы разного уровня сложности. Поэтому в ней комфортно себя чувствуют ребята разного уровня развития.

Таким образом, применяя в работе со слабоуспевающими подобные приемы, ребята проявляют заинтересованность и желание погружаться в историю вместе со всеми остальными.

Приложение