Ленинград – это одна из памятных страниц истории нашего государства. Его судьба не отделима от нашего народа. Героическая оборона города в годы Великой Отечественной войны стала символом мужества. На примере бессмертного подвига его жителей воспитано не одно поколение наших соотечественников.
“Память моя блокадная…” - встреча двух поколений. “Дети 40-х и молодость XXI века”. Дети 40-х чье детство, юность прошли в суровые годы, кому война исковеркала, искалечила судьбы и молодежи сегодняшнего дня, которые, приклоняясь перед их мужеством, стали инициаторами акции внесший посильный вклад в создание памятника “Детям войны” в городе Красноярске.
“Память моя блокадная…”
Звучат песни о Ленинграде. (Все участники и приглашенные ветераны собираются в зале.)
Сигнал.
Звучит вальс – “Ленинградское небо”.
(Танцуют вальс под фонограмму, резко – плачь, бомбы, мелодия “Вставай страна огромная”.)
1-й ведущий: Рано утром 22 июня по приказу правительства Германии фашистские войска от Балтийского до Черного моря огненной лавой обрушились на границы СССР и устремились в глубину его территории по заранее намеченным направлениям.
2-й ведущий: Особое значение командования немецко-фашистских войск придавала захвату Ленинграда. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большого политического эффекта.
3-й ведущий: Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны. Мы будем говорить о ленинградцах, перед мужеством которых, мы все должны склонить колени.
4-й ведущий: На нашем сегодняшнем вечере присутствуют почетные гости. Ленинградцы. Кто пережил суровые дни блокады, кто с оружием в руках защищал нашу родину.
Это - (ведущие перечисляют по И.О. всех ветеранов, младшие классы дарят цветы)
От имени всех вам наш поклон.
(Исполняется песня “Баллада о солдате” муз В. Мигули, сл. М. Агашиной)
1-й ведущий:
Память моя блокадная,
Честная, не плакатная,
Не подводи меня,
Не потеряй ни дня.
2-й ведущий:
Если не мы, то кто же
Миру поведать сможет
Новую “Илиаду”
Быль про нашу блокаду.
3-й ведущий
Ты не жалей меня,
Память моя блокадная,
Боль миллионократная.
Сердце моё храня,
Ты не жалей меня.
4-й ведущий:
Если не мы, то кто же
Правду вернуть поможет –
Правду невероятную,
Страшную, непонятную.
1-й ведущий: Надо знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто выстоял, о людях, не имеющих оружия, которые лишь стойкостью могли что-то сказать миру. Надо знать какой бывает война.
(Звучит – тема “Нашествие” Д.Шостаковича)
2-й ведущий: Группа армии “Север” всей своей мощью обрушились на войска Ленинградского фронта и Балтийского флота. Враг рассчитывал с ходу, штурмом овладеть городом.
3-й ведущий: Вспоминает участник боёв на Ленинградском фронте, защитник города – Никитин Н.П. (пока проходит до микрофона звучит музыка “Северо-западный фронт”)
После воспоминания ветерана хор младших классов исполняет песни: “Землянка”, муз. К.Листова, сл. Л. Ошанина и “Дороги” муз. И. Новикова, сл. А. Суркова
4-й ведущий: Сотни, тысячи взялись за оружие, или ушли добровольцами на фронт, в народные ополчения, рыли окопы, сооружали заграждения, чтобы не пропустить врага.
1-й ведущий: Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длинною 626 км, построили 1.500 дотов и дзотов, 35 км баррикад.
2-й ведущий: Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождём, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнём.
3-й ведущий: Мужчины, женщины, вчерашние школьники - все поднялись на защиту своего отечества.
(Ученик читается отрывок из поэмы “Двести десять шагов” Р.Рождественский)
1-й ведущий: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начало войны.
2-й ведущий: Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздавало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице “Астория”.
3-й ведущий: Но триумфального марша не получилось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. Ленинград был плотно взят в кольцо, начались долгие дни осады.
4-й ведущий: С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города, порой продолжавшихся по 19,5 часов.
2-й ведущий: На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы.
Эрмитаж – объект № 9, Дворец пионеров - № 192, Институт охраны материнства и младенчества № 708. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей.
1-й ведущий:
Опять налет,
Опять сирены взвыли,
Опять зенитки начали греметь.
И ангел
С Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь,
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди
Воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
2-й ведущий: Воздушные пираты не оставались безнаказанными. В сентябре 1941 года из 2.712 фашистских самолётов пытающихся прорваться к Ленинграду, лишь 480 появились над городом, но и из них 272 не вернулись на свои базы.
3-й ведущий: Расчеты фашистов на мощь авиации и артиллерии не оправдались, и они всё больше надеялись на губительные последствия блокады. Когда кольцо блокады сомкнулось, в нём осталось 2мл 544тыс. человек гражданского населения и в том числе около 400 тыс. детей.
4-й ведущий: И на их хрупкие, тоненькие плечики обрушилась вся тяжесть блокады, вся ответственность – на равнее со взрослыми.
От имени детей блокадного Ленинграда, переживших ту страшную пору, говорит,- Андрющенко Т.И. и Десятова Л. В. (Выход и уход под музыку).
3-й ведущий:
Им в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
1-й ведущий: Вам лишенным детства, вам – чей смех и радость были прерваны фашистскими снарядами, - вам родные наши этот задорный детский танец. (Танцевальная группа исполняет танец)
2-й ведущий: Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат за “создание невиданной в истории мира блокады” и уверял: “Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам”
3-й ведущий: Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – почти 53 тысячи, январь и февраль унесли в могилу 199187 ленинградцев, март – ещё 890968. В самые трудные дни рабочие получали 250 грамм, а служащие, инвалиды и дети 125 грамм прогорклой комковатой массы, именуемой хлебом.
4-й ведущий: Врачи уже диагностировали дистрофию – болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжело раненные и умирали.
(Ученица читается стихотворение А.Молчанова “Мне снова приснилась блокада”, исполняется песня “Облака” муз. и сл. Егорова)
1-й ведущий: Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди - вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.
2-й ведущий: Но люди продолжали трудиться. Кировский завод, который оказался в опасной зоне, выполнял боевые задания. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.
3-й ведущий: Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.
4-й ведущий:
Их противниками были смерть и её союзники: голод, жажда, тьма…блокада.
Но они выстояли, выстрадали.
Они победили!!!!
1-й ведущий: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены торжественные и печальные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища.
2-й ведущий: “ Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внемлющий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто”
4-й ведущий: Идут годы, текут десятилетия – участников той страшной поры всё меньше. Поэтому так дорога каждая встреча с ними, чтобы они успели передать подрастающему поколению всю свою любовь, боль, радость за своё отечество.
1-й ведущий: С 1991 года в Красноярске организованно общество “Блокадник”. Учащиеся нашей школы частые гости на их заседаниях,- записываем воспоминания, берём интервью. Уберечь каждое слово, каждое имя донести до истории во имя будущего поколения.
2-й ведущий: Слово предоставляем Антоновой Валентине Степановне – председателю общества “Блокадник”
1-й ведущий: И для нынешнего поколения эти события важны, потому что помнить и хранить в своих сердцах историю родной страны это долг каждого русского человека.
Самое малое, что мы можем сделать – помнить и ценить оставшихся в живых и погибших за свою страну.
2-й ведущий: Мир, который вы отстояли, мы уберечь должны!
1-й ведущий: Встреча двух поколений “Дети 40-х и молодость XXI века”. Дети 40-х- чье детство, юность прошли в суровые годы. Кому война исковеркала, искалечила судьбы.
Молодость XXI века – не знала этой войны. Но эта тема волнует, - тревожит и нас. И мы – не знавшие её тоже пишем о ней стихи.
(Дети читают авторские стихи.)
1-й ведущий: И этот небольшой сборник наших стихов – вам в память о нашей встрече.
2-й ведущий: И эти сувениры сделанные нашими руками. (Ученики младших классов дарят сувениры)
1-й ведущий: Дорогие ветераны, гости – это выступление вам в подарок.
(Идут номера художественной самодеятельности).
2-й ведущий:
Запомни, этот город - Ленинград
Запомни, эти люди – Ленинградцы
(Все вместе исполняют гимн блокадников)
Ленинград.
Город над вольной Невой
Город нашей славы трудовой
Слушай, Ленинград,
Я тебе спою задушевную песню свою.
Здесь проходила, друзья,
Юность комсомольская моя.
За любимый край
С песней молодой шли ровесники, рядом со мной.
С этой поры огневой
Где бы Вы не встретились со мной
Старые друзья, в Вас
Я узнаю беспокойную юность свою.
Песня летит над Невой
Засыпает город дорогой
В парках и садах листья шелестят
Доброй ночи, родной Ленинград.