Основные положения реформы 1861 г.

Разделы: История и обществознание


Повышению познавательной активности учащихся, преодолению скуки, шаблона в проведении традиционных уроков способствуют ролевые игры. В качестве примера инновационного урока, на котором хорошо просматривается сотворчество учителя и учащихся, предлагаю план-конспект по теме “Падение крепостного права в России”.

Задачи урока: учащиеся должны понять, что падение крепостного права было важнейшей вехой в истории страны, началом новой буржуазной России; что оно подготовило условия для развития производительных сил страны и формирования капиталистических отношений.

Инновационность формы урока: сочетание элементов урока, экспромт-ситуаций и ролевой игры.

Оборудование: план урока, иллюстрированные творческие работы учащихся.

Эпиграф к уроку:

“Дар случайный,
Дар прекрасный –
Жизнь – зачем ты нам дана”.

(А.С. Пушкин)

Ход урока

1. Краткое вступительное слово учителя

- В середине XIX века Россия потерпела поражение в Крымской войне. Поражение в Крымской войне наглядно показало, что без ликвидации крепостного права дальнейшее развитие страны невозможно.

- Для урока по теме “Падение крепостного права в России” мы разделились на группы:

  1. группа теоретики
  2. группа инсценирования
  3. группа дизайнеры времени
  4. группа экзаменатор

- Ваша задача заключается в том, что каждая группа с точки зрения своего направления должна раскрыть сущность реформы.

2. Итак, первая группа, вам слово (раскрывают основные положения реформы).

- После выступления теоретиков группа экзаменатор рецензирует работу первой группы:

  1. Какое значение имело предоставление крестьянам личной свободы? Почему эта мера способствовала развитию капитализма?
  2. Каковы последствия наделения крестьян небольшими наделами?
  3. Почему реформа ввела положение “временнообязанных”? Кому это было выгодно и почему?
  4. Какие последствия имел выкуп для крестьянского хозяйства?

Введение экспромт-ситуации:

- Эдик, представь себе, что ты в 1861 году стоишь на позициях кардинального решения аграрного вопроса.

- Лена Морозова, твоя ситуация: в 1861 году стоишь на позициях крепостников-помещиков.

- Эдик и Лена, попытайтесь убедить друг друга в правоте своей позиции по крестьянскому вопросу.

Учитель:

- Царь искал способы облегчения положения крестьян, но настаивал на сохранении помещичьего землевладения, бесправного положения крестьян. Чем можно объяснить такую позицию самодержавия?

3. Предоставляется слово второй группе – группе инсценирования.

Александр II: “Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу”.

Священник: “Внимание! Внимание! Высочайше утвержденный его императорским величеством Манифест от 19 февраля 1981 года. Добровольное пожертвование благодарного дворянства своему народу:

А) крепостное право на крестьян отменяется навсегда. Теперь их нельзя продавать, покупать, дарить, переселять. Крестьяне получают гражданские права.

Б) помещик обязан дать небольшой надел крестьянину за выкуп: 20% выкупа платить при заключении выкупной сделки, а остальные 80% государство предоставляет взаймы крестьянам под проценты.

В) до заключения выкупной сделки крестьяне переводятся на положение временнообязанных, т.е. они продолжают платить оброк и работать на барщине…

Крестьяне (3 ученика): “Манифест подложный, настоящий помещики и чиновники скрыли от нас. Мы не признаем себя временнообязанными, отказываемся выполнять барщину и платить оброк, не хотим уступать помещику своих земель”.

Ученица: “Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после “освобождения” такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России”.

Машина времени: “Б-рр, б-рр, б-рр… Послушайте, пожалуйста, рекламные объявления.

А что же делает история? История делает себе рекламу, не простую, а очень простую, вот такую:

Если вы соберетесь вместе все крестьяне, найдете руководителя, создадите партию, продумаете программу… И через год власть в руках народа! И через год демократия – не сказка, а реальность!

Капиталисты хотят капитализма, помещики стремятся сохранить феодализм… А мы с коровой Манькой хотим свободы и надела.

Если вы хотите добиться большого успеха в укреплении экономической мощи государства: отмените крепостное право. И мощь государства будет не просто сильной, а безупречно сильной. Прогрессу другой альтернативы нет, нет, нет.

Освобождение крестьян без выкупа, помноженное на наделение крестьян крупными земельными участками. И мощь государства достигла миллиона”.

Александр II: “У меня будет вот такой миллион, я буду вот таким миллионером”.

(Рецензию по работе II группы делает группа экзаменаторов)

4. Выступает группа дизайнеры времени:

А) Пантомима на одно положение реформы

Б) положение о выкупе и временнообязанных оформлены на ватмане в виде рисунка (класс должен раскрыть суть пантомимы и рисунков)

В) дружеский шарж на одного из выступающих (шарж составляется в процессе урока).

- Группа экзаменаторов делает итог по работе III группы и общий вывод по уроку, и оценивает труд одноклассников.

Заключение. Урок заканчивается словами великого просветителя XVII века Симеона Полоцкого: “Отроче юный от дества учися, письмена знати и разум потщися. Не возленися трудов положите, имать бо тебе полза многа быти”.

III. Домашнее задание: параграф, вопрос 4; группа экзаменаторов подбирает поговорки, соответствующие сути основных положений реформы.

Ученик неисчерпаемо богат. Ему нужно лишь внушить это и создать условия для проявления его способностей. Поэтому он должен творить, выдумывать, пробовать, т.к. способности развиваются в труде и гибнут в бездействии.