Социальное проектирование является приоритетным в работе нашей школы. Существует определенный алгоритм, по которому мы работаем, и это позволяет нам добиваться хороших результатов. Нами был осуществлен проект, который мы назвали «Долг памяти». Работа над ним шла в течение четырех месяцев и состояла из восьми стадий. Вся работа над проектом велась самими учащимися, учитель выступал в роли координатора. На каждой стадии учащиеся обязательно делают выводы.
Стадии работы над проектом:
- Определение круга учащихся, подготовка их к работе над проектом.
- Анализ вопросов, требующих незамедлительного решения для нашей территории.
- Сбор информации по интересующему вопросу.
- Выработка программы действий по решению проблемы.
- Реализация программы действий. Собственное участие в решении проблемы.
- Оформление собранного материала. Подготовка презентации проекта.
- Защита проекта.
- Анализ работы над проектом учащимися.
После формирования группы учащихся для работы над проектом, был проанализирован круг вопросов, требующих решения. Инициативная группа учащихся школы решила выяснить, какие проблемы существуют на территории Новозабалковского сельского совета. Был проведен опрос среди педагогов школы, родителей, жителей села о проблемах, которые их волнуют и требуют незамедлительного решения. Были выявлены три наиболее важных проблемы:
1. Забытая братская могила времен Великой
Отечественной войны на 748 км Куйбышевской ж/д.
В годы войны недалеко от нашего села на железной
дороге произошло крушение военных эшелонов и
рядом с этим местом находится братская могила.
Эта могила оказалась забытой и никому не нужной.
На этом месте уже много лет растет лес, и люди,
проходя мимо этого места, даже не подозревали,
что здесь похоронены воины.
2. Аварийное состояние дороги с. Канаевка – с.
Новые Забалки – ст. Шнаево.
3. Освещение улиц села в вечернее и ночное время.
Была выявлена самая важная проблема, которую
необходимо решить в первую очередь. Для этого был
проведен опрос в форме интервью с родителями,
родственниками, соседями. Их попросили ответить
на вопрос:
Какую проблему вы считаете наиболее значимой?
(Интервью было взято у 50 человек)
Результаты: из 100% опрошенных – 68% считают
главной проблему под №1, 22% – проблему №2, 10% –
проблему №3.
Вывод: большинство интервьюированных
считают наиболее актуальной проблему под №1 –
«Забытая братская могила времен Великой
Отечественной войны на 748 км Куйбышевской ж/д».
Наша инициативная группа решила заняться
решением этой проблемы.
Учащиеся, педагоги школы, жители села решили
устранить эту несправедливость и благоустроить
это место. Ведь во многих семьях, кто-то из отцов,
дедов и прадедов был участником той страшной
войны, многие пропали без вести.
Занимаясь благоустройством братской могилы,
ребята решили отдать долг не только этим
погибшим воинам, но и своим родным и близким,
сложившим свои головы на фронтах и дорогах
Великой Отечественной войны. Работу решили
назвать «Долг памяти», тем самым выполнить долг
перед погибшими в той далекой войне.
В выборе проблемы проекта нас поддержали:
глава Новозабалковской администрации Трушнина
Н.Н., родители, учителя и социально-активные
жители села.
Была поставлена цель и задачи для решения
проблемы.
Цель: благоустроить братскую могилу.
Задачи:
1. Привлечь внимание общественности к проблеме.
2. Установить крест.
3. Провести панихиду.
После этого мы начали сбор и анализ информации по нашей проблеме. Мы обратились к Главе Администрации Новозабалковского сельсовета Трушниной Н.Н.за разрешением на начало поисковой работы и благоустройство братской могилы. Трушнина Н.Н. разрешила нам проводить работу и пообещала содействие в решении проблемы.
Вывод: Глава Администрации Новозабалковского сельсовета Трушнина Н.Н. разрешила нам проводить поисковую работу и благоустраивать братскую могилу, также обещала оказывать содействие в работе.
Получив согласие Главы администрации на
проведение нашей работы, мы решили ознакомиться
с нормативно-правовыми актами, которые касаются
нашей проблемы.
В законе Российской Федерации от 14 января 1993 года
№ 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при
защите Отечества» мы нашли статьи 1, 2, 4, 8,
которые являются подтверждением
правильности нашей работы.
Вывод: статьи этого закона призывают уважительно относится к памяти погибших при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества. В целях выявления неизвестных воинских захоронений, установления имен погибших проводить поисковую работу.
Затем мы решили узнать в СМИ и сети Интернет, существует ли подобная проблема в других регионах России и выяснили, что она действительно актуальна для многих регионов России.
Вывод: проблема воинских захоронений существует во многих регионах России, она носит общегосударственный характер.
Было решено провести социологический опрос с целью выяснения причин, почему братская могила оказалась заброшенной. Были составлены вопросы для респондентов.
Вопросы анкеты.
1. Знаете ли вы, что на территории нашей
администрации во время войны на железной
дороге произошло крушение военных поездов, и
погибли солдаты, ехавшие на фронт?
2. Знаете ли вы, что погибшие были захоронены
рядом с местом крушения в братской могиле
на 748 км?
3. Что вы предлагаете сделать, чтобы увековечить
память погибших?
4. Были ли участники Великой Отечественной войны
в вашей семье?
5. Есть ли среди них погибшие, и знаете ли вы их
место захоронения?
6. Как вы считаете, почему братская могила,
находящаяся на 748 км оказалась забытой?
В течение недели проводился социологический опрос. Результаты вносились в анкеты, а затем были подведены итоги.
Вывод: Большинство опрошенных знали о крушении поездов и о том, что погибшие захоронены рядом с местом крушения. Большая часть опрошенных предлагают установить памятник на месте захоронения. Основная часть опрошенных имеет в своей семье погибших воинов и не знает места их захоронения. Главной причиной того, что могила забыта было названо сложное военное время.
Для осуществления проекта был составлен план действий, в котором определялись все шаги к осуществлению цели.
План действий
№ | Планируемое действие |
Дата | Ответственный |
1 | Социологический опрос жителей села учащимися школы. | 09.08 | Группа «Социологи» |
2 | Опрос свидетелей крушения поездов о точном месте захоронения погибших. | 09.08 | Группа «Социологи» |
3 | Изучение законодательной и нормативно-правовой базы проблемы | 10.08 | Группа «Правоведы» |
4 | Запросы в архивы УВД, ФСБ Пензенской области, архив Куйбышевской железной дороги, РКК, ЦА ФСБ России для установления точной даты крушения и личностей погибших. | 10.08 | Группа |
5 | Привлечение родительской помощи для реализации проекта. | 10-11. |
Координаторы, администрация школы |
6 | Составление сметы расходов по благоустройству братской могилы. | 10.08 | Группа |
7 | Сбор средств для благоустройства братской могилы. | 10-11. |
Группа |
8 | Подготовка строительных материалов: доставка древесины, изготовление креста, приобретение краски. | 10-11. |
Родители, «Экономисты» |
9 | Создание бригады из числа родителей, учащихся и педагогов для осуществления вопросов благоустройства братской могилы. | 10-11. |
Координаторы, |
10 | Расчистка места захоронения. | 10.08 | Группа «Социологи» |
11 | Организация панихиды по погибшим. | 11.08 | Группа «Правоведы» |
12 | Установка креста, проведение панихиды. | 4.11.08 | Учащиеся школы, родители |
13 | Привлечение СМИ к данной проблеме. | 11-12. 08 |
Группа |
14 | Оформление портфолио и информационного стенда проекта. | 01.09 | Группа «Юнкоры» |
15 | Защита проекта | 02.09 |
Чтобы решить вопросы по благоустройству
братской могилы была определена зона
взаимодействия. Кроме специалистов разных
уровней к осуществлению проекта были привлечены
родители, спонсоры, жители села.
Была составлена смета расходов, необходимых для
благоустройства братской могилы.
Смета расходов
№ | Вид работ |
Стоимость |
1 | Древесина для изготовления креста | Безвозмездно предоставил участковый лесничий Митяшов Ю.И. |
2 | Изготовление креста | 400 рублей. |
3 | Доставка и установление креста к месту захоронения | Осуществлено силами учащихся и родителей. |
4 | Проведение панихиды | 500 рублей. |
5 | Краска | 100 рублей |
6 | Покраска креста | Осуществлено силами учащихся и родителей. |
Итого: | 1000 рублей |
В целях привлечения внимания СМИ к нашей
проблеме прошла встреча с корреспондентом
газеты «Городищенский вестник» Зенкиной Ларисой
Николаевной, которая обещала освещать нашу
работу в газете. В районной газете была
опубликована ее статья «Знать не можешь доли
своей…».
Благодаря, сети Интернет, мы связались с
корреспондентом региональной газеты
«Куйбышевский железнодорожник» Еркиным
Валерием и провели с ним встречу. Он помог
опубликовать статью о нашей работе в областной
газете «Молодой ленинец».
Для поиска информации об обстоятельствах
крушения поездов и гибели людей мы обратились
в архивы различных уровней: в МВД России,
Управление внутренних дел по Пензенской области,
ЗАГС, Военный комиссариат, ФСБ России,
общественные организации.
В архиве Новозабалковского сельского совета
интересующая нас информации не была найдена.
Одновременно с отправкой писем в архивы мы
начали искать свидетелей. Глава Администрации
Трушнина Н.Н. посоветовала нам обратиться к
Сладкову А.Н., так как он является старожилом
села, и в годы войны проживал недалеко от места
трагедии.
Наша группа отправилась к свидетелю для
выяснения обстоятельств катастрофы.
Сладков А.Н. рассказал о местоположении братской
могилы и подробности аварии поездов. Он проводил
нас к месту захоронения. В течение многих лет он
хранил память о погибших. Чтобы не забыть место,
Александр Николаевич делал зарубки на деревьях,
растущих вблизи.
Мы были поражены увиденным: неужели это место
является захоронением? Почему столько лет оно
оставалось забытым?
В октябре 2008 года силами бригады родителей,
педагогов, учащихся территория братской могилы
была очищена от кустарника и валежника и,
согласовав с Администрацией сельского совета,
решили установить на могиле крест и провести
панихиду. Это мероприятие было запланировано на 4
ноября – День народного единства и
церковного праздника Казанской божьей матери.
Мы обратились к главе сельской Администрации с
просьбой разрешить сбор средств на
благоустройство братской могилы и проведение
панихиды. На территории села были установлены
ящики для сбора благотворительных средств и
расклеены объявления об этой акции.
Были собраны средства, на которые местные
умельцы изготовили дубовый крест. В начале
ноября 2008 года была осуществлена договоренность
с настоятелем храма Рождества Пресвятой
Богородицы о проведении панихиды по погибшим на
месте крушения и освещении могилы.
И вот настал тот день. К месту захоронения
отправились целыми семьями, т.к. та жестокая
война оставила свой страшный отпечаток в семье
почти каждого односельчанина.
Крест погрузили на тракторную тележку и в
сопровождение учащихся школы, родителей, жителей
села доставили на место захоронения.
Ребята по настоянию отца Даниила установили
крест и обустроили могтлу.
Теперь и в нашем селе есть место, куда может
прийти любой человек и вспомнить тех, кто не
вернулся с фронта, поклониться могиле
неизвестного солдата. Ведь война коснулась
каждой семьи.
Благодаря публикациям в прессе, был найден ещё
один свидетель крушения был Юнушкин Николай
Петрович, который в настоящее время проживает в
селе Канаевка Городищенского района.
Юнушкин Н.П. – уроженец села Новые Забалки. В
декабре 1941 года ему было 17 лет. Он был свидетелем
крушения и участвовал в захоронении погибших. Он
подтвердил нам, что место захоронения найдено
правильно. Мы узнали много новых подробностей о
катастрофе и убедились, что событие произошло в
декабре 1941 года.
Результатом нашей работы с областными архивами
стало письмо из Государственного архива
Пензенской области.
Таким образом, мы получили официальный документ,
подтверждающий факт аварии и гибели людей. В
документе указана точная дата трагедии – 29
декабря 1941 года. Благодаря работе с архивами
мы узнали имена 12 погибших в этой ужасной
катастрофе.
Таким образом, проблема благоустройства
братской могилы была решена. Данный проект не
является краткосрочным по своей сути. В
перспективе учащиеся будут проводить работу,
чтобы добиться данному воинскому захоронению
статуса памятника; наладить связь с
родственниками погибших.
Весь собранный материал (фотографии, схемы,
диаграммы, графики, документы и др.) мы оформили в
виде портфолио, а так же на раздвижном стенде. Был
подготовлен сценарий защиты проекта,
проанализирован круг вопросов, который может
быть задан зрителями в ходе защиты проекта.
Состоялась защита проекта.
После проделанной работы мы проанализировали
все этапы подготовки нашего проекта и сделали
выводы.