Уроки обобщающего повторения могут проводиться в форме “Круглого стола”. Работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр, ребята садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся карточки с вопросами по изучаемой теме. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока, сложности материала, уровня обученности класса и т.д. Ученики по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику, вытащившему вопрос. Если кто-то хочет дополнить или опровергнуть точку зрения отвечающего, он также может участвовать в обсуждении данного вопроса. Затем конверт переходит к следующему ученику. Желательно, чтобы количество карточек соответствовало количеству учащихся в классе.
Какова ценность данного типа урока? Во-первых, происходит обобщение изученного материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся. Во-вторых, у ребят формируются умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме. Часто при подобной форме работы выявляются полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Этого не стоит пугаться – наоборот, у учителя появляется прекрасная возможность научить ребят прислушиваться к чужому мнению и уважительно относиться к взглядам других людей по данному вопросу. В-третьих, бывают случаи, что класс коллективно формулирует проблему и так же коллективно ищет возможные пути ее решения. Таким образом, при данной форме работы достигается единство основных дидактических целей учебного процесса.
Предлагаю разработки двух уроков, построенных по принципу “Круглого стола”: урок экономики по теме “Социальная экономика” (данный урок также может проводиться в курсе “Обществознание”) и урок обществознания по теме “Образование”.
“Круглый стол” по теме “Социальная экономика”
(курсы “Экономика”, “Обществознание”)
Цели урока:
- проверить знания учащихся по теме “Социальная экономика” и степень усвоения ими основных понятий и идей данной темы;
- подвести школьников к осмыслению основных социально-экономических проблем современного российского общества;
- подтверждать изученный на уроке теоретический материал конкретными жизненными примерами, то есть видеть практическую направленность полученных знаний;
- давать оценку изученным экономическим явлениям, основываясь на личном жизненном опыте;
- излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, уважать не совпадающую со своей точку зрения.
Оборудование: конверт, карточки с вопросами.
Вопросы на карточках
- Почему мы говорим “уровень жизни”, а не “уровень потребления”? Разве это не одно и то же?
- Правомерно ли утверждать, что, чем больше доходы людей и чем ниже розничные цены, тем выше уровень жизни? Аргументируйте ответ.
- В какой мере лично Вам знакомо понятие “потребительская корзина”? Где и для чего она используется?
- Как доходы населения и цены отражаются на уровне жизни? А на ее качестве?
- Какой смысл вкладывается в понятие “социальная защита населения”? Кого и от чего надо защищать?
- Какой смысл вкладывается в понятие “социальная поддержка населения”? Кого и в чем надо поддерживать?
- Что такое “социально уязвимые слои населения”? Кто, по Вашему мнению, входит в эту категорию?
- Ваше отношение к такому социальному явлению как нищенство.
- Можно ли создать общество без нищих и бомжей? Если можно, то какие меры необходимо предпринять? Если этого сделать нельзя, то по какой причине?
- Относятся ли охрана и восстановление окружающей среды к экономическим процессам? Аргументируйте ответ.
- Каков смысл выражения “социальная напряженность”? Приведите не менее трех примеров, иллюстрирующих это явление.
- Считаете ли Вы допустимым забастовки работников социальной сферы?
- Ухудшение деятельности каких отраслей социальной сферы наиболее быстро и пагубно скажется на благосостоянии людей?
- В какой мере Вы сами удовлетворены качеством Вашей жизни?
- Какие из показателей уровня жизни представляются Вам наиболее важными? Почему именно они?
- Какие из Ваших потребностей удовлетворяет школа? В какой степени?
- Какую социальную поддержку получают ученики школ?
- Какими видами социальной помощи пользуется Ваша семья? А лично Вы?
- Ваше отношение к проблеме платности образования и медицинской помощи.
- Как Вы понимаете социальную благотворительность? Приведите примеры.
- Каким образом лично Вы ощущаете на себе последствия недостаточной заботы об охране окружающей среды?
- Почему связь экономики и политики пролегает через социальную сферу?
- Может ли современное экономическое мышление привести к стабильности общества? Аргументируйте ответ.
- Как современное экономическое мышление может повлиять на эффективность работы предприятия?
- Обладает ли современным экономическим мышлением теневой бизнес?
- Попробуйте сформулировать основные причины неравенства доходов в обществе.
- “Вопрос-сюрприз” (задает учитель). В развитых странах мира промежуток между богатыми и бедными заполняет средний класс, который составляет основную часть населения и является буфером между ними, что повышает стабильность общества. В России средний класс составляет незначительную долю. Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать, чтобы в России увеличилась доля среднего класса?
- Как заинтересовать предпринимателя в том, чтобы он вкладывал средства в охрану окружающей среды?
- Цель предпринимательства – получение прибыли. Может ли (если может, то каким образом) решение этой задачи повлиять на состояние окружающей среды?
- Чем отличается экономическое мышление людей, живущих в условиях командной экономики, от экономического мышления людей, живущих в условиях рыночной экономики?
Использованная литература
Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М., Новая школа, 1993.
“Круглый стол” по теме “Образование”
(курс “Обществознание”)
Цели урока:
- подвести ребят к пониманию и осмыслению основных проблем современного российского образования;
- убедить учащихся в необходимости получения качественного образования;
- заставить ребят задуматься о смысле и целях образования и самообразования;
- формировать умение излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Оборудование: конверт, карточки с вопросами.
Вопросы на карточках
- Что, по Вашему мнению, сегодня должен знать и уметь современный человек?
- Какие 5 книг, на Ваш взгляд, должен обязательно прочитать каждый человек?
- Ваше отношение к элитным формам образования.
- Считаете ли Вы оправданным введение платных образовательных услуг?
- С какого возраста, на Ваш взгляд, должно начинаться непрерывное образование? Аргументируйте свой ответ.
- Чем может быть полезно сотрудничество с другими странами в области образования?
- Как в образовании должны сочетаться элементы общекультурной и специальной подготовки?
- Чем, на Ваш взгляд, должна заниматься школа – воспитанием или образованием?
- Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за образование ребенка?
- Приведите примеры, когда от уровня и качества образования зависит жизнь людей.
- Согласны ли Вы с утверждением, что образование – это лишь передача накопленных знаний и умений от поколения к поколению?
- Как Вы считаете, есть ли сейчас спрос на образованных людей? Аргументируйте ответ.
- Можно ли человека чему-нибудь научить, если он сам не хочет этому учиться? Как поступить в данной ситуации?
- Зачем изучать те предметы, знание которых не пригодится Вам во “взрослой” жизни?
- Должен ли каждый человек заниматься самообразованием?
- В чем, на Ваш взгляд, заключается этика учителя?
- В чем, на Ваш взгляд, заключается этика ученика?
- “Ученье – свет, а неученых – тьма”. Почему?
- На что (или на кого) рассчитывает человек, не имеющий образования?
- Быть образованным – это значит много знать?
- Представьте, что Вы уже взрослый человек, имеющий собственного ребенка. Когда Вы поведете его в школу – чего Вы будете бояться больше всего?
- Может ли полученное образование мешать достижению жизненных целей? Приведите примеры.
- Представьте ситуацию: Вы долго учились, освоили определенную специальность и в течение длительного времени не меняли место работы. Достигнув 35–40 лет, Вы неожиданно поняли, что всю жизнь занимались не своим делом. Переучиваться уже поздно – нет времени, денег, память не та и т.п. Как Вы поступите в сложившейся ситуации?
Считаю предложенную форму урока наиболее удачной для изучения данной темы, поскольку ребята, находясь в школе, как говорится, “на собственной шкуре” испытывают все сложности нашей системы образования. На мой взгляд, данный урок очень полезен и для учителя, так как есть уникальная возможность посмотреть на ряд проблем глазами учеников.