Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола)

Разделы: История и обществознание


Данный урок является продолжением темы “Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви” (1-й урок “Реформы патриарха Никона”) .

Цели урока:

  • Образовательнаяформирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с европейским протестантизмом.
  • Воспитательнаяпонимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества.
  • Развивающаяумение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

Основные понятия и термины:

  • Патриаршество;
  • РПЦ – русская православная церковь;
  • Самодержавие = абсолютизм;
  • теория “Москва – Третий Рим”;
  • реформы патриарха Никона;
  • раскол;
  • канон;
  • старообрядцы;
  • самосожжение;
  • скит;
  • беспоповщина;
  • протестантизм.

Оборудование:

  • картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;
  • репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
  • карта “Российское государство в XVII в. ”;
  • таблицы: “Социальный состав раскола”, “Старообрядчество и протестантизм”;
  • Видео: “Спор о вере” (картина В. Перова из собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, “Самосожжение” (х/ф “В начале славных дел”) – 3-4 мин. или (х/ф “Михайло Ломоносов”) – 8 мин.

Ход урока

План:

1. Причины и начало раскола.

2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.

3. Социальные силы. Формы сопротивления.

4. Раскол и реформация: сходство и различия.

5. Значение раскола.

Повторение изученного материала.

1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы?

2. Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?

3. Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?

4. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия?

Переход:

1. Причины и начало раскола:

а) Причины раскола

Учитель: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум.

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

б) Начало раскола

Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.

Работа с учебником - с. 164 п. “Старообрядчество” 2-й абзац

Вопросы учащимся: - Кто возглавил борьбу с расколом в церкви после отречения Никона от патриаршества?

Противостояние старообрядцев с царской властью продолжалось и в конце XVII в.

Начались жестокие преследования старообрядцев. (“Спор о вере” (1682г. ) - видео 6-7 мин. )

- Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на вопрос: - Чем объясняется жестокое преследование старообрядцев государственной властью, в т. ч. после падения Никона?

2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум:

а) Идеология раскола

Учитель: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.

- Вспомните теорию “Москва – Третий Рим” (см. Приложение 1) .

Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .

И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

Работа с источником: - Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 48-49 (см. Приложение 2) .

б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг. )

…стал одним основоположников старообрядческого движения (Сообщение учащегося) .

Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” - замечательном памятнике русской литературы.

Работа с источником: - “Житие протопопа Аввакума” (на доске репродукции икон на тему “Жития…”

  1. учебник с. 189
  2. хрестоматия с. 41-46

1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.

2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме, на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по царскому указу “за великая на царский дом хулы”) .

Вопрос учащимся: - Ознакомьтесь с отрывком из “Жития…” (Приложение 3) и ответьте на вопросы:

- В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?

- Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?

- Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?

Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”

В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума – горячего сторонника традиционной средневековой культуры.

Всякая борьба имела для Аввакума религиозное значение, была борьбой за истинную веру, за пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и традициями, с ее тихим и плавным течением жизни.

Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников “во един день” и прежде всего Никона: “того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе “Жития” с трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Такое сочетание благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.

Вопросы учащимся: - Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы “Жития святых”?

- Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя? (Написано живым, сочным разговорным языком. В свое повествование Аввакум включил реалистически написанные бытовые сцены, описание природы, душевные переживания и страдания) . Идеи протопопа Аввакума стали основой старообрядчества.

3. Социальные силы. Формы сопротивления:

а) Социальные силы

- В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.

Задание учащимся: - Определите, используя учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол?

Ответы после обсуждения заносятся в таблицу (см. Приложение 4)

 б) Судьба боярыни Морозовой (Сообщение учащегося)

Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)

- жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова (- Что вы помните о нем?)

- очень богата

- “духовная дочь” протопопа Аввакума

- арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду

- умерла в ноябре 1675 г.

Работа с источником (см. Приложение 5. Мордовцев Д. Л. Великий раскол) :

- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?

В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.

Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.

в) Формы сопротивления.

Учитель (краткое сообщение) - После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на Урал (скиты).

Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.

- 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.

- Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек.

Задание учащимся: Посмотрите фрагмент художественного фильма “В начале славных дел” (3-4 мин) и ответьте на вопрос:

- В чем причины массовых самосожжений? (учебник с. 166, (последний абзац) .

- Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший грех?

4. Раскол и Реформация: сходство и различия.

Задание учащимся:

Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию.

Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были противоположными?

Учащиеся вспоминают об основных положениях протестантизма, сравнивают их с идеями старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в таблицу (см. Приложение 6)

5. Значение раскола.

Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим выводам:

- Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

Объяснение термина: Секуляризация – освобождение от церковного влияния

- В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.

Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – “Житие Аввакума”)

Вопрос 5 – письменно.

Литература:

1. Юрганов А. Л. , Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв. – М. : МИРОС, 1995.

2. Павленко Н. И. , Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. : Дрофа, 2001.

3. Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII в. //Преподавание истории в школе. - №2. – 1995.

4. Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения, 1999.

5. Мордовцев Д. А. Великий раскол. – М. : Современник, 1994.

6. Богданов А. П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М. : Политиздат, 1990 г

7. Буганов В. И. , Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М. : Политиздат, 1991г