Оформление урока.
- Проектор для показа слайдов;
- Учебник С.В.Колпаков, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин "История Древнего мира";
- Документы; "Памятка" для характеристики цивилизации.
Формы организации познавательной деятельности.
- Индивидуальная;
- Групповая.
Основные понятия.
Цивилизация, Индия, Китай, Буддизм, конфуцианство.
План урока.
1. Географическое положение государств.
2. Занятия жителей.
3. Достижения культуры:
А) религии государств;
Б) место в мировой культуре изобретений, открытий.
Ход урока
Перед уроком класс разделен на две группы: Индия и Китай.
Начало урока. Мотивация.
На доске проектором изображается финикийский корабль.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, кто были лучшими мореплавателями в древности?
Ученики: Финикийцы.
Учитель: Сегодня вместе с финикийцами мы отправимся в морское путешествие. Прошу всех вступить на борт корабля.
На доске проектором изображаются карты Индии и Китая.
Учитель: Наше путешествие будет проходить по двум странам.
Одну страну ее жители называли центром Вселенной, государством в долине Желтой реки. А другое государство подарило миру бесценные художественные сокровища, это страна волшебных сказок и удивительных чудес. Как вы думаете, какие же страны мы сегодня посетим на нашем уроке?
Ученики: Индию и Китай. (Тема урока записывается в тетрадь)
Учитель: Ребята, с чем же вы хотите познакомиться, посетив эти государства?
Ученики дают различные ответы. Обобщая их, учитель обращает внимание на план урока и выделяет три основных вопроса: географическое положение, занятия жителей, достижения культуры.
Учитель: Индия и Китай - соседи и у них есть общие и различные черты в развитии. Давайте вместе сформулируем проблему нашего урока.
Ученики вместе с учителем формулируют проблему: Можно ли говорить об Индийской и Китайской цивилизациях и что общего и различного в развитии данных государств.
Изучение нового материала.
1. Географическое положение.
Учитель: Давайте, еще раз обратим внимание на карту и посмотрим, где же были расположены данные государства, в какой части света?
Ученики: В Восточной Азии.
Учитель: Перед вами лежат документы "Местоположение и природа Древнего Китая" - 1 группа, "Местоположение и природа Древней Индии" - 2 группа (приложение 1).
Задание: прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить свою колонку таблицы. (приложение2)
Вопросы | Индия | Китай |
Где расположены государства | ||
Какие реки протекают | ||
Какой климат в данных странах | ||
Когда и как появились государства | ||
Занятия жителей | ||
Какие культуры выращивали |
Обсуждение данных вопросов, заполнение пробелов таблицы.
Учитель: Давайте, еще раз обратим внимание на заполненную таблицу и найдем различные и схожие черты в географическом положении данных стран.
Вывод: государства расположены в долинах рек, климат благоприятен для развития земледелия. Основным занятием было ирригационное земледелие. (сходства)
Различные временные рамки появления государств, отношение к реке, различные ремесла, выращиваемые культуры.
2. Занятия жителей
Учитель: мы пришли к выводу, что жители данных государств занимались ремеслом, торговлей, рыболовством, собирательством.
Но основным занятием было земледелие. Какие же культуры выращивали жители данных государств? Чем же полезны данные культуры для человека?
Ответы детей (приложение 3)
Вывод: для укрепления здоровья необходимо правильное, рациональное питание. Правильно построенное питание способствует сохранению здоровья человека, влияет на самочувствие и настроение человека.
Динамическая пауза (приложение 4)
3. Религия Китая и Индии.
На проекторе изображены портреты Будды и Конфуция. Учитель рассказывает о происхождении данных религий.
Ребята в тетради записывают даты появления религий:
- VI в. до н.э. - буддизм;
- III в. до н.э. - конфуцианство.
Задание. Игра "Мозговой штурм"
На проекторе изображены высказывания Конфуция и 5 запретов буддизма.
Работая в группе, посоветуясь друг с другом найдите схожие по значению выражения и объясните, чем они похожи. (приложение 5)
Пять запретов Буддизма | Афоризмы Конфуция |
1. Не лишай жизни другого человека | 1. Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим |
2. Не произноси лживые слова | 2. Лишь та ошибка, Что не исправляется |
3. Не бери того, что тебе не дано | 3. Не заблуждение ли: Забывать свое дело И своих родителей |
4. Не ходи к чужой жене | 4. Не будь легок на слова, Не говори недозволенного |
5. Не употребляй алкогольные напитки | 5. Нет слова без ответа, Нет добра без благодарности |
Задание: Что общего можно найти в учении Будды и Конфуция?
Чему учат нас их учения?
Ответы детей.
4. Достижения культуры.
Учитель: До нашего времени сохранилось немало древних индийских и китайских книг, из которых мы узнаем о достижениях этих народов. В нашей повседневной жизни мы часто пользуемся вещами, родиной которых являются Индия и Китай.
Игра. На столе разложены предметы. Задание: выбрать те предметы, родиной которых является ваша страна.
Исторические задачи (приложение 6)
Рефлексия.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. И я бы хотела, чтобы вы оставили свои пожелания капитану нашего корабля.
Граффити. Я прошу трех человек из каждой команды подойти к доске. Это капитанский мостик. Возьмите в руки мелок того цвета, который соответствует вашему настроению, и на доске напишите, нарисуйте свои впечатления об уроке и озвучьте их.
Тех, кто остались на местах, я прошу взять в руки карандаши того цвета, который соответствует вашему настроению и, пользуясь памяткой (приложение 7), на ватмане написать те признаки цивилизации, которые присутствовали в ваших странах.
Ответы детей.
Домашнее задание: (на выбор)
- Нарисовать рисунок о Китае или Индии.
- Написать рассказ об одной из стран от имени путешественника.
Оценки за урок.