Организация исследовательской деятельности на уроках истории с применением информационно-коммуникационных технологий

Разделы: История и обществознание


Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно подняли престиж общественных наук.

В этой ситуации сфокусированы все противоречия нашего общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация исторического образования на практике означало лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Духовный кризис общества сказался на процессе формирования системы ценностей наших учащихся.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивается как дополнительная работа во внеурочное время. С каждым учеником (среди старшеклассников в работу включилось 32человека) выстраивались основные этапы работы, которые заключались в следующем:

  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  • определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти);
  • выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);
  • определение последовательности проведения исследования;
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).

Тематикой исследования стал курс истории России, где на выбор было предложено более 50 тем, в том числе по краеведению. С каждым ребенком тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. Сложно было подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. На данном этапе моя задача состояла в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор, который он считал бы своим. Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся поверхностными. Однако есть работы, которые можно выделить из общего ряда, ими оказались те, где учащиеся активно использовали компьютерные технологии.

В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей ИКТ (информационные компьютерные технологии) стали, прежде всего, ресурсы сети Интернет, где учащиеся получили возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах, например, в работе ученика  11 класса М. Касницкого: “Гражданская война на юге Приморья (деревня Американка)”.

Наиболее эффективно осуществлялась обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт, например, в работе ученика 11 класса Д. Рыжикова  “История  Тихоокеанского флота в портретах”.

При презентации некоторые работы сопровождались звуковым сопровождением, фото-видеомонтажом, например, работа ученицы 11 класса Ш. Клениной  “Конфликт на о. Даманском”.

Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении. Наиболее яркой работой получилась у учащейся 11 класса Ж. Жосу “Проблемы социализации личности”.

Знакомясь с различными аспектами ИКТ, главное – рациональное использование компьютера. Встает также необходимость формирования новой информационной культуры.

Последним этапом нашей работы была защита собственных работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. Желательно, проводить защиту работ по мере их готовности. Для оценки результатов необходимо привлекать старшеклассников, учителей, можно приглашать и родителей. По итогам защиты необходимо поощрять как авторов работ, так и тех, кто задавал интересные вопросы.

Стратегия современного воспитательного процесса и историко-обществоведческого образования одной из важнейших задач признает формирование новой структуры военно-патриотического воспитания, обеспечивающей становление целостной системы знаний о человеке и современные образовательные и воспитательные программы учитывают региональную историю при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.

Региональная тематика в вопросах военно-патриотического воспитания позволяет связать обучение и воспитание с жизнью своего города, края, с практикой сегодняшнего дня. Изучение истории своего региона в условиях начального профессионального образования позволяет приблизить школьное обучение к вузовскому, поскольку предполагает исследовательскую работу, проблемное понимание материала.

История своего региона в контексте общенациональной истории без излишней драматизации, в спокойном, взвешенном изложении способствует патриотическому воспитанию учащихся: прививается любовь к родному краю, к людям его населяющим, воспитывается гордость, национальное самосознание, чувство причастности к героическому прошлому своего народа, а значит, формируется гражданская позиция у наших учащихся. Внеклассная, внеурочная работа по региональной тематике имеет важное образовательное значение, она способствует подъему общечеловеческого уровня культуры студентов.

История своего края, города, своей семьи, своего народа начинается еще в школе, поэтому региональный компонент в системе военно-патриотической воспитательной работы в исследовательской деятельности учащихся  является логическим продолжением.

Материал о местной истории является неотъемлемой и обязательной частью историко-обществоведческого образования, но он будет интересен учащимся, когда педагог проявит живой интерес к истории своего города, района. Военно-патриотическое воспитание должно осуществляться планомерно, системно, на научной основе. Поисково-исследовательская форма работы позволяет видеть причинно-следственные связи, закономерности событий истории местной в контексте истории государства и мировой цивилизации.

Работа по историческому краеведению предполагает уроки-экскурсии, вечера, викторины, игры по краеведению, работу с документами, фондами музея, изготовление наглядных пособий и т.д. И вот здесь индивидуальная работа является необходимым начальным элементом всего процесса формирования знаний по региональной истории. Л.С. Выготский (психолог-педагог) предупреждал: «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы реакции оставляли эмоциональный след в ученике». Именно поэтому уроки истории должны быть направлены не только на реализацию целей, связанных с формированием новых знаний, но и на  приобщение учащихся к истории своего города и края.

Материал по истории нашего государства – велик и не всегда может быть изучен, рассмотрен на обычном комбинированном уроке. Поэтому здесь будут уместны лекционные и семинарские занятия. В своей работе  предлагаю разработку урока-семинара «Реформы Петра I» и интегрированного урока (история и литература), с использованием информационных технологий «Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны».

Мною систематически проводятся уроки-экскурсии в музейно-выставочный центр по темам: «Приморье в 30-е годы ХХ в.», «Приморье в годы Великой Отечественной войны», «Приморье в 50-90-е годы ХХ в.».

С 2005 г. по настоящее время в 5-7 классах  совместно провожу с научным сотрудником музея Тепляковой Е.Ю. и заместителем музейно-выставочного центра по науке Агафоновой Е.В. внеклассные мероприятия, посвященные Дню Конституции. Учащиеся готовят доклады и слайдовые презентации по данным темам.

В  2006 году дано городского внеклассный семинар в рамках заседания городского методического объединения учителей истории по теме: «Переселенческая политика П.А. Столыпина» на базе Музейно-выставочного центра г.Находки.

В 2000 году был опубликован сборник ДВГАЭиУ (филиал г. Находка) с материалами студенческой конференции по теме: «История и проблемы социально-экономического развития г. Находка», в котором была напечатана работа  студентки НКЛ№18 (позднее Профессиональный лицей №18) Руденко Веры по теме: «История образования и развития Находкинского коммерческого лицея №18: перспективы развития», которая создавалась под моим руководством. Данное исследование проводилось по материалам архивов НКЛ №18, города, Музейно-выставочного центра г. Находки. Результаты исследования переданы в Музейно-выставочного центра г. Находки.

Результативность работы в технологии учебного исследования:

Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

  • научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
  • требует большой затраты сил и времени участников исследования;
  • как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
  • как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
  • не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.

Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.

В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах. Поэтому исследовательскую работу с учащимися я планирую продолжить и в дальнейшем.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.

Список используемой литературы:

  1. Алексашина А.Н. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. – М.: АСТ, 1997.
  2. Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М.: Дет.лит., 1989.
  3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 1989.
  4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Изд-во ВИТА-ПРЕСС, 2002.
  5. Знаменская Р.А. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История. География. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  6. Кириллов В.В. Курс истории России XVI-XX веков. – М.: «Аквариум»; 1998.
  7. Матюшина Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1980.
  8. Платонов Г.Ф., Кантерова И.Я. Методика преподавания философии: проблемы перестройки. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1991.
  9. Простов Н.И. Кружковая работа по истории и обществоведению. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем?  Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990 г.
  11. Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  12. Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы. – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.
  13. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2003.
  14. Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1 – М.: Просвещение, 2008.
  15. Плоткин Г.М. Материалы и порзнавательные задания по отечественной истории – М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.
  16. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.
  17. Тракьен
  18. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3