Цели урока:
- показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой;
- познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России;
- продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах;
- воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах.
Учебно-методическое обеспечение урока:
1. Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36. Внешняя политика России в XVII веке.
2. Задания для работы в малых группах.
3. Плакат с датами: 1632-1634гг. , 1654-1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676-1681гг. , 1686г.
4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века.
Ответы к тесту:
1 вопрос: c,
2 вопрос: c.
3 вопрос: a.
4 вопрос: 1- d,e. 2-c,f. 3- b,a.
5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.
План урока.
1. Русско-польская (Смоленская война).
2. Русско-польская война 1654-1687гг.
3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с Польшей.
Этапы урока.
I этап. Проверка домашнего задания.
II этап. Вступительное слово учителя.
III этап. Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.
IV этап. Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.
V этап. Взаимопроверка в группах.
VI этап. Ответы у доски.
VII этап. Итоговый контроль (тестирование).
Подведение итогов.
Ход урока
I этап. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется в ходе фронтальной беседы по вопросам, предложенным учащимся накануне проведения данного урока:
В чём проявилось восстановление российской экономики после периода Смуты? (§34)
В чём проявилось укрепление центральной власти в России в XVII веке? (§32).
Как восстановление экономики и укрепление центральной власти могло способствовать решению внешнеполитических задач России?
Выводы по вопросам домашнего задания:
- Восстановление российской экономики проявилось в том, что появляются первые ростки капиталистических отношений - широкое распространение получила домашняя промышленность, которая перерастала в товарное производство, были созданы условия для развития мануфактурного производства, началось формирование категории наёмных работников, были ликвидированы многочисленные таможенные пошлины, развивалась торговля, способствовавшая формированию всероссийского рынка; появились материальные возможности для решения внешнеполитических задач, в частности, средства для оснащения армии и ведения войн.
- Воцарение новой династии Романовых сопровождалось изменениями в работе государственных органов. Эти изменения были направлены на укрепление центральной, государственной, в первую очередь, царской власти, ослаблялась роль Боярской думы и усиливалась роль царя и его ближайшего окружения, Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. Собор свои важнейшие функции выполнял по изволении и по указам верховной власти, приказная система стала более разветвленной, росло число центральных ведомств. Соборное уложение 1649г. узаконило окончательное оформление крепостного права и начало перехода к абсолютизму в России. Такая концентрация власти в руках Романовых позволяла русским царям мобилизовывать ресурсы страны для решения внешнеполитических задач.
II. этап. Вступительное слово учителя (тезисы).
- Внешняя политика России в XVII веке была тесно связана с внутренней политикой.
- Как мы только что повторили, внутриполитическое положение России характеризовалось ростом промышленного и, в меньшей степени, сельскохозяйственного производства, наступлением периода относительной политической стабильности, что побудило руководство страны начать попытки возвращении потерянных территорий и реванша за поражения периода Смуты.
- Цели России во внешней политике: возвращение Смоленска и других утерянных в период Смуты территорий, выход к Балтике, а также защита территорий от посягательств Крыма и Турции
- Эти цели реализовывались в ходе: Русско-польской войны (Смоленская) 1632-1634, Русско-польской войны 1654-1667гг. , в ходе русско-турецкой войны и Чигиринских походов 1676-1681гг.
Целью нашей работы сегодня будет поиск ответов на вопросы:
- Как происходила реализация главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю?
- Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма?
Вы должны знать значение дат, выделенных в параграфе: 1632-1634. 1654-1667гг. 1648г. 1654г. 1667г. 1676-1681. 1686г.
Кроме того, в конце урока мы сделаем обобщающий вывод о том, какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?
Далее учитель знакомит учащихся в порядком работы (этапами урока).
III этап. Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.
Самостоятельное изучение осуществляется в группах по четыре человека. Все группы получают одинаковые задания – найти ответы на два поставленных вопроса. Работа в группах осуществляется в парах: одна пара работает над первым вопросом, вторая – над другим.
Столы, за которыми сидят учащиеся, расставляются попарно, таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.
IV этап. Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.
Учащимся предлагается озвучить конспективные записи. Далее, преподаватель предлагает учащимся самостоятельно внести соответствующие корректировки в свои записи, путём сравнения их с образцами ответов и подготовиться к озвучиванию содержания ответа на поставленный вопрос. Образцы ответов в виде кратких тезисов раздаются каждой группе. На эту работу отводится не более 5 минут.
Образец ответа на первый вопрос
Как происходила реализация двух главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю? (стр. 247-249 учебника до заголовка “Русско-турецкая война”)
1. Русско-польская война (Смоленская). 1632-1634.
Основные события:
- 1632, конец лета - зима: русская армия двинулась к Смоленску и осадила его,
- 1633г. : армия Владислава прорывается в город, русская армия оказывается в окружении, ожидаемая помощь из России не приходит,
- 1634г. Владислав предлагает начать переговоры, заключается перемирие: Шеин выводит армию из окружения,
- героическая оборона русской крепости Белая.
Итоги: Поляновский мир (1634г. ): Владислав отказывается от претензий на русский престол, Польше возвращаются все территории, захваченные русскими в ходе войны.
2. Русско-польская война 1654-1667гг.
События:
- 1648г. – начало освободительного движения в Украине, которое возглавил Богдан Хмельницкий,
- 1654г. : рада в Переяславле провозглашает переход Украины в подданство русского царя, начло войны России с Польшей,
- занятие русскими Смоленска и всей Белоруссии и Литвы,
- поражение русско-украинской армии под Чудовом, Хмельницкий признаёт власть Польши над Украиной.
Итоги: Перемирие в Андрусова (1667г.): Росси возвращает Смоленскую и Северскую землю, закрепляется Левобережная Украина и Киев, Запорожье остаётся под властью обоих государств.
Образец ответа на второй вопрос
Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма? Каково значение “Вечного мира” с Польшей? (стр. 249-250)
Русско-турецкая война. Чигиринские походы. 1676-1681.
События:
- вторжение татаро-турецкой армии в Малороссию,
- осада турками Чигирина, разгром турок подошедшей русской армией,
- 1678: новое наступление турок на Чигирин, русско-украинское войско оставляет город.
Итоги: 1681г. Заключение с Крымом бахчисарайского мира: перемирие на 20 лет, Левобережная Украина закрепляется и Киев за Россией,
“Вечный мир” с Польшей. 1686г.: за Россией закрепляется Левобережная Украина, Киев, Польша разрывает отношения с Турцией, заканчивается конфронтация России и Польши, заключается союз для действий против Турции.
V этап. Взаимопроверка в группах.
Учащиеся негромко озвучивают ответы на вопросы сидящим напротив членам своей группы. Преподаватель проходит по кабинету и заслушивает эти ответы. При необходимости, за прослушанные ответы или фрагменты ответов, в журнал выставляются отметки.
VI. Ответы у доски.
Учащимся предлагается ответить устно на поставленные вопросы.
VII. Итоговый контроль (тестирование).
Проводится в форме письменного тестирования в парах.
Тест. Внешняя политика России в 30-80 гг. XVII века.
1 вопрос. Боярин Шеин командовал русской армией:
a. Во время Чигиринских походов.
b. Во время штурма поляками русской крепости Белая.
c. Во время Смоленской войны.
2 вопрос. Юрий Хмельницкий во время русско-польской войны заключил договор:
a. Со шведами
b. С крымскими татарами.
c. С Польшей.
3 вопрос. В соответствие с Бахчисарайским договором Население Правобережной Украины:
a. Подлежало переселению.
b. Переходило в подданство Крыма.
c. Переходило в подданство России.
4 вопрос. Соотнеси названия войн с основными событиями:
- Русско-польская война (Смоленская).
- Русско-польская война 1654-1667гг.
- Русско-турецкая война. Чигиринские походы.
a. Русско-украинское войска оставляют Чигирин.
b. Армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко-татарской армии в Малороссии.
c. Русские войска занимают Смоленск.
d. Владислав отказывается от притязаний на русский престол.
e. Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы остаются противнику.
f. усско-украинская армия терпит поражение под Чудновым.
5 вопрос. Кратко ответьте: какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?
Подведение итогов.
1. Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос: Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?
Необходимый минимум содержания ответа: поставленные задачи внешней политики России были достигнуты частично – возвращен Смоленск и некоторые территории, не удалось выйти к Балтийскому морю, оставалась угроза южным рубежам России. “Вечный мир” с Польшей позволил перейти двум государствам от конфронтации к мирным, союзным отношениям. Причиной, почему не удалось выйти к Балтийскому морю и ликвидировать угрозу с юга, можно считать недостаточную военную мощь России, в частности, отсутствие флота и союзников, а также громоздкий государственный аппарат, не позволявший царю действовать более оперативно.
2. Выставление отметок.
a. индивидуально - за ответы в ходе фронтальной беседы и взаимопроверки.
b. за работу над тестом – каждому члену группы одинаковый балл.