Игра проводится в актовом зале школы.
Перед началом игры команды от каждого класса размещаются в центре зала за столами.
У каждой команды есть консультант из числа учащихся старших классов.
Ведущий: Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на школьной олимпиаде по истории России среди учащихся 7 и 8 классов. Олимпиада посвящена празднику, который впервые был отпразднован в этом году 4 ноября – Дню народного единства. Для нас нижегородцев этот праздник имеет особо важное значение еще и потому, что он связан с освобождением Москвы от польско-литовских захватчиков народным ополчением, которое начало свой победоносный поход с берегов Оки и Волги – из Нижнего Новгорода.
Олимпиада пройдет как обычно в форме игры. Назовем ее “ПАРУСА ИСТОРИИ”.
Сегодня вы будете не просто учениками, а станете настоящими моряками, и вам предстоит бороздить просторы истории на своих кораблях в составе дружных команд. Представляю участников олимпиады.
Ведущий представляет команды: название команды и класс.
Как мы договаривались, в каждой команде, состоящей из восьми человек, есть капитан, старший помощник капитана, штурманы, боцманы, “морские волки”.
Итак, команды готовы? Консультанты на месте? Жюри к работе готово?
Мы отплываем! (Удар колокола). На игровом поле (Приложение 1) уже выстроились корабли, готовые к отплытию. Задача каждой команды предельно проста: доплыть до маяка как можно быстрее. Вам предстоит преодолеть 1250 морских миль, зарабатывая их на шести игровых этапах. Всего вам доброго! Семь футов под килем!
I этап
Игра “ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА”
Участвует вся команда.
Ведущий: На ваших столах размещены карточки с номерами. (Карточки лежат текстом вниз. На обороте указан № карточки.) Учащиеся начинают открывать с карточки № 1, строго следуя указаниям в карточках. Все номера карточек, которые открывают учащиеся, консультанты из числа учащихся старших классов заносят в путевой лист (Приложение 2). Заполненные листы сдаются в жюри.
За одну лишнюю открытую карточку с команды снимается 10 миль.
Максимальное количество баллов – 200 миль
Текст карточек для игры “Историческая мозаика”
1. Борис Годунов приходится царю Федору Ивановичу
А. шурином (переходите к № 9)
Б. тестем (переходите к №12)
2. Ошибочка вышла! Смоленск в 1611 году был осажден поляками. Вернитесь к №21.
3. Вы не ошиблись. Род Романовых в своей родословной имеет и “Кобылу”, и “Кошку”, и Захарьиных, и Юрьевых. Переходим к №20.
4. Увы! Василий Шуйский царствовал позднее. Придется вернуться к №13.
5. Великолепный ход! Именно мясом торговал Минин в Н.Новгороде. Теперь перейдите к №19.
6. Точно. Рязанская земля стала центром формирования первого ополчения. Вперед к №22.
7. И.И. Болотников объявил себя воеводой:
А. царя Дмитрия Ивановича (переход к п. 18)
Б. царя Василия Шуйского (переход к № 11)
8. Вынужден вас разочаровать! Скипетр нес Трубецкой. Итак, еще раз к №20.
9. Правильно Ирина Федоровна – жена Федора Ивановича – была сестрой Бориса Годунова, а следовательно он приходился царю шурином. Быстрее к №13.
10. Браво! И если ваш путь был кратчайшим, то в маршрутном листе должна быть такая запись: 1 – 9 – 13 – 15 – 7 – 18 – 21 – 6 – 22 – 5 – 19 – 3 – 20 – 14 – 10.
11. Вы ошиблись, мои друзья. Он боролся против Шуйского. Вернитесь к №7.
12. Не правильно. Тесть – это отец жены. Придется все начать с начала. Вернитесь к №1.
13. Голодные годы случились в царствование
А. Василия Шуйского (переход к №4)
Б. Бориса Годунова (переход к №15)
14. Это правильный ответ! Вперед к №10.
15. Отлично. 1601 – 1603 гг. – “голодные годы”. Образно говоря, они-то и погубили царя Бориса. Переходите к №7.
16. Любопытный ход. Но не более того. Назад, к №19.
17. Да ну?! Тканями?! Не слышал такого! Вернитесь-ка к №22.
18. Совершенно верно! Переходите быстрее к №21.
19. Чьи предки носили прозвища “Кобыла”, “Кошка”?
А. Михаила Романова (переходите к №3)
Б. Василия Шуйского (переходите к №16.
20.На коронации Михаила Романова князю Дмитрию Пожарскому поручили нести:
А. скипетр (переход к №8)
Б. державу (переход к №14)
21. Первое ополчение было сформировано в:
А. Смоленске (переход к №2)
Б. Рязанской земле (переход к №6)
22. Кузьма Минин вел торговлю:
А. мясом (переход к №5)
Б. тканями (переход к №17)
Ведущий: В следующих конкурсах у столов остаются лишь отдельные члены команд. В начале это будут боцманы.
II этап
Конкурс боцманов
Участвуют по 2 человека от каждой команды.
Ведущий: Боцманы очень уважают порядок на корабле. Установите правильный порядок престолонаследия в России с 1584 по 1613 гг.
Максимальное количество баллов - 150 миль
Задание к конкурсу боцманов.
Установите правильный порядок престолонаследия в России с 1584 по 1613 гг.
- Василий Иванович
- Дмитрий Иванович
- Федор Иванович
- Борис Федорович
- Михаил Федорович
- Федор Борисович
III этап
Конкурс старших помощников капитанов
Участвует один человек.
Ведущий: Старпом контролирует команду, занимается воспитанием. В вашей команде появился лишний 1 человек. Найдите его.
Максимальное количество баллов - 150 миль
Задание к конкурсу старпомов
Определите, кто в этом списке лишний и почему.
- Дмитрий Трубецкой
- Иван – “ворёнок”
- Василий Голицын
- Федор Мстиславский
- Михаил Романов
- Дмитрий Пожарский
- королевич Владислав
- Кузьма Минин
- Карл Филипп шведский
IV этап
Конкурс штурманов
Участвуют по 2 человека от команды.
Ведущий: Проложите по контурной карте путь II ополчения. Надпишите начальный и конечный пункты этого пути. Постарайтесь надписать крупные города, монастыри через которые проходил путь ополчения.
Максимальное количество баллов - 250 миль
Рисунок 1. |
Контурная карта к конкурсу штурманов
V этап
Конкурс капитанов
Участвует один человек.
Ведущий: Капитан знает каждого члена своей команды в лицо. Узнайте, о ком идет речь в характеристике.
Максимальное количество баллов - 200 миль
Задание к конкурсу капитанов
Определите, о ком идет речь.
- Племянник первой жены Ивана Грозного.
- Двоюродный брат царя Фёдора Ивановича.
- Монашеский клобук спас его от смерти, но лишил возможности претендовать на российский трон
- При Лжедмитрии I был ростовским митрополитом
- При Лжедмитрии II стал патриархом.
- С 1611 по 1619 г. находился в польском плену.
VI этап
Конкурс “морских волков”
Ведущий: Команда выбирает трех членов команды, которые, выполнив всего три задания, могут продвинуть корабль на 300 морских миль.
Максимальное количество баллов - 300 миль
Письменное задание к конкурсу “морских волков”
1. Соотнесите событие и дату:
Избрание Михаила Романова на русский престол | А. сентябрь 1611 года |
Разгром отряда гетмана Ходкевича | Б. февраль 1612 года |
Освобождение Московского Кремля от поляков | В. август 1612 года |
Освобождение Китай-города | Г. октябрь 1612 года |
Смерть патриарха Гермогена в польском плену | Д. ноябрь 1612 года |
Воззвание Минина к нижегородцам | Е. февраль 1613 года |
2. Дайте определение терминам:
- Интервенция -
- “Семибоярщина” -
- Земский собор -
3. Напишите, что могли наблюдать нижегородцы в конце зимы 1612 года.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Движение кораблей производится по игровому полю, сделанному на магнитной доске и разделенному на 50-мильные отрезки.
- Жюри подводит итоги олимпиады после каждого конкурса и в конце игры. Победители и участники награждаются грамотами.