Данный урок является продолжением темы “Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви” (1-й урок “Реформы патриарха Никона”) .
Цели урока:
- Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с европейским протестантизмом.
- Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества.
- Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.
Основные понятия и термины:
- Патриаршество;
- РПЦ – русская православная церковь;
- Самодержавие = абсолютизм;
- теория “Москва – Третий Рим”;
- реформы патриарха Никона;
- раскол;
- канон;
- старообрядцы;
- самосожжение;
- скит;
- беспоповщина;
- протестантизм.
Оборудование:
- картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;
- репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
- карта “Российское государство в XVII в. ”;
- таблицы: “Социальный состав раскола”, “Старообрядчество и протестантизм”;
- Видео: “Спор о вере” (картина В. Перова из собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, “Самосожжение” (х/ф “В начале славных дел”) – 3-4 мин. или (х/ф “Михайло Ломоносов”) – 8 мин.
Ход урока
План:
1. Причины и начало раскола.
2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.
3. Социальные силы. Формы сопротивления.
4. Раскол и реформация: сходство и различия.
5. Значение раскола.
Повторение изученного материала.
1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы?
2. Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?
3. Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?
4. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия?
Переход:
1. Причины и начало раскола:
а) Причины раскола
Учитель: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум.
В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.
б) Начало раскола
Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.
Работа с учебником - с. 164 п. “Старообрядчество” 2-й абзац
Вопросы учащимся: - Кто возглавил борьбу с расколом в церкви после отречения Никона от патриаршества?
Противостояние старообрядцев с царской властью продолжалось и в конце XVII в.
Начались жестокие преследования старообрядцев. (“Спор о вере” (1682г. ) - видео 6-7 мин. )
- Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на вопрос: - Чем объясняется жестокое преследование старообрядцев государственной властью, в т. ч. после падения Никона?
2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум:
а) Идеология раскола
Учитель: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.
- Вспомните теорию “Москва – Третий Рим” (см. Приложение 1) .
Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .
И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.
Работа с источником: - Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 48-49 (см. Приложение 2) .
б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг. )
…стал одним основоположников старообрядческого движения (Сообщение учащегося) .
Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” - замечательном памятнике русской литературы.
Работа с источником: - “Житие протопопа Аввакума” (на доске репродукции икон на тему “Жития…”
- учебник с. 189
- хрестоматия с. 41-46
1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.
2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме, на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по царскому указу “за великая на царский дом хулы”) .
Вопрос учащимся: - Ознакомьтесь с отрывком из “Жития…” (Приложение 3) и ответьте на вопросы:
- В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?
- Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?
- Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?
Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”
В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума – горячего сторонника традиционной средневековой культуры.
Всякая борьба имела для Аввакума религиозное значение, была борьбой за истинную веру, за пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и традициями, с ее тихим и плавным течением жизни.
Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников “во един день” и прежде всего Никона: “того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе “Жития” с трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Такое сочетание благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.
Вопросы учащимся: - Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы “Жития святых”?
- Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя? (Написано живым, сочным разговорным языком. В свое повествование Аввакум включил реалистически написанные бытовые сцены, описание природы, душевные переживания и страдания) . Идеи протопопа Аввакума стали основой старообрядчества.
3. Социальные силы. Формы сопротивления:
а) Социальные силы
- В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.
Задание учащимся: - Определите, используя учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол?
Ответы после обсуждения заносятся в таблицу (см. Приложение 4)
б) Судьба боярыни Морозовой (Сообщение учащегося)
Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)
- жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова (- Что вы помните о нем?)
- очень богата
- “духовная дочь” протопопа Аввакума
- арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду
- умерла в ноябре 1675 г.
Работа с источником (см. Приложение 5. Мордовцев Д. Л. Великий раскол) :
- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?
В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.
Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.
в) Формы сопротивления.
Учитель (краткое сообщение) - После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на Урал (скиты).
Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.
- 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.
- Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек.
Задание учащимся: Посмотрите фрагмент художественного фильма “В начале славных дел” (3-4 мин) и ответьте на вопрос:
- В чем причины массовых самосожжений? (учебник с. 166, (последний абзац) .
- Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший грех?
4. Раскол и Реформация: сходство и различия.
Задание учащимся:
Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию.
Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были противоположными?
Учащиеся вспоминают об основных положениях протестантизма, сравнивают их с идеями старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в таблицу (см. Приложение 6)
5. Значение раскола.
Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим выводам:
- Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.
Объяснение термина: Секуляризация – освобождение от церковного влияния
- В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.
Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – “Житие Аввакума”)
Вопрос 5 – письменно.
Литература:
1. Юрганов А. Л. , Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв. – М. : МИРОС, 1995.
2. Павленко Н. И. , Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. : Дрофа, 2001.
3. Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII в. //Преподавание истории в школе. - №2. – 1995.
4. Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения, 1999.
5. Мордовцев Д. А. Великий раскол. – М. : Современник, 1994.
6. Богданов А. П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М. : Политиздат, 1990 г
7. Буганов В. И. , Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М. : Политиздат, 1991г