Тема урока: "Причины победы большевиков в Гражданской войне"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок-проект.

Цели и задачи:

  • Через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология "военного коммунизма", крестьянства в гражданской войне, "белый" и "красный" террор и другие, выяснить причины победы большевиков в гражданской войне.
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи, искать пути их решения, корректировать деятельность.
  • Понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от ненависти, насилия, произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа "осчастливить" народ.

Оборудование:

  • Карты "Гражданская война в 1928–1919 гг." и "Гражданская война в 1919–1920 гг."
  • Выставка книг.
  • Пластинки.
  • Плакаты и карикатуры.

Эпиграф:

"…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия,
в которой никогда не было победителей…

…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию.
За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по своему
Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения.
Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война".

Б.Васильев

Проектируя сегодняшний урок, мы выделили 4 микроцели и определили группы, которые должны подготовить отчеты, каким образом им удалось достичь поставленных целей.

  • 1 группа (политики-социологи) – раскрыть политические отношения в годы гражданской войны.
  • 2 группа (экономисты) – определить причины, сущность и следствие экономических отношений.
  • 3 группа (международники) – охарактеризовать международный аспект гражданской войны.
  • 4 группа (краеведы) – проанализировав собранный материал, определить роль Якутии в гражданской войне.

Ребята получили рабочие и оценочные листы, на которых будут в течение урока заполнять кластеры и оценивать по 10-бальной шкале свою работу с позиции "я", "мы", "дело". У каждого учащегося 3 вектора. По итогам урока они оценивают "я" – как работал, мы" – как мне помогали одноклассники, как я им, "дело" – понял ли материал, узнал ли больше. (Приложение 5)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Фронтальный опрос

  1. Дать определение Гражданской войны
  2. когда и почему началась гражданская война?
  3. По материалам параграфа и других источников дать характеристику этапам Гражданской войны (показать по карте).
  4. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
  5. На основе представленных видеофрагментов сделать вывод об отношении к белогвардейцам широких народных масс.

Фрагменты из кинофильма "Неуловимые мстители" (3 мин.)

Учитель дает задание группам по тестам 5 вопросов (3 мин.)

Гражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?
Вопрос о причине победы большевиков продолжает оставаться остродискуссионным.

1 версия. Некоторые отечественные историки считают, что победа большевиков – это следствие непопулярности белого движения, кроме того неорганизованности крестьянства, которое было способно лишь на стихийные выступления без перспективной цели. А также большевистский террор, – жестокость, репрессии, большевики, вдохновленные примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных, но и потенциальных противников.

2 версия. Другие историки расставляют акценты иначе: "Народ России дошел до такого состояния, что перестал верить кому бы то ни было. Солдаты перебывали и на одной и на другой стороне. Сражались в войсках Колчака, потом, взятые в плен, служили в рядах Красной Армии. Так на юге России население пережило 14 режимов, и каждая власть требовала повиновения своим порядкам и законам. Люди выжидали, чья возьмет. В этих условиях большевики переиграли всех своих противников".

III. Проверка домашнего задания

Ребята подготовили проекты своих отчетов, где были рассмотрены вопросы причин победы большевиков в Гражданской войне.
По ходу представления материалов, ребята в группах заполняют кластеры и не забывают ставить на этапах себе и группе оценки.
Консультант группы представляет документы, материалы, источники по которым работали ученики.
После анализа и выступления, благодарит за сотрудничество в группе.

Здоровьесберегающая пауза

IV. Беседа с классом

Итак, мы рассмотрели с вами ряд проблем, и выяснили, что существует множество фактов, которые в сумме определили благоприятный для советской России исход в Гражданской войне. Какие же это причины?

V. Практическое задание

Группам раздаются исторические документы с заданиями. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
На основе анализа ребята делают общий вывод.

Здоровьесберегающая пауза

Опираясь на факты, учащиеся выделяют причины победы большевиков в Гражданской войне.

1. Прежде всего, интеллигенция поддержала социалистическую революцию в начальной стадии, уничтожающей консервативные устои России.
2. Белое движение было малочисленно, т.к. не могло опереться на главную силу – крестьянство.
3. Советской власти удалось организовать гигантскую военную силу путем насильственной мобилизации, политической обработки призвавших.
4. Отсутствие необходимых специалистов, гражданских администраторов было причиной того, что необходимые реформы (аграрная) не были проведены белыми.
5. Движение интернационалистов в России.
6. Между белогвардейцами не было согласованности, политические расхождения.
7. Иностранная интервенция, поддерживающая белое движение оттолкнула от него многих его сторонников.

Вывод. Таким образом, объективные и субъективные причины (факторы) в 1918–1922 гг. оказались в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход Гражданской войны.

VI. Закрепление материала, знаний, умений

Ребята закрепляют на доске кластеры с комментариями и объяснениями.

VII. Подведение итогов

Сбор оценочных листов, векторы групп. Группы оценили по 10 бальной системе на 9 баллов.

VIII. Домашнее задание (разноуровневое)

  • 1 группа. Заполнить таблицу: внутренние факторы победы большевиков, внешние факторы.
  • 2 группа. Эссе: есть ли на ваш взгляд оправдание красному или белому террору. Подберите свидетельства современников кровавого лихолетья.
  • 3 группа. Составить тезисы на тему: "Условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны".