История и обществознание
-
Некоторые аспекты преподавания курса "История кадетского образования в России" в 6–7-х классах кадетского корпуса 2005
Я преподаю "Историю кадетского образования в России" в течение четырех лет. В современной России продолжается расширение сети кадетских корпусов. Именно поэтому является актуальной разработка методики преподавания такого предмета как " История кадетского образования в России", включенного в учебную программу кадетского корпуса в рамках кадетского компонента. В статье содержится обобщение накопленного опыта: фрагменты уроков по отдельным темам, примеры заданий и вопросов, задания для работы учащихся в группах. Проблемой является отсутствие у детей необходимых исторических знаний, что делает особенно тщательным выбор исторического материала. Приложения содержат иллюстративные, документальные материалы, список литературы, темы сочинений, докладов, творческих заданий.
-
Вечер, посвященный первооткрывателям Америки, "Тебе, Колумб, тебе венец!" 2005
Из опыта работы в рамках предметной недели, с целью систематизации и закрепления знаний учащихся, для мотивации детей на углубленное изучение истории Средних веков рекомендую проведение исторического вечера "Тебе, Колумб, тебе венец!" после завершения изучения тем "Норманны" и "Географические открытия".
-
Мультимедийный урок истории для 6-го класса общеобразовательной школы по теме: "Начало раздробленности Руси" 2005
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – одна из целей современного образовательного процесса. Применение компьютера на уроке оправдано прежде всего при большой индивидуализации работы учащихся. Любая форма работы над исторической темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, документальных и справочных материалов. Урок рассчитан на 2 часа изучения материала и 1 час обобщения и контроля знаний в 6 классе общеобразовательной школы (3 часа).
-
Приложение к авторской программе "История в лицах" 2005
Данное приложение содержит тезисы, позволяющие организовать разноплановую работу. Как правило, это задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения. Тезисы могут быть использованы преподавателями для организации обсуждений, дискуссий, причём в большинстве своём они не предполагают однозначных ответов, многие тезисы ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса, плюралистичность в оценке событий, явлений тех или иных деятелей. Поскольку тезисы не привязаны конкретным урокам и характеризуют различные стороны одной и той же личности, они могут использоваться избирательно. Эти материалы могут быть применены в ходе лекционного изложения или для других форм урока.
-
Урок-игра "Социально-экономическое и политическое развитие России в годы правления Екатерины II и Павла I" 2005
В игре принимают участие 2 команды по 6-8 человек каждая. Несколько учащихся, выбранных самими ребятами, составляют экспертную группу, оставшиеся учащиеся выступают в роли болельщиков. Вначале определяется команда, которая получит право начать игру. Каждый член команды имеет право ответа только 1 раз, таким образом, в течение игры почти все члены команды имеют возможность ответить. Команда, набравшая больше баллов в ходе первого задания, открывает игру (далее все вопросы задаются поочерёдно), соответственно, команда, набравшая больше баллов по итогам всей игры, объявляется победителем.
-
Конспект урока истории в 6-м классе по теме: "Достижения культуры Руси IX – начала XII в." 2005
Урок изучения нового материала построен по типу традиционной формы, сочетающей объяснение учителя с организацией активной познавательной деятельности учащихся. Используются различные приемы для работы с текстом учебника (кластер), анализ исторических источников и художественных текстов, навыки выполнения заданий в группах.
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Русь в XIV–XV вв.: образование централизованного государства" 2005
Многие вопросы темы являются дискуссионными и требуют от учащихся осмысления на более высоком уровне. Для активизации и углубления знаний учащихся предлагаю проводить семинар с элементами дискуссии в конце изучения темы. Семинар требует предварительной подготовки, поэтому в начале изучения темы учащиеся получают список литературы и делятся на 3 группы, представляющие различные позиции и подходы в историографии. В ходе семинара учащиеся характеризуют различные точки зрения на проблему образования единого государства в России, анализируют деятельность московских князей и в результате приходят к выводу, что же позволило именно Москве стать политическим лидером Руси в XIV – XV веках.
-
Страшная тайна волшебной сказки. Курс по выбору для 9-го класса 2005
Курс расширяет и углубляет познания девятиклассников в областях словесности и истории. Содержание курса позволяет обучающимся по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомый материал - волшебную сказку. Сравнивая тексты народных сказок, характеризуя их персонажей и действия, знакомясь с некоторыми положениями исследователя-фольклориста В.Я. Проппа, школьники откроют исторические корни мотивов произведений устного народного творчества. Цель курса - формирование и выявление познавательного интереса обучающихся к дисциплинам образовательных областей "Филология" и "Обществознание".
-
Исследовательская деятельность учащихся по истории с использованием компьютерных технологий 2005
В современной образовательной системе актуальной является подготовка учащихся к исследовательской деятельности, т.к. развиваются навыки исследовательского поиска, самостоятельность, создаются условия, способствующие саморазвитию личности.Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления.Учебное исследование по предмету проводится как дополнительная работа во внеурочное время и выстраивается в несколько этапов.Тематикой исследования был выбран курс "История России". В процессе разработки тем использовались возможности ИКТ (информационные компьютерные технологии).
-
Использование документально-методического комплекса в развитии познавательного интереса к предмету история 2005
Предлагаемая работа показывает систему работы с ДМК на уроках истории. Систематически, начиная с пятого класса, постепенно увеличивая сложность задания, сталкивая противоречащие документы, наблюдаем возрастание критичности, самостоятельности в выборе решения. Использование ДМК помогает поднять обучение до творческого уровня. Учащиеся осваивают методику процесса получения и проверки личного знания, появляются навыки, умения учитывать множество факторов при решении проблемы, развивается познавательный интерес к предмету.Работа с ДМК способствует формированию информационных интеллектуальных общеучебных умений и навыков и воспитанию людей творческих.
-
Традиции и обычаи наших предков 2005
Данный материал можно использовать с детьми на занятиях по ознакомлению с русской народной культурой. Конспекты занятий формируют целостное представление об окружающем мире в процессе общения с предметами быта и культуры.
-
Олимпийские игры в древности. Урок в 5-м классе 2005
Урок в 5-м классе рассчитан на 45 минут. Тип урока: пресс-конференции. На уроке ученики могут узнать много нового по теме. Учатся сравнивать, задавать вопросы, отбирать важную информацию.
-
Урок по теме: "Новгородская боярская республика" в 6-м классе 2005
Урок в 6-м классе рассчитан на 45 минут. Тип урока - деловая игра. Методические приемы: работа в группах, каждая из которых получает индивидуальные задания. Результат работы группы отражается в таблице. На уроке отрабатываются навыки работы с текстом, анализ информации, умение кратко формулировать выводы. Извлечение информации из исторической карты. Умения делать выводы и обобщения.
-
Урок изучения нового материала по теме: "Византийская империя — наследница Рима" 2005
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введение новых понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов. Изучение осмысления первичное обобщение и закрепление нового материала, перенос его в новые ситуации.
-
Из опыта преподавания истории Древнего мира 2005
Формирование исторического познания начинается с первых уроков истории в 5 классе. Варианты проведения первого урока: вариант 1 предполагает вызвать интерес к исторической науке как источнику исторического знания; вариант 2 показывает историческую науку как составную часть знаний человека об окружающем мире; вариант 3 содействует формированию первоначальных умений работать в группе, используя различные источники знаний для поиска ответа на поставленную задачу.
-
Урок истории в 9-м классе по теме: "Индустриализация в СССР " 2005
Урок истории в 9 классе "Индустриализация в СССР" построен в основном на практической работе учащихся со статистическими данными, общественно-политической литературой, что способствует развитию у школьников навыков самостоятельного анализа исторического материала, умения сопоставлять информацию разных источников, обосновывая своё отношение к изложенным в них фактам. Задания обучающиеся выполняют в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель на данном уроке координирует деятельность учащихся, помогая им уяснить сущность индустриализации, а также способствует формированию представления об истоках трудового героизма 30-х годов. Для организации практической работы обучающихся желательно, чтобы у каждого были приложения, прилагаемые к этому уроке. Закрепление изученного материала проводится в виде текстовых заданий. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности школьников и формированию интереса к истории родного края.
-
Открытый урок по теме: "Курская битва" 2005
Урок истории, на котором учащиеся подробно знакомятся с факторами, определившими коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
-
Урок "Курская битва" 2005
Представлен конспект урока истории, посвященного изучению Курской битвы и ее значению в ходе Великой отечественной войны.
-
Урок истории "Языческие верования славян" 2005
Урок "Языческие верования славян" разработан для 4 класса начальной школы по курсу Саплиной Е.В., Саплина А.И. "Введение в историю" и является одним из серии уроков, которые знакомят с обычаями и нравами восточных славян. Урок позволяет раскрыть причины появления у славян многобожия (язычества). Урок построен в форме увлекательного путешествия с летописцем по Древней Руси. Трава, деревья, реки, камни - все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами. Начинается знакомство с духов. Рассказ учителя сопровождается показом рисунков детей. Особое внимание уделяется таким духам, как домовому, лешему, водяному. Кроме низших духов, славяне поклонялись верховным божествам. Богов, как и духов, было много. На уроке ребята знакомятся с некоторыми из них. У славян для каждого бога был свой день в году. Это - праздник для Бога. Учитель рассказывает о праздниках Коляда, Масленица, Иван Купала, Семик, День Перуна. В конце урока дети получают творческое задание: сделать рисунки с изображением духов или богов или сцены языческих праздников; узнать, откуда появилось выражение "чур меня".
-
Внеклассное занятие по истории "Зигзаг удачи" 2005
Игра "Зигзаг удачи" является заключительным звеном цикла внеклассных групповых занятий "Славянская мифология". Занятия апробируются в МОУ Приметкинская основная общеобразовательная школа Мариинского района Кемеровской области с 2001 по 2004 гг. Данный опыт можно отнести к усовершенствованию внеклассной исследовательской работы, направленной на изучение быта и верований наших предков - славян. Целью игры является включение ребенка в культуру своего народа как элемента данной культуры в непрерывной связи с широким взглядом на мир.
-
Диспут по теме "Любовь – добро, любовь – зло" 2005
Диспут по теме "Любовь - добро, любовь - зло", с одной стороны отражает известную философскую проблему противостояния добра и зла, с другой стороны, вторгается в эмоциональную сферу жизни любого человека, ибо любовь присутствует в жизни каждой личности.
-
Великая Отечественная война (повторительно-обобщающий урок) 2005
Урок проводится в форме группового зачёта, как смотр знаний, поэтому на нём желательно присутствие ветеранов войны, администрации учебного заведения. Цели урока - формирование патриотизма, нравственной позиции, чувства сопричастности к судьбам соотечественников и уважения к старшему поколению нашего государства; развитие и поддержка интереса учащихся к теме Великой Отечественной войны; проверка уровня ЗУН учащихся по данной теме.
-
Урок обществознания, рефлексия в среднем звене на тему: "Общение и его роль в жизни человека" 2005
Данный урок "Общение и его роль в жизни человека" можно использовать на уроках обществознания в 8-м классе и на рефлексии в среднем звене. Главная идея урока: для полноценного человеческого существования необходимо общение, особенно в период интенсивного развития личности; культура общения - необходимое условие эффективного общения.
-
Урок памяти "Судьбы двух кубанских женщин" 2005
Данный материал посвящён 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, показывает взаимосвязь человеческих судеб с событиями в стране, направлен на воспитание патриотизма, любви к малой родине - Кубани, знакомит с историческим прошлым страны.
-
Работа историков в экспериментальном режиме школы № 22 г. Перми 2005
С учетом содержания обучения, организации учебного процесса, в рамках проекта ЕДШ в школе особое место занимает преподавание обществоведческих и исторических дисциплин, которое включает использование билингвального компонента на уроках.
-
Вводная лекция по теме: "Человек. Индивид. Личность" 2005
Современный мир - это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без детального изучения темы: "Человек. Индивид. Личность". В условиях происходящих глубоких перемен в современном мире крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм на тему: "Человек. Индивид. Личность".
-
Государственная идея в русских "Атлантидах" и в современной России 2005
Цель предложенного урока - актуализировать, систематизировать знания материала по истории Российской цивилизации, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем поставленной на уроке проблемы.
-
Урок истории в 3-м классе по теме: "Название моего города" 2005
Разработка краеведческого урока, решающего задачи расширения кругозора учащихся по теме: " Мой родной край",привития любви, интереса к родному краю, малой родине, развития эмоций, чувств, речи учащихся.
-
Урок исторической правды 2005
Урок исторической правды для учащихся 11-х классов по теме "Военно-стратегическая ситуация на фронтах II мировой войны летом 1942 - летом 1943 г.". На основе анализа доступного материала учащиеся делают выводы о реальном вкладе в общую победу над фашизмом основных государств, участников антигитлеровской коалиции.
-
Урок толерантности по теме: "Военный противник: проблема отношений" 2005
Этот урок, являясь уроком изучения нового материала или урок-дискуссия, может быть так же использован, как внеклассное мероприятие. Этот урок должен выполнить следующие задачи: создать условия для ориентации детей на ценности ненасилия, законности, справедливости, как нравственную основу поведения в определенных ситуациях. Создать условия для ориентации детей на ценности терпимости к иным точкам зрения отличных от собственных.