Опричнина в восприятии Ивана Грозного

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: опричнина, Иван Грозный


«Опричнина в восприятии Ивана Грозного была синкретическим явлением не столько политического, сколько религиозного характера. Люди ХVI века не различали эти две сферы: «политика» для них - осуществление христианских целей и задач.» (Юрганов)

Думаю, можно поставить такие задачи по этой теме:

  1. Проанализировать политический характер опричнины.
  2. Рассмотреть религиозные аспекты опричнины.
  3. Рассмотреть восприятие опричнины Иваном IV его современниками.

Для того чтобы понять политический характер опричнины, нам нужно знать что за задачи ставил Иван 4 перед ней. Это утверждение неограниченной власти царя и завершение политической централизации Российского государства. С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества, а А.А.Зимин и В.Б.Кобрин считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины, также направлялась против сепаратизма Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации.

Какие же факты об этом говорят:

  • … гибель князя Владимира Андреевича Старицкого, что означала ликвидацию одного из последних уделов на Руси;
  • …варварский разгром Новгорода, уничтоживший последние остатки вольности;
  • … гибель митрополита Филиппа, а с его смертью Русская церковь становиться служанкой государства.

Таким образом, Иван 4 расправившись последним удельным князем, разорив Новгород, убив главу РПЦ, добился того, чего хотел: опричнина дала ему безграничную власть.

Что же касается религиозного аспекта опричнины, надо сказатьчто относительная самостоятельность церкви,позволяющая ей давать моральные оценки государственной власти, давно раздражала Ивана Грозного. На Стоглавом Соборе церковь смогла отстоять свою земельную собственность, но царь ограничил имущественные права Церкви: землю можно было завещать или дарить монастырю только с особого разрешения царя». Вроде бы сейчас церковь должна была одобрять все действия царя. Но не так-то было. Церковь стала протестовать, по нравственным побуждениям, против сопровождавших политику опричнины бесчеловечных жестокостей Ивана Васильевича. Увещевали его оставить свои гонения и жестокости и митрополит Афанасий, и митр. Герман, и митр. Филипп. Все это привело гибели митрополита Филиппа, а с его смертью Русская церковь становиться служанкой государства.

Итогом опричнины в отношении церкви стали подрыв политического, экономического могущества церкви, ослабление ее самостоятельности.

Как же воспринималась опричнина Иваном IV его современниками?

А.Юрганов в своей цитате считает, что как человек XVI века, царь Иван старался давать своим действиям богословское обоснование и на опричнину он смотрел как на святой Божий орган управления тут на земле. По приказу царя был создан особый корпус из 1000 привилегированных бойцов. Корпус напоминал монастырское братство, где роль игумена играл сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться. Одеянием опричники напоминали монахов, они тщательно соблюдали монастырский устав, называя своего "игумена" "не иным именем как брат". Царь показывал пример благочестия, во время общей трапезы читал вслух Священное Писание.

Даже демонстративные убийства священнослужителей, вплоть до митрополита Филиппа, разграбление церквей, чередование садистских оргий сопровождались с молитвами и постами. И что интересно, поведение Ивана Грозного не воспринималось современниками как кощунство или вызов общепринятым нормам. Почему? Да потому, что сознание средневекового человека было религиозным и он верил в сакральность происхождения царской власти, на это указывает и Юрганов, на монарха смотрели как на наместника Бога на земле. Грозный это знал, что он получил власть напрямую от Бога, что воля монарха есть проявление воли Божьей! Можно это прочитать и из переписки с Андреем Курбским. «Посмотри на это и вдумайся: кто противится власти - противится Богу; а кто противится Богу - тот именуется отступником, а это наихудшее из согрешений».

Таким образом, уничтожение двоюродного брата царя Владимира Старицкого и его родичей, окончательная ликвидация самоуправления Великого Новгорода, разгром церковной оппозиции - сведение с митрополии и убийство Филиппа Колычева - способствовали ослаблению политического и экономического могущества феодальной и церковной знати в целях создания абсолютистской монархии. И религиозное сознание не позволяла народу выступить против этой политики. Воля Государя есть воля Божья, и что бы ни сделал государь, он делает это по воле Божьей.